Игры-эксперименты с водой в старшей/подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Н.Н.Подъяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Игры-эксперименты с водой в старшей/подготовительной группе
Подкорытова В.Н. воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко», Каргатского района, Новосибирской области.
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет творческая деятельность.
А.С. Выготский
Актуальность проблемы:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т.п. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение воздуха в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.
Психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Н.Н.Подъяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно-научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. У китайского народа есть изречение: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это выражение сущность восприятия окружающего мира дошкольником.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель проекта: формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений, познавательного интереса через поисковую деятельность.
Задачи:
- формирование представлений о воде, ее состояниях;
- навыки наблюдения и экспериментирования;
- начальные знания о рациональном использовании природных ресурсов;
- развитие воображения, речи, мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- интереса к природе родного края, представления об экологических проблемах родного села;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- освоение навыка экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды.
Основные принципы реализации проекта:
- создание предметно-развивающей среды;
- «вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр;
- партнерство ребенка и взрослого в поисковой деятельности.
Формы и методы реализации проекта:
Наблюдения, экскурсии;
- создание картотеки экологических игр;
- экологические поисковые занятия;
- рассказывание экологических сказок, загадывание загадок, разучивание стихов;
- изготовление игр и пособий для занятий;
- продуктивная художественная деятельность;
- экологические выставки;
- развлечения экологической направленности;
- оформление тематических консультаций;
- создание мини – лаборатории, проведение опытов
Ожидаемые результаты:
- сформированы познавательные мотивации;
- первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- развитие инициативы, самостоятельности, творчества.
Литература:
1.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет – Волгоград.: Учитель, 2009
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2002
3.Журнал Дошкольная педагогика - № 4/2012, с. 28-31; № 10/2012, с. 17-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни в старшей, подготовительной логопедической группе
Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни в старшей, подготовительной логопедической группе...
Игры - эксперименты с воздухом для детей средне - старшей группы.
Игры - эксперименты с воздухом для детей средне - старшей группы. Взрослый предлагает детям определить, что сделается с пустым спичечным коробком, если с размаху ударить по нему кулаком (возможно...
Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"
Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....
Проект «Волшебница вода» в старше-подготовительной группе
Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без нее не могут прожить растения, животные, человек. Все это...
Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» Фотоотчет
Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетЧернова Оксана ИгоревнаИгра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетФотоотчёт :...
Планирование "Неделя воды" в старшей-подготовительной группе "Пчелки"
Планирование "Неделя воды" в старшей-подготовительной группе "Пчелки"...
Игры-эксперименты со снегом и льдом в младшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и льдом в младшей группе с целью расширения представлений детей о физических свойствах снега и льда....