Экология
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа в ДОУ.
Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Хождение по траве босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
Задачи
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края
- Формировать навыки поведения на природе
- ЗОЖ
- Заботиться о природе и ее обитателях
- Расширять знания детей о значении каждого объекта природы
- Дать представление о взаимосвязи явлений в природе
-Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.
Объектами экологической тропы могут быть: различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Формы и методы работы с детьми:
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Ознакомление с художественной литературой
Выставка рисунков и поделок
Сюжетно-ролевая игра
Наглядная пропаганда
Утренники, викторины, КВН
Экскурсии, наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.
Праздники
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи- показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе.
В старшей группе экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительным и предусматривают организацию познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Трудовое воспитание на экологической тропе
1. Природоведческий труд
- Уход за грядками на огороде (рыхление, полив,прополка, прореживание).
- Уход за цветами на экологической тропе.
- Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.
- Уборка урожая на огороде.
- Заготовка лекарственных трав.
- Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.
2. Хозяйственно-бытовой труд
- Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)
3. Природоохранный труд
- Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.
- Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.
- Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.
- Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).
4. Ручной труд
- Изготовление поделок из природного материала.
- Аппликация из природных материалов.
Как создать экологическую тропу
Этапы создания и оформления тропинки:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропике детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...