Экологическая тропа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol.tropa_.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Экологическая тропа»
4 группа
Воспитатели:
Дуброва Н.Н
Пантелеева М.Н.
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи:
-Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой ;
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Остановками экологической тропы являются:
1. «Берёзка»
2. «Елочки – красавицы»
3. «Веселый скворечник»
4. «Терем-теремок»
5. «Зеленая аптека»
6.«Цветик – семицветик»
Ход занятия:
- Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
- Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.
- Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!
1 Станция: «Берёзка»
Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:
« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору . Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)
- Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?
Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»
2 Станция: «Ёлочки – красавицы»
Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель .
Воспитатель: - Ребята давайте рассмотрим ель, ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус (треугольник).
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень
приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
-Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?
Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
-Вопросы:
– Каким деревом является ель? (хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
- Как называется лес, где растут только ели? (ельник)
Какую пользу приносит ель?
- снабжает диких животных и птиц шишками с семенами;
- очищает воздух от вредных веществ и примесей;
- выделяет кислород круглый год;
- летом служит источником прохлады и тени;
- Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Пока мы идем дальше ,давайте поиграем?!
Дидактическая игра «Овощи- фрукты»
Кто тут ловкий, погляжу…
Руки выше поднимаем
Если овощ вам скажу.
Если фрукт я назову,
Руки быстро на траву!
( картофель , абрикос, морковь, капуста, яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).
3 Станция: «Веселый скворечник»
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Вопросы:
- Что такое скворечник? (ответы детей)
- Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей)
- Для кого человек сделал скворечник? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? (ответы детей)
- Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов? (ответы детей)
-Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой? (ответы детей).
-Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переносить такие сильные морозы которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
- После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички) .
Воспитатель : Молодцы! А пока мы идем дальше попробуйте отгадать мои загадки об овощах:
1.Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка –
2.Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту –
3.Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь –
4.Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла –
5.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук –
6. Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок –
7. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- помидоры –
8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец –
4 Станция: «Терем-теремок»
Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Дети рассматривают пень.
5 Станция: «Зелёная аптека»
Воспитатель: - Сегодня ребята я приглашаю вас посетить «Зелёную аптеку».
- Ребята, а что такое аптека? (Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …)
- Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете?
Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы.
- Правильно! И сегодня я вам расскажу, какие лекарственные растения могут находиться в зеленой аптеке!
- Первое растение, о котором я хочу вам рассказать, называется Мать и Мачеха.
- Ребята, давайте посмотрим это растение внимательней. Какие части есть у этого растения? (корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (легким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (защищает растение от холода). Какие части еще есть у растения? (листья). Приложите ладонь к листу, посмотрите, ребята, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (большие, крупные).
- А почему это растение называется мать-и-мачеха? (Ответы детей.)
-Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете? (мягко, тепло). Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха.
Это растение поможет вылечить бронхит и пневмонию у больных пациентов, лечит кашель. Для того, чтобы приготовить из этого растения лекарство нужно сорвать листья, помыть их и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больного.
- Следующее растение ,о котором мне хочется вам рассказать называется – Подорожник.
- Давайте посмотрим, вы знаете это растение? Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (упругие, с прочными, словно, капроновыми жилками). Какие листья по форме? (овальные).
- Подорожник, ребята, заживляет ранки.
- Отвар подорожника лечит болезни горла.
- Болезни горла лечит ещё и Ромашка, послушайте стихотворение:
Когда моё горлышко болит
Ромашка поможет, она исцелит
Я ею горлышко пополощу
Станет все в порядке,
И в садик я пойду.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? (Ромашка растет везде: на лугу, на полянке, около речки, у нее не высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и их много, белые лепестки и желтая середина.)
-Люди собирают цветы ромашки, сушат их и готовят из них отвар, которым поласкают горло при ангине, стоматите и т.д.
- Последнее растение, о котором я вам сегодня расскажу, называется Клевер.
- Му, - мычит с утра теленок, -
Клевер мне дает силенок.
Без него я на лугу
И денечка не могу.
- Люди используют траву, цветки, корни растения, которые заготавливают летом ,во время его цветения. Цветы листья срезают, а затем сушат в тенечке, после чего используют для приготовления целебных настоев и отваров которые используют наружно при кожных заболеваниях, например, псориазе, экземе (детской), диатеза. Внутрь принимают при комплексном лечении малярии, ревматизма. Применяют при мочекаменной болезни, кровотечениях, анемии.
- Ребята мы сегодня с вами познакомились с некоторыми растениями «Зелёной аптеки», какие это растения? (ответы детей)
- На самом деле в «Зелёной аптеке» ещё много разных растений.
6 Станция: «Цветик – семицветик»(клумба)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(цветы)
- Какое сейчас время года?
- Что происходит с растениями летом (осенью)? - Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля, насекомые и люди.)
- Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
-Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.)
- Как нужно ухаживать за клумбой ,чтобы она всегда радовала красивыми цветами? (Прополка , рыхление , подкормка , правильный полив. Ни в коем случае нельзя поливать цветы под палящим солнцем, поскольку это может вызвать у них появление ожогов, это лучше делать утром или вечером.). Можно ли их срывать с клумбы?
- Ребята, цветы бывают однолетними и многолетними.
- Однолетними называют те цветы, которые живут от весны до осени, например, астры и бархатцы; многолетними называют те цветы, которые живут и цветут больше двух лет, например: роза , астильба, нарцисс ,хоста, лилия.
-. Много стихов написано и о цветах. Послушайте стихотворение: «Анютины глазки - цветочки из сказки, в зелененькой травке пестреют они. Анютины глазки - цветочки-раскраски, и солнечной ласки их глазки полны». - О каком цветочке говорится в стихотворении?
- «Анютины глазки» растут и на нашей клумбе, давайте рассмотрим их, какого цвета и формы лепесточек, листочки, стебель, стебель короткий или длинный.
- На нашей клумбе растут ещё петунии(однолетнее), бархатцы(однолетнее), декоративная трава осока(многолетнее), хоста(многолетнее). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знакомые цветы на клумбе.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....