Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Николаевна Башкова

Данное занятие позволяет не только расширить знания воспитанников о птицах, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В ходе данного занятия учащиеся учатся наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц, изучают правила поведения в природе. Данное занятие воспитывает в детях любовь к животным, заботливое отношение к птицам, трудолюбие, милосердие.  В конце занятия проводится выставка кормушек, вывешивание их. Данный материал можно использовать   на занятии по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МБДОУ  Д/с «Золотая рыбка»

Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Птицы нашего участка. Кормушки для птиц».

Подготовила: Воспитатель 1 категории Башкова Т.Н.

Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

  • формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях;
  • развитие интереса к животному миру;
  • активизация речевого запаса детей; развитие связной речи;
  • развитие познавательной активности;
  • воспитание гуманного отношения, чувства ответственности ко всему живому.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • беседа «Наши пернатые друзья»;
  • чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», В. Чаплина «Крылатый будильник», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
  • художественное творчество: рисование «Сел на ветку снегирёк», рисование «Кормушки для птиц»;
  • прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Голоса птиц».

Материалы, необходимые для изготовления кормушки:

  • картон;
  • клейстер мучной;
  • разноцветные ленточки;
  • зерновая смесь для птиц;
  • семечки подсолнуха, кукуруза, сушеные ягоды и пр. для добавления в зерновую смесь по желанию детей;
  • ножницы;
  • простые карандаши;
  • трафареты для обрисовывания формы кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр.);
  • тарелочки для зерна;
  • ложки или большие кисти для клейстера;
  • подставка для развешивания готовых кормушек на обсушку;
  • влажные салфетки для вытирания рук.


ХОД:

Звучит аудио запись «Звуки природы. Голоса птиц»

В: Ребята, что вы сейчас слышите?

Д: Пение птиц.

В: Скажите, пожалуйста, а почему сейчас мы можем послушать пение птиц только в записи?

Д: Наступила осень и птицы улетели на юг.

В: Все ли птицы испугались наступивших холодов и улетели?

Д: Нет, не все. Есть птицы, которые остались.

В: Тогда скажите мне, пожалуйста, почему одни птицы улетели, а другие остались?

Д: Одни перелетные птицы, а другие зимующие.

В: Чем же отличаются перелетные птицы от зимующих, почему они улетают?

Д: Перелетные птицы питаются насекомыми, осенью они пропадают, впадают в спячку. Птицам становится нечего есть и поэтому они улетают на юг, где много разных насекомых.

В: А почему же тогда зимующие птицы остаются с нами?

Д: Они не питаются насекомыми. Они едят зерна, семечки, ягоды…

В: Ребята, а я знаю много загадок о зимующих птицах, можно я вам их загадаю? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.(презентация)

1.Зимой на ветках яблоки!                           2.Непоседа пёстрая,

Скорей их собери!                                        Птица длиннохвостая,

И вдруг вспорхнули яблоки                        Птица говорливая,

Ведь это…(снегири)                                     Самая болтливая. (сорока)

3.Чик-чирик!                                                 4.Синяя косынка,

К зёрнышкам прыг!                                         Тёмненькая спинка. 

Клюй не робей!                                                Маленькая птичка

Кто это? (воробей)                                          Звать её…(синичка)

5.Кар –кар-кар!                                             6.В лесу под щебет, звон и свист

Кричит плутовка.                                            Стучит лесной телеграфист:

Ну и ловкая воровка!                                      «Здорово, дрозд - приятель!

Все блестящие вещицы                                  И ставит подпись…(дятел).

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? (ворона)

7. Всю ночь летает –                                    8. Птицей мира он зовётся

Мышей добывает.                                            С крыш стрелой к земле несётся,

А станет светло –                                             Если видит гору крошек.

Спать летит в дупло (филин)                          Сизый, белый и хороший (голубь)

 В: Молодцы, всё правильно угадали, а у меня есть ещё задание.

В: Ребята, у меня есть картинки с изображением птиц. Помогите мне разобраться, какие из них перелетные, а какие зимующие? (Д/И «Рассели птиц») Давайте зимующих птиц расположим на зимнем дереве, а перелетных – на летнем дереве.

Дети берут по несколько карточек с изображением птиц (филин, снегирь, воробей, ворона, голубь, сойка, синица, сокол; соловей, иволга, кукушка, скворец, ласточка, жаворонок, аист, дрозд) и развешивают их на соответствующие деревья. Воспитатель спрашивает у детей, как называется та или иная птица.

В: Дети перелетные птицы в теплых краях всегда найдут себе пропитание. Скажите, а как же быть с зимующими птицами? Где им зимой взять корм?

Д:  Зимующих птиц подкармливают люди.

В: Чем же они их кормят?

Д: Пшеном, семечками, зернами…

В: Как люди это делают?

Д: Выносят корм на улицу и высыпают на землю.

В: А что если будет снежная погода, весь корм засыплет снегом, как же быть птицам, они не смогут добраться до зерна. Наверное, нужно что-то придумать, что бы решить эту проблему…

Д: Можно сделать кормушки для птиц.

Происходит беседа о том, какие бывают кормушки, как они выглядят, из чего человек их может сделать. Можно показать детям изображения разных кормушек: из пакетов для молока, из пластиковых бутылок, деревянные кормушки, кормушки из картона и пр. (слайды)

В: У нас уже наступили холода и птицы нуждаются в нашей помощи. Не могли бы вы помочь мне сделать кормушки для птиц?

Д: Да

В: Вот только есть небольшая проблема. У меня очень много разного корма для птиц, но нет никаких материалов, для того чтобы сделать кормушку. Нет ни пластиковых бутылок, ни пакетов от сока и молока, ни деревянных дощечек. Как же нам быть?

Дети предлагают свои варианты решения.

В: Я тоже очень долго думала над этим вопросом и придумала вот такую кормушку…

Воспитатель демонстрирует детям готовую кормушку. Беседуют о том, из чего она изготовлена.

В: Ребята, а какие продукты можно есть птицам, а какие нельзя вы знаете?

Д: Ответы детей.

Затем приступаем к изготовлению кормушки. Предварительно поговорив с детьми о том, что используемый состав для наклеивания зерна безопасен для птиц, поскольку сварен из муки;  повторив с детьми правила пользования ножницами. Предварительная работа. (Дети самостоятельно выбирали для себя трафарет будущей кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр.), обрисовывали его на картоне, выбирали ленточки понравившегося цвета для своей кормушки. Вырезали полученный рисунок. В картонной детали кормушки делали отверстие, привязывали ленточку понравившегося цвета.) В отдельной тарелочке готовят смесь для кормушки. Обмазывают картонную деталь клейстером и посыпают зерновой смесью. Можно обсудить, какие семена есть в смеси, которой они обсыпают кормушку… Готовые кормушки вешают на подставку для того, что бы просохли.

Параллельно с тем, как дети работают над своими кормушками можно провести с ними речевую игру «Скажи какой/какая?». Например, воробей какой? (серый, шустрый, неунывающий…), сорока какая? (хитрая, быстрая, шумная). Сова какая? (хищная, сонная, бесшумная). Ворон какой? (черный, умный, грозный) и т.д.

 

В: Ребята, мы сегодня много говорили с вами о птицах, узнали, чем можно кормить птичек, а чем ни в коем случае нельзя, сделали для них кормушки, сами превращались в птичек, играли в игру.

      И помните!  Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая  часть  зимних  ягод  и  плодов съедена  или  пропала,  дополнительные подкормки  особенно  важны.

       Мы рады, что сегодня сможем позаботиться о братьях наших меньших и  помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего посёлка. Заботясь о птицах, мы получим прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

А когда будем вывешивать кормушки, то будем проговаривать следующие слова.

Мы кормушки смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья».

Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пун...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путь хлеба до нашего стола»

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом....