Часы. Их прошлое, настоящее и будущее
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОД «Путешествие в прошлое часов»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов;
Задачи:
Образовательные:
- Подвести к пониманию того, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
- Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.);
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.
- Приобщение к духовным ценностям.
(Предметные картинки с изображением часов; Мини-музей часов; циферблаты, стрелки, болты и гайки, картинки часов для театрализации)
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети стоят полукругом) Ребята, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки мне и гостям.
(включается магнитофон со звуками разнообразных часов)
Ой, ребята, что это? Какие-то звуки… (Ответы детей)
Да, ребята, это звуки часов. А как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)
А вы хотите побывать в музее часов и познакомиться с историей их возникновения? (Ответы детей)
Закройте на минутку глаза, слушайте и повторяйте за мной слова.
- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
Раз, два, три, в далёком прошлом окажись.
(дети открывают глаза и видят перед собой Фею часов, стоящую возле музея часов)
Здравствуйте дети, я Фея часов. Вы попали в музей. У меня в музее много разных часов: и старых и новых. Присаживайтесь поудобнее, и я вам расскажу интересную историю…(дети садятся на коврик)
Однажды вечером, когда я уже спала, мои часы затеяли спор: кто из них точнее, практичней и удобнее.
Первыми начали хвастаться солнечные часы: «Мы самые лучшие, самые большие». Но песочные возмутились: «Вы хороши только днем, до заката солнца, а ночью вы бесполезны». «Вот мы самые лучшие!». Но в спор вступили механические часы: «Вы показываете только определенный отрезок времени и вас постоянно надо переворачивать, поэтому вы не удобны! А вот мы и красивые и удобные, потому что нас можно всегда носить с собой. Мы самые-самые! Мы бываем разные настенные, напольные, карманные, наручные! И, вообще, мы самые лучшие!». «Ну, уж нет! Это мы самые точные и удобные», - не выдержали электронные часы. «Вы тоже не так хороши, без батареек вы не работаете!». Поднялся такой шум, что я проснулась и услышала этот спор.
Интересная была сказка?
Ребята, а вы как думаете, какие часы самые лучшие? (Ответы детей)
В конце нашей встречи я вам обязательно скажу, какие часы самые главные (лучшие).
А скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какие часы появились первыми? (Ответы детей) Давным–давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. А потом придумали солнечные часы. Делали их люди на земле – рисовали круг, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Почему? (Ответы детей)
Потом появились водяные часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.
Подходите к моему музею. Встаньте удобно, чтобы каждому из вас было видно все экспонаты моего музея.
У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 1, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1, 5 и 10 минут. Посмотрите, какие они.
Прошло много времени с тех пор, и человек придумал часы с механизмом. А знаете, что такое механизм? Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.
Вот эти огромные часы – это старинные механические часы. Их заводили ключом, и они каждый час отбивали время. Эти часы вешали на стену и как вы думаете, они называются? (Ответы детей) Да, ребята, это настенные часы.
А это часы, которые обычно ставили на стол. Как они называются (Ответы детей). Да, это настольные часы. Их много и все они очень разные.
А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно…
Он на тумбочке стоит, на весь дом с утра звенит:
«Эй, вставайте, детвора! В детский сад идти пора!
Да, ребята, это будильник. (завести будильник).
А вот это тоже часы из прошлого. Эти часы носили в кармане и они назывались (Ответы детей) Правильно, карманные часы.
Ребята, а у кого из вас есть часы? И кто из вас их носит на руке? Как эти часы называются? (Ответы детей) Они бывают мужские, женские и детские.
Обратите внимание вот на эти часики. (часы с магнитом) Эти часы даже можно примерить.
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.
А теперь вы догадались, какие часы самые лучшие?
Часы во все времена были очень полезны и необходимы людям и хороши по-своему. Они все выполняли одну и ту же работу – определяли время. Но с годами человек придумывает новые часы, постепенно их усовершенствуя. Но все равно они все очень дороги для людей.
Как быстро время пролетело, пора мне музей свой закрывать, а вам возвращаться в детский сад. Я рада знакомству с вами. Вы любознательные и очень смышленые ребята. До свидания. Но чтобы попасть в детский сад, закройте глаза и повторяйте за мной.
«Раз, два, три – вокруг себя ты повернись
Раз, два, три – и в детском саду окажись»
Ребята, я снова рада вас видеть, вы побывали в музее, узнали много нового и интересного, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка (песня «Часики» - Фиксики)
Молодцы, подвигались и немного отдохнули.
Ребята, подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.
Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.
Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали. А сейчас я предлагаю вам смастерить часы самим.
Вы сегодня видели много часов. Возьмите каждый себе циферблат, стрелки, шуруп с гайкой. Постарайтесь привинтить стрелки к циферблату.
(С детьми, которые раньше справятся с заданием можно попробовать определять время)
Вот какие замечательные часики у вас получились на память о нашей встрече, они вам помогут научиться определять время и никогда никуда не опаздывать.
Список литературы:
- Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
- «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с.
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г.
- Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки» « Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»
Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки»« Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»...
НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"
Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...
настольно-печатная игра "Путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Киселевска"
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры развиваются познавательные способности детей, получают знания о истории своего города....
Технологическая карта (конспект) "Время - прошлое, настоящее и будущее"
НОД с детьми подготовительной группы с применением технологии "Путешествие по реке времени"...
Эссе "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее и будущее професии)"
Эссе на областной конкурс "Педагог года 2020"....
Конспект НОД в подготовительной группе «Профессии прошлого, настоящего и будущего»
Конспект НОД в подготовительной группе «Профессии прошлого, настоящего и будущего»...
Проект "Профессии прошлого, настоящего и будущего" для обучающихся дошкольного возраста в условиях ФГОС
Данный проект знакомит обучающихся с профессиями прошлого, настоящего и будущего через разнообразные виды деятельности с использованием инновационных форм и методов....