Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Письмо само никуда не пойдёт»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Васильева Светлана Аркадьевна

Знакомство детей с историей письма, их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений. Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pochta_.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

«Письмо само никуда не пойдёт»

Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

*  познакомить детей с историей письма, их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений.

*  уточнить знания детей о разнообразии почтовых отправлений.

*  расширять представление о труде взрослых, его необходимости и значимости.

Развивающие:

* развивать у детей познавательный интерес.

* развивать смекалку, зрительную память, логическое мышление.

*  развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать.

Воспитательные:

*  воспитывать желание познавать новое, интересоваться историей возникновения интересующего     предмета.

*  воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

- социально – коммуникативное;

- познавательное развитие;

- речевое развитие.

Вид организации: подгрупповая.

                                                         Ход НОД:

  1. Вводная часть.

  На столе у воспитателя лежат посылка, бандероль, письмо, журнал, газета и ноутбук.

- Дети, попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о почте. Каждый день миллионы людей получают и отправляют по почте письма, посылки, денежные переводы, открытки, газеты. А какое отношение имеет к почте ноутбук? Верно, в наше время, когда у каждого в доме есть компьютер, письма можно отправлять и по электронной почте. Как называются эти короткие письма? (СМС). Их можно отправлять не только по компьютеру, но и (по мобильному телефону, по планшету).

       2.    Основная часть.

- Ребята, а вы хотели бы узнать, какие раньше были письма и как появилась почта? Тогда я вас приглашаю в удивительное путешествие, а отправимся мы в почтовой карете! Занимайте свои места.

- Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговорить, если человек находится далеко? А если нужно сообщить о какой-то беде, например о пожаре? Если люди находились не очень далеко, то в каменном веке информацию передавали дымом от костров, ударами барабанов, звуками труб, колокольным звоном.

- Давным – давно, когда  люди еще не умели писать, письма были «живые». Интересно вам, как это? Если нужно было передать важное известие, то посылали гонца. Он заучивал это «письмо» наизусть и бежал его рассказывать тому, к кому посылали. Но ведь один человек не может бежать очень долго и далеко. По всем дорогам были расположены специальные дома, в которых всегда были наготове отдохнувшие бегуны.

    Затем индейцы придумали узелковое письмо. Они брали толстую веревку, к ней привязывали тоненькие разноцветные шнурки и завязывали на них узелки. Каждый узелок имел свой цвет, например: красный – война, белый – мир, желтый – золото. Как вы думаете, просто было прочитать такое письмо?

   Прошло много лет и люди научились рисовать. Древние люди оставили для нас письма – рассказы – это рисунки на скалах, потом на каменных пластинках. Это было письмо рисунками. Как вы думаете, просто было рисовать на камнях? Конечно, трудно, ведь камни очень твердые.

   Прошло еще очень много лет и люди научились писать и читать. В Древней Руси (так раньше называлась наша страна) письма писали на бересте – это кора березы. Буквы на ней выдавливали заостренными палочками, сделанными из кости, дерева или металла. Были также письма на тканях. А на что похоже это? Правильно, на листья. Это листья пальмы, и на них писали письма. И вот однажды, в стране Китай изобрели бумагу. (Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок). Ну и наконец, в наше время появилось электронное письмо.

- Мы с вами уже давно едем, пора и отдохнуть.

                        Физминутка

Что принес нам почтальон? (пожимание плечами)

С толстой сумкой ходит он (марширование на месте)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты (повороты в стороны)

И письмо для тети Вали,

Что б ее приезда ждали! (прыжки на месте).

- Дети, вы теперь знаете об истории письма, а как же письма в старину доставляли? Про первый способ я вам уже рассказала – это был гонец, т.е. человек, который быстро бегал и нес письмо, куда ему скажут. Но ведь люди не могут очень быстро бегать, и поэтому придумали скакать на лошадях. Это было намного быстрее. Но лошадь тоже не может скакать долго без отдыха. Тогда придумал трактиры. Всадник на коне  добирался до этого трактира, передавал письмо другому человеку, тот садился на отдохнувшего коня и вез письмо дальше. Людям понравилось писать друг другу письма, их становилось все больше. Придумали  почтовую карету, в которой помещалось много писем. Затем и этого стало не хватать, и появился конный поезд. Прошло еще много лет, и человек изобрел паровоз, в котором обязательно находился почтовый вагон.

- Мы с вами теперь знаем, какие были письма, как  их доставляли друг другу. Ведь письмо само никуда не пойдет! Вы согласны со мной?

       - Давайте поиграем в игру «Разложи правильно камешки».

        (Выкладывается лента исторических фактов на тему: «Доставка письма»).                                                                                                                  

- А теперь поговорим о том, как доставляются письма в наше время.

-Проводится слуховая игра «Угадай вид транспорта».

- Дети, подойдите к карте России! Наша страна очень большая и сейчас мы с вами проложим маршруты и разберемся, куда каким транспортом лучше доставлять почту. (Работа с физической картой России).

 - Кто доставляет почту в наши дома? (Почтальон). Верно, подумайте, чтобы доставить все вовремя и правильно, каким должен быть почтальон? (быстрый, ответственный, приветливым, добрым, доброжелательным, честным, выносливым). Скажите, работа почтальона бывает опасной? (работать приходится в любую погоду, могут напасть собаки и даже преступники).

- Мы говорили о людях, а кто еще может приносить почту? Может ли быть почтальоном не человек? Как мы это можем узнать? (прочитать в книжках, посмотреть мультфильм об этом, кино, узнать из энциклопедии, спросить взрослых).

   Просмотр видеоролика «Голубь - почтальон». После просмотра проводится гимнастика для глаз:  

                          Голубь – птица почтальон  (круговые движения глазами)

                          Доставляет письма он         ( глазами вправо – влево)

                          И доставил и вручил

                          Кто же голубя учил?         (смотреть вдаль и на кончик носа)

   Сюрпризный момент. Раздается стук в дверь и воспитатель вносит посылку от почтальона Печкина.

- Интересно, что это? Давайте откроем и посмотрим, что там лежит!

- Мы с вами говорили о том, кто разносит письма, а вы сами хотели бы побыть почтальонами?

   Дидактическая игра «Разнеси письма».

(К доске прикрепляются изображения разных домов, на которых есть ящик с прорезью для письма. Воспитатель спрашивает: «Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?». Ребенок получает задание только один раз, например: «Письмо ждут в красном домике с треугольной крышей и круглым желтым окном» и т. д.)

   

Игра сопровождается словами:

- Почтальон наш быстро шел, домик сразу он нашел!

- Что-то долго он идет, домик сразу не найдет.

- Будь внимательней, дружок, поищи еще разок.

- Ребята, вам понравилась игра? Как мы можем поблагодарить за нее почтальона Печкина если он находится далеко от нас? (послать красивую открытку, позвонить, написать письмо или смс, а можно сделать фотографию  (сэлфи) и отослать по компьютеру).

3.   Заключительная часть.

- Ребята, нам пора возвращаться из путешествия! Занимайте свои места в почтовой карете.

АНАЛИЗ (Пока «едем» разговариваем).

- О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересно узнать? Какая игра понравилась?

- Дети, я для вас сделала папку (лэпбук), давайте мы сюда соберем весь материал, с которым ознакомились сегодня, чтобы вы могли рассказать о почте без меня своим друзьям, родителям или мы можем предложить ее детям из другой группы, им тоже наверное интересно будет узнать.

- Я вами очень горжусь! Вы молодцы! Вы были внимательные и сообразительные, а главное добрые и отзывчивые. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нравственно - познавательного занятия старшей группы «Правила на всю жизнь»

Конспект нравственно - познавательного  занятиястаршей  группы«Правила  на  всю  жизнь»...

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

Конспект занятия с детьми старшей группы «Мама – самый близкий человек»

Комплексное занятие по ИЗО деятельности посвященное празднику "День матери"...

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь...

"По следам Осени"конспект занятия познавательное развитие старшая группа

Цель: Формировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Самый дорогой человек»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Кораблик» поселка Провидения»    Конспект образовательной деятельностив старшей г...