Музей камня как средство формирования исторического и патриотического сознания дошкольников через исследовательско – краеведческую деятельность
статья (подготовительная группа)

Калмыкова Антонина Петровна
В нашей группе мы создали музей камня. Целью создания этого музея является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культуре, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музей камня как средство формирования исторического и патриотического сознания дошкольников через исследовательско – краеведческую деятельность

     Культура родного края - это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Культура и природа малой Родины, ее богатства помогают  нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к малой Родине душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.

    В организации образовательной и воспитательной работы с детьми, необходимо уделять большое внимание изучению истории, природы, приобщению детей к народной культуре. Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых - музейная педагогика.

     Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Один  из способов работы в данном направлении  в нашем  ДОУ - это  организация краеведческого мини-музея.

     Еще Дмитрий Сергеевич Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».
    В нашей группе мы создали музей камня. Целью создания этого музея является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культуре, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы родного края.

    Музей в детском саду - это форма работы, которая решает следующие задачи: 

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательной способности и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Развитие речи и расширение словарного запаса.

Воспитание любви к Родному краю, чувство патриотизма.

Воспитание культуры поведения.

     В нашем музее  отражен региональный компонент, где формируется у детей интерес к малой Родине, расширяется представление о родной стране.

Хочется отметить, что родителям воспитанников очень нравится, что их дети расширяют свои знания, и многое узнают сами.

     Начало нашему музею камня положило увлечение воспитанницы группы и ее папы  геологией. Они принесли нам в подарок три камня (друзы горного хрусталя и щетку уваровита). Замечательный подарок! Камни очень красивые, дети в восторге, рассказали дома мамам и папам, и, оказалось, что камни – это увлечение многих! Так в нашей группе стали появляться и другие камни, которые вскоре превратились в  экспонаты музея. Музей в группе! Это было необычно, ново и очень интересно. Увлеклись все – дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада. Создание такого необычного музея подтолкнуло нас к мысли поучаствовать в городском конкурсе «Я познаю мир» именно с этой темой. Наш проект назывался «Камни. Необычное в обычном». После этого появилась первая экскурсия «Как на земле зарождались камни». Сначала мы провели несколько занятий и опытов на эту тему, а затем уже ребятишки сами могли рассказать о том, когда и какими способами появились камни на нашей планете.

Когда пришла мысль о создании музея, мы и не представляли, что займемся исследовательской, историко-краеведческой деятельностью. Думаю, что именно так можно назвать ту работу по ознакомлению с историей, природой и полезными ископаемыми Кузбасса, которую мы проводим в рамках дошкольного учреждения. Первая наша совместная вылазка была на берег реки Томь. Совместили приятное с полезным: сначала игры и дискотека, потом пикник, а в заключении собрали камни для нашего творчества  (в дальнейшем использовали эти камни на занятиях по продуктивной деятельности на больших камнях рисовали, а маленькие камешки красили, покрывали лаком и выкладывали из них различные узоры ).

А потом были экскурсии в музей «Красная горка», геологический музей Кузбасского технического университета, большая совместная воскресная  поездка в музей - заповедник Томская писаница.

     А тем временем наш музей пополнял свои экспонаты. Им заинтересовались дети и родители других групп, подарков стало больше. А с увеличением экспонатов расширилась и тематика наших экскурсий. Мы выяснили, какую роль играет камень в жизни человека, разобрались в драгоценных, полудрагоценных, поделочных камнях. У нас появились поделки, сувениры, украшения из камня.  И уже с определенным уровнем знаний обратились к полезным ископаемым нашего края. Первым делом, конечно, познакомились с главным богатством Кузбасса - каменным углем: каким способом образовался каменный уголь, когда и кем найден, для чего нужен людям, профессия Шахтер, где и как добывается сейчас на территории нашей области. Чтобы дети наглядно увидели, какие огромные запасы каменного угля в нашей области, мы своими руками сделали дидактическую карту Кемеровской области, где отмечены все месторождения угля(в  дальнейшем мы расширили наполняемость карты месторождениями самоцветов и других полезных ископаемых, а также, обозначили флору и фауну Кузбасса ).  Дальше мы познакомились с самоцветами Кузбасса. На территории нашего края добывают агаты, аметисты, яшмы, сердолики. Прошлым летом наши ребятишки вместе с родителями нашли на берегу наших рек сердолик и агат. Началась самостоятельная исследовательская деятельность. Значит не зря работает наш музей! В этом году летом мы уже все вместе с родителями и детьми собираемся в поход по берегу реки Томь в надежде пополнить нашу коллекцию.

Также в нашем музее есть отдельная экспозиция по строительному и облицовочному камню – мрамор и гранит из месторождений кемеровской области.

Сейчас в нашем музее разработаны следующие темы экскурсий:

«Как на земле зарождались камни. Способы происхождения камней»

«Камни в жизни человека»

«В гостях у хозяйки Медной горы»

«Камни – амулеты»

«Прекрасное в камне»

«Кто ищет необычные камни?»

«Камни драгоценные и полудрагоценные»

«Кто такой ювелир?»

«Камни и полезные ископаемые Кузбасса»

«Кто такой Михайло Волков»

«Уголь – наше богатство»

«Профессия Шахтер»

Большинство из этих экскурсий проводят  дети. Они обладают уже достаточным багажом знаний, чтобы рассказать о способах происхождения камней, о роли камня в жизни человека, о том, какое назначение у драгоценных и полудрагоценных камней. О полезных ископаемых Кемеровской области и профессии шахтера. Все это мы узнали, благодаря тому, что в нашей группе появился такой необычный музей

Таким образом, я считаю, что музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

    А небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути в мир культуры, оказать влияние на формирование личности, воспитать достойного гражданина.



Предварительный просмотр:

Музей камня как средство формирования исторического и патриотического сознания дошкольников через исследовательско – краеведческую деятельность

     Культура родного края - это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Культура и природа малой Родины, ее богатства помогают  нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к малой Родине душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.

    В организации образовательной и воспитательной работы с детьми, необходимо уделять большое внимание изучению истории, природы, приобщению детей к народной культуре. Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых - музейная педагогика.

     Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Один  из способов работы в данном направлении  в нашем  ДОУ - это  организация краеведческого мини-музея.

     Еще Дмитрий Сергеевич Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».
    В нашей группе мы создали музей камня. Целью создания этого музея является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культуре, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы родного края.

    Музей в детском саду - это форма работы, которая решает следующие задачи: 

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательной способности и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Развитие речи и расширение словарного запаса.

Воспитание любви к Родному краю, чувство патриотизма.

Воспитание культуры поведения.

     В нашем музее  отражен региональный компонент, где формируется у детей интерес к малой Родине, расширяется представление о родной стране.

Хочется отметить, что родителям воспитанников очень нравится, что их дети расширяют свои знания, и многое узнают сами.

     Начало нашему музею камня положило увлечение воспитанницы группы и ее папы  геологией. Они принесли нам в подарок три камня (друзы горного хрусталя и щетку уваровита). Замечательный подарок! Камни очень красивые, дети в восторге, рассказали дома мамам и папам, и, оказалось, что камни – это увлечение многих! Так в нашей группе стали появляться и другие камни, которые вскоре превратились в  экспонаты музея. Музей в группе! Это было необычно, ново и очень интересно. Увлеклись все – дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада. Создание такого необычного музея подтолкнуло нас к мысли поучаствовать в городском конкурсе «Я познаю мир» именно с этой темой. Наш проект назывался «Камни. Необычное в обычном». После этого появилась первая экскурсия «Как на земле зарождались камни». Сначала мы провели несколько занятий и опытов на эту тему, а затем уже ребятишки сами могли рассказать о том, когда и какими способами появились камни на нашей планете.

Когда пришла мысль о создании музея, мы и не представляли, что займемся исследовательской, историко-краеведческой деятельностью. Думаю, что именно так можно назвать ту работу по ознакомлению с историей, природой и полезными ископаемыми Кузбасса, которую мы проводим в рамках дошкольного учреждения. Первая наша совместная вылазка была на берег реки Томь. Совместили приятное с полезным: сначала игры и дискотека, потом пикник, а в заключении собрали камни для нашего творчества  (в дальнейшем использовали эти камни на занятиях по продуктивной деятельности на больших камнях рисовали, а маленькие камешки красили, покрывали лаком и выкладывали из них различные узоры ).

А потом были экскурсии в музей «Красная горка», геологический музей Кузбасского технического университета, большая совместная воскресная  поездка в музей - заповедник Томская писаница.

     А тем временем наш музей пополнял свои экспонаты. Им заинтересовались дети и родители других групп, подарков стало больше. А с увеличением экспонатов расширилась и тематика наших экскурсий. Мы выяснили, какую роль играет камень в жизни человека, разобрались в драгоценных, полудрагоценных, поделочных камнях. У нас появились поделки, сувениры, украшения из камня.  И уже с определенным уровнем знаний обратились к полезным ископаемым нашего края. Первым делом, конечно, познакомились с главным богатством Кузбасса - каменным углем: каким способом образовался каменный уголь, когда и кем найден, для чего нужен людям, профессия Шахтер, где и как добывается сейчас на территории нашей области. Чтобы дети наглядно увидели, какие огромные запасы каменного угля в нашей области, мы своими руками сделали дидактическую карту Кемеровской области, где отмечены все месторождения угля(в  дальнейшем мы расширили наполняемость карты месторождениями самоцветов и других полезных ископаемых, а также, обозначили флору и фауну Кузбасса ).  Дальше мы познакомились с самоцветами Кузбасса. На территории нашего края добывают агаты, аметисты, яшмы, сердолики. Прошлым летом наши ребятишки вместе с родителями нашли на берегу наших рек сердолик и агат. Началась самостоятельная исследовательская деятельность. Значит не зря работает наш музей! В этом году летом мы уже все вместе с родителями и детьми собираемся в поход по берегу реки Томь в надежде пополнить нашу коллекцию.

Также в нашем музее есть отдельная экспозиция по строительному и облицовочному камню – мрамор и гранит из месторождений кемеровской области.

Сейчас в нашем музее разработаны следующие темы экскурсий:

«Как на земле зарождались камни. Способы происхождения камней»

«Камни в жизни человека»

«В гостях у хозяйки Медной горы»

«Камни – амулеты»

«Прекрасное в камне»

«Кто ищет необычные камни?»

«Камни драгоценные и полудрагоценные»

«Кто такой ювелир?»

«Камни и полезные ископаемые Кузбасса»

«Кто такой Михайло Волков»

«Уголь – наше богатство»

«Профессия Шахтер»

Большинство из этих экскурсий проводят  дети. Они обладают уже достаточным багажом знаний, чтобы рассказать о способах происхождения камней, о роли камня в жизни человека, о том, какое назначение у драгоценных и полудрагоценных камней. О полезных ископаемых Кемеровской области и профессии шахтера. Все это мы узнали, благодаря тому, что в нашей группе появился такой необычный музей

Таким образом, я считаю, что музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

    А небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути в мир культуры, оказать влияние на формирование личности, воспитать достойного гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...

«Формирование нравственно-патриотического сознания дошкольников через реализацию проекта «Письмо солдату СВО»

Воспитание патриатическово мировозрения очень важно в детском возрасте. Воспитать его можно через написание писем солдатам СВО....