Детское исследование: «Воздух видимый и невидимый»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном исследовании происходит формирование представленией детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_vozdyux.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 329 имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова"
«Воздух видимый и невидимый»
(детское исследование естественнонаучной направленности)
Подготовила воспитатель:
Крючкова Т.А.
Москва
План проведения для детей 5-6 лет
Актуальность исследования: Актуальность и эффективность выбранной темы заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе помогает вовлечь и заинтересовать детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и самостоятельно находить благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Дошкольник привык встречаться с воздухом везде, но в силу его возрастных способностей научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то, о чём раньше не задумывался или не догадывался, ему ещё не по силам. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является – экспериментирование.
Цель: 1.формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
2. дать представление о его роли в жизни человека.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- формировать элементы учебно-познавательных компетенций, связанных с научными методами познания.
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Оборудование: стакан, емкость с водой, стаканы с водой, трубочки от сока, приспособление для пускания мыльных пузырей - для каждого ребенка, воздушные шары.
Формы работы с детьми:
- Беседа о воздухе и его значение в природе и жизни человека.
- Чтение художественной литературы о воздухе и его свойствах.
- Загадки про воздух, рассказывание пословиц и поговорок о воздухе.
- Выполнение экспериментальных опытов с воздухом и его свойствами.
Ход занятия:
Воспитатель говорит: «Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о природе, о том, что всё взаимосвязано и всё в ней необходимо. Наша с вами беседа посвящена одному из важнейших веществ в природе, без которого невозможно жить на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, о каком веществе пойдёт речь.»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель читает детям сказку «Добрый воздух» Ириса Ревю.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох, уточняет, что дети вдохнули воздух, им человек дышит.
- Воспитатель задает детям вопросы:
- Что помогает человеку дышать?
- Есть ли воздух в групповой комнате?
- Почему мы не видим?
- Что еще бывает прозрачным?
- Можем ли мы почувствовать воздух?
- Что мы чувствуем, если дует ветер?
Воспитатель обобщает ответы детей: воздух необходим для дыхания человеку, животному и даже растениям. Он прозрачный и прячется от нас, но его можно увидеть.
Чтобы убедиться, что воздух действительно обладает всеми перечисленными свойствами, педагог предлагает детям провести опытно – исследовательскую деятельность.
Воспитатель демонстрирует опыты:
Опыт 1.
Воспитатель дает детям убедиться, что в прозрачном стакане ничего нет: перевернуть его вверх дном и строго вертикально опустить в прозрачную емкость с водой. Показать детям, что стакан погружен в воду, но она внутрь стакана не попадает. Помочь сделать вывод: в стакане находится воздух, он не пропускает воду внутрь стакана. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Показать детям пузырьки, объяснив, что это из стакана выходит воздух.
Повторив вывод о том, что воздух есть везде, только мы его не видим, воспитатель предлагает провести физкультминутку, в которой тоже говорится о воздухе.
Текст | Движения детей |
Воздух-невидимка, | Руки вверху вправо-влево |
Выходи гулять! | Руки к себе, от себя. |
Воздух-невидимка, | Руки вверху вправо-влево |
Как тебя поймать? | Хлопки руками в разных местах |
Если быстро-быстро в поле убегу | Бегут на месте |
Чистого-пречистого воздуха найду! | Потирают руки |
Если вместе с дедушкой по лесу пойду | Шаги на месте |
Самого полезного воздуха найду! | Руки накрест к плечам |
Если вместе с папой в горы я пойду | Тянутся вверх на носочках |
Самого кристального воздуха найду! | Выполняют «фонарики» |
После физкультминутки педагог просит детей подумать где можно найти много воздуха сразу и предлагает отгадать загадку:
Воспитатель: Дети! А где же можно найти много воздуха сразу? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (воздушный шар)
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно!
Опыт 3.
Воспитатель предлагает надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Тем самым педагог объясняет, что воздух можно собрать в одном месте и использовать для любых целей.
Воспитатель предлагает детям поиграть с шарами.
После игры детям предлагается выпустить воздух из одного шарика.
Опыт 4.
Воспитатель предлагает детям подставить ладошку под струю воздуха, выходящего из воздушного шарика. Педагог обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Делается вывод, что воздух можно почувствовать.
Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, воздух может быть помощником человека. От ветра работаю ветряные мельницы, ветряные электростанции, вырабатывает ток, вентилятор вращается освежает нас прохладным воздухом. Но воздух может быть и опасным. Сильный ветер ломает деревья и даже разрушает дома.
Так о каком веществе мы с вами сегодня говорили и проводили эксперименты?
Какие свойства есть у воздуха?
Ребята, вы сегодня были молодцы. За это я хочу вас поблагодарить, и подарить «Мыльные пузыри».
Ответы на вопросы:
- В планируемом исследовании использовались такие формы познавательно-исследовательской деятельности как беседы, чтение художественной литературы, опыты.
- Ключевыми вопросами стали: Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух? Почему мы не видим воздух? Можем ли мы почувствовать воздух? Что мы чувствуем, если дует ветер?
- Для организации планируемого исследования использовались такие материально-технические средства как стакан, емкость с водой, стаканы с водой, трубочки от сока, приспособление для пускания мыльных пузырей, воздушные шары, «мыльные пузыри».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воздух видимый и невидимый
Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе...
ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"
в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении простейшего рисунка....
Детский исследовательский проект по теме: "Воздух видимый и невидимый"
Данный материал поможет работать над созданием детского индивидуального проекта...
Конспект занятия на тему "Воздух видимый и невидимый"
конспект занятия...
Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"
Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....
Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"
Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...
НОД воздух.Тема:"Воздух видимый и невидимый".
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах....