Воздух и его свойства.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, трудолюбие, посредствам поощрения к посильному участию в совместной деятельности, воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку,
Развивающие задачи:
Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь другому в процессе совместной деятельности.
Обучающие задачи:
Совершенствовать умение изучать окружающий мир используя различные анализаторы, обогащать знание детей о свойствах воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструкт НОД. Экспериментирование в подготовительной группе. | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт
Организации непосредственно-образовательной деятельности Карповой Натальи Владимировны.
ДОО: МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»
Группа: Подготовительная группа
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Воздух и его свойства».
Вид НОД. экспериментирование.
Форма НОД: подгрупповая
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Учебно-методический комплект:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.-328с.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2013г.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2013.
- Т.И. Гризик, Г.В. Бутылкина «Ребенок познает мир». – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003г
- Интернет- ресурсы
Формы организации: (фронтальная, индивидуальная).
Цель: развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, трудолюбие, посредствам поощрения к посильному участию в совместной деятельности, воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, Развивающие задачи: Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь другому в процессе совместной деятельности. Обучающие задачи: Совершенствовать умение изучать окружающий мир используя различные анализаторы, обогащать знание детей о свойствах воздуха | Игорь П. - учить выдвигать гипотезы и строить предположение. Настя - побуждать отвечать полным предложением. Тимур - побуждать к инициативности включению в деятельность. |
Планируемый результат:
Дети демонстрируют умение доводить дело до конца,
Дети проявляют самостоятельность, инициативность,
Дети проявляют познавательные процессы: восприятия, внимание, мышление.
Демонстрируют умение работать в коллективе.
Дети умеют синтезировать полученные в ходе эксперимента знания.
Принципы дошкольного образования (ФГОС)
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.
Средства воспитания и обучения: Наглядные: мультимедийные презентация, видео физминутки, карточки-выводы, правила работы в лаборатории (схема), письмо + загадка про воздух. Оборудование: Воздушный шар большой (имитация), магнитофон (запись песни Ёлка «На большом воздушном шаре», вешалка с фартуками для работы, шапочки на каждого ребенка, салфетка, емкость с водой, пластилин, воздушные шарики (в подарок), весы + 2 шарика (для определения веса), игра «Аэрбол». На подносах: одноразовая салфетка на стол (каждой паре), стакан с водой, полиэтиленовый пакет, соломинка для коктейля, шпажка, веер.
Последовательность деятельности | Методы | Содержание деятельности педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационный этап. Задача: Поддерживание эмоционально-психологического климата. Подготовить детей к началу работы, собрать внимание детей. |
| - Здравствуйте ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, поздороваемся с ними и пошел наш воздушный поцелуй. - Представляете, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). - Хотите узнать, что нам прислали? Пусто. - Обратите внимание на крышке, прикреплена, какая- то открытка с загадкой. – Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтобы дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! (воздух) - Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) | Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог.
| Дети мотивированы, проявили заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности. |
2.Мотивационно-целевой этап. Задача: Организовать детей и мотивировать их внимание для проведения следующей деятельности. | Объяснение, беседа, демонстрация | Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. - Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. - А каким воздухом полезно дышать? (Чистым). -Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город и.т.д. - А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. - Правильно, всему живому. -А что может загрязнить воздух? (СЛАЙД «загрязнение воздуха») - И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, я предлагаю совершить вам путешествие. - А каким транспортом можно путешествовать? (ответы детей) (СЛАЙД 2 «Аэростат») - А мы совершим путешествие на воздушном шаре. Звучит музыка, дети имитируют полет на шаре. | Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы пробуют и высказывают свои предположения. | Дети проявили заинтересованность, инициативность, любознательность; выделяют проблему и предлагают возможные решения. |
3. Основной этап. Задача: Организовать детей и мотивировать их внимание для проведения следующей деятельности. | Объяснение Беседа Демонстрация | -Где мы с вами очутились? Как вы думаете? (ответы детей). - Мы совершили полет и очутились на станции «Экспериментальная» -Что мы будем делать? - Правильно, мы находимся в самой настоящей научной лаборатории. - Ребята сегодня мы будем с вами исследователями, и будем работать в лаборатории. СЛАЙД (СЛАЙД № 3 фото лаборатории). Лаборатория-это место, где ученые проводят опыты, эксперименты. Там всегда чисто, светло, а главное тихо. Потому что каждый работает над своим открытием и решает проблему. Сегодня мы тоже с вами попытаемся решить проблему и сделать открытие. Воспитатель предлагает детям надеть специальную одежду для работы в лаборатории. - Прежде чем, мы приступим к работе, кто мне напомнит основные правила работы в лаборатории. Воспитатель обращает внимание детей на карточку схему «Правило работы в лаборатории». -Каждый вывод, сделанный нами в лаборатории, я предлагаю фиксировать карточкой. | Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают. Дети сотрудничают с воспитателем. Выражают свои мысли. Владеют монологической и диалогической речью. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделили существенные признаки и связи предметов и явлений; |
4.1 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение. | Объяснение Показ | -Как вы считаете в нашей группе есть воздух? (ответы детей). -Имеет ли он цвет и запах? - А мы можем это проверить? Как? (ответы детей). - Я предлагаю вам провести эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть все наши предложения. | Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Осуществление эксперимента №1Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом. | Объяснение и показ. | - Эксперимент №1 «Как поймать воздух?» -Внимание! Уважаемые коллеги прошу вас обратить внимание на предметы, которые расположены у вас на столе. Будьте осторожны при работе с острыми предметами. - Кто нам напомнит правило, при работе с острыми и колющими предметами? -Все правила вспомнили, самое время приступить к работе. - Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. -Что произошло с пакетами? -Что в них находится? - Какой он? -Вы его видите? -Теперь мы должны определить, имеет ли воздух запах? Для этого, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. -Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». КАРТОЧКА | Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; выделили существенные признаки и связи предметов и явлений. |
4.2 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение. | Объяснение и показ | - У меня в руке стеклянный стакан. – Скажите он пустой? -Что в нем находится? (Воздух, ничего) -Как можно это доказать?
| Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Осуществление эксперимента №2 Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом. | Объяснение и показ | Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стакане?» - Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стакана приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем его в ёмкость с водой, до дна. Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокла ли салфетка. Проделываем опыт. -Что же случилось с салфеткой? (Она сухая) Почему? Как считает? Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду. КАРТОЧКА | Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; выделили существенные признаки и связи предметов и явлений. |
5.Смена видов деятельности Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение | Показ | (ВИДЕО) - Видео фрагмент разминки. - Вот мы и отдохнули. Уважаемые коллеги. Прошу вас занять свои места в нашей лаборатории. | Выполняют движения. Физкультминутки вместе с героями клипа. | Дети расслаблены, отдохнули. Готов к дальнейшей деятельности |
4.3 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение. | Объяснение и показ | - Как вы думаете сколько воздуха в легких человека? И есть ли он там? | Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Осуществление эксперимента № 3. Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом. | Объяснение и показ | Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. - Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) -Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. КАРТОЧКА | Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; выделили существенные признаки и связи предметов и явлений. |
4.4 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение. | Объяснение и показ | - Как вы считаете воздух подвижный? -Можно ли почувствовать, как воздух двигается? | Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Осуществление эксперимента №4 Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом. | Объяснение и показ | Эксперимент №4 «Чувствуем воздух» Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его - Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да) - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки). КАРТОЧКА | Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; выделили существенные признаки и связи предметов и явлений. |
4.5 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение. | Объяснение и показ | - Имеете ли воздух вес? -Если мы выяснили, что потрогать его нельзя, он не видимый, как же быть? -Я предлагаю провести вам следующий опыт. Что бы узнать вес воздуха. | Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Осуществление эксперимента №5 Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом. | Объяснение и показ | Эксперимент №5 «сколько весит воздух» - Посмотрите, на что похоже наша конструкция? (на весы). - Эти пустые шарики имеют по отношению к друг другу, какой вес? (одинаково) -Я предлагаю один шарик надуть и посмотреть, что же произойдет. (шарик без воздуха поднялся вверх, а с воздухом опустился вниз). Вывод: Воздух имеет вес. КАРТОЧКА | Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; выделили существенные признаки и связи предметов и явлений. |
6. Заключительный этап. | Объяснение Показ Беседа. | - Мы добрались до станции, название которой «Игральная». Для игры нам понадобиться трубочка, дыхание (воздух), мячик и игровое поле. Игра называется, «Аэробол» - Название игры вам говорит о чем то? На что похожа игра? Игроки это вы. Мы разделимся на команды и будем забивать гол, мячиком, но мячик можно передвигать при помощи воздуха и трубочки. | Дети внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность; Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
7. Вывод. Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать. | Беседа, поощрение. | А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на нашем воздушном шаре. Скажите ребята, кем мы с вами сегодня были? -А чем занимаются исследователи? -Ребята давайте перечислим, какие открытия мы сегодня сделали? С детьми обсуждаются понравившиеся моменты, новые впечатления, полученные в ходе экспериментальной деятельности. Включить музыку про шар воздушный. | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог. Анализируют полученный результат. | Дети вступили в диалог с воспитателем, ответили на поставленные вопросы; Сделали вывод в соответствии с результатом эксперимента; Оценили результат своей деятельности. |
8.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование. Задача: Мотивировать детей на дальнейшие исследования. | Эмоциональное стимулирование. | Мы вернулись в детский сад. Путешествуя на воздушном шаре, мы посетили лабораторию. С помощью экспериментов мы видели воздух, ощущали его, играли с ним. -С кем мы можем поделиться нашими знаниями? -Я сегодня принесла вам в подарок шарики. - Как вы думаете, почему они называются воздушные. -Как и во что можно поиграть с ними? | Слушают Отвечают | Вступили в диалог с воспитателем, ответили на поставленный вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....
Воздух и его свойства. Охрана воздуха
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...