Семинар-практикум "Организация прогулки в ДОО"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Цель: объединить усилия педагогов для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulkiv_doo.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: объединить усилия педагогов для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство молодых воспитателей.
Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок.
План проведения
1. Упражнение «Образная пластика в парах»
2. Вступительное слово
3. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Ход семинара
1. Упражнение «Образная пластика в парах»
Цель: способствовать развитию выразительного поведения, побуждать участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Ведущий раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получится.
2. Вступление
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие
проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна: в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения; речевыми умениями; опытом общения с детьми и взрослыми; отражении в подвижных играх различных сюжетов; обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр; формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом; расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…
3. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
3.1. Основные задачи прогулки. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Значение прогулки для развития детей. - развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе. - дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д. - удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит). - дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. - у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
3.2. Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:
1. Главный метод знакомства дошкольников с природой родного края – наблюдение! Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад). В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней. На прогулках в младших группах наблюдения должны быть кратковременны, но часто должны повторятся. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. Начиная со средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке. 2. Трудовая деятельность. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за ними. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. 3.Необходимо отметить роль игры во время прогулки, так как именно она является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это могут быть подвижные, дидактические, словесные игры). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Целесообразно использовать разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Во время прогулок для знакомства с народными обычаями и традициями казаков на Дону используются народные и казачьи подвижные игры: «Утица», «Нагайка», «Наездники»,«Заря-заряница», «Охотники и зайцы», «Перетягивание каната» и т.д.
Использование в речи пословиц и поговорок о природе во время прогулок, способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Экскурсии – один из видов прогулки. Экскурсии способствуют формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку. Темы экскурсий могут быть таковы: «Наша улица», «Почта», «Магазин», «Достопримечательности города», «Экскурсия в зимний парк», «Весенняя экскурсия» и т.д. Итак, воспитание патриотизма, нравственных чувств посредством прогулки – процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. Взрослые – воспитатели, являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие последних.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста....
Семинар-практикум по организации питания в ДОУ
Цель семинара- оказание методической помощи воспитателям и младшим воспитателям по организации приема пищи....
Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...
Семинар – практикум Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В свя...
Семинар - практикум «Особенности организации игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум «Как организовать прогулку по образовательному терренкуру»
Чтобы использовать всю территорию детского сада для прогулок с детьми, с педагогами проведитете семинар-практикум по теме "Как организовать прогулку по обра...