Проектная деятельность с детьми средней группы «Без воды не обойтись»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Данный проект помогает расширить и обобщить знания и представления детей среднего дошкольного возраста о неживой природе – о воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_voda.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Без воды не обойтись»
Исследовательский проект.
Паспорт проекта
- Вид проекта: исследовательский.
- Продолжительность: продолжительный (учебный год)
- Автор проекта: Важенцева И.Г.
- Участники проекта: дети средней группы
- Актуальность темы:
На осенней прогулке дети заметили, что куда-то исчезает вода из лужи, дорожка высыхает. Ребят заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Какими свойствами обладает волшебница – вода? И зачем она нужна?
- Цель проекта:
Расширить и обобщить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
- Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), состоянием воды (структура)
- Выяснить значение воды.
8. Предполагаемый результат:
- Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Воспитать бережное отношение к воде.
9. Продукт проектной деятельности:
Альбом «Опыты с водой».
План реализации проекта в средней группе «Без воды не обойтись»
Подготовительный этап проекта:
- Создание экспериментальной лаборатории в группе;
- Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
- Подбор подвижных и речевых игр.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел | Название | Программные задачи |
Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир) | «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. |
Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир) | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение рассказа «Как люди речку обидели» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение, беседовать по его содержанию. |
Коммуникативная деятельность | «Что за чудесница – водица-волшебница» | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность | Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» | Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. |
Изобразительная деятельность | Аппликация «Тучи по небу бежали» | Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях. |
Коммуникативная деятельность | Беседа на тему: “Чистота та же красота”. | Прививать детям правила личной гигиены |
Игры к проекту
Виды игр | Название | Программные задачи |
Речевая | "Подскажи словечко". | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. |
Речевая | Игра «Кому нужна вода». | |
Игра малой подвижности | «Ручеек» | Совершенствовать умение детей имитировать движение ручейка, играть парами. |
Подвижная игра | «На болоте» | Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. |
Подвижная игра | «Караси и щука» | Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Подвижная игра | “Море волнуется” | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. (Эмпатия) |
Игра малой подвижности | “Мы – капельки”. | Развивать воображение детей при изображении капелек воды. (Эмпатия) |
Игра малой подвижности | “Мы – льдинки”. | Развивать воображение детей при изображении льдинок, снежинок. (Эмпатия) |
Игра малой подвижности | “Мы – капельки пара”. | Развивать воображение детей при изображении капелек пара. (Эмпатия) |
Гимнастика для глаз | За-за-за – берегу свои глаза Зу-зу-зу – мы увидели осу Са-са-са – на носу сидит оса Ай-ай-ай – ты глазами поморгай Бай-бай-бай – крепко глазки закрывай | - Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево - Описать в воздухе большой круг рукой - Коснуться пальцем кончика носа, проследить взглядом. - Быстро поморгать глазами. - Крепко зажмурить глаза |
Массаж лица | Водичка, водичка, умой мое личико Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, | - Потереть ладонями щеки - Пальцами провести, не надавливая по закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему - Помассировать пальцами подбородок - Помассировать пальцами веки |
Пальчиковая гимнастика «Дождик» | Дождик, дождик кап, да кап Ты не капай больше так Хватит землю поливать, Нам пора идти гулять! | -Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки -Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки -Грозить указательным пальцем, знак отрицания -Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги |
Опыты к проекту:
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Предложить перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Сравнить с детьми стакан воды, стакан молока и стакан сока.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».
Предложить понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт №4: «Вода не имеет вкуса»
Предлагается попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).
Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная
Опыт № 5: (Детям раздаются пиалы с солью, сахаром, ложечки).
Положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (соль, сахар). Размешать, попробовать воду.
Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 6 «Вода меняет цвет».
Вода может изменять свой цвет.
Приготовить 2 стакана с водой, марганцовка.
Этот опыт проделывает только воспитатель.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт № 7 «Смешиваем краски».
Детям предлагается окрасить стакан с водой гуашью желтого цвета, добавить гуашь синего цвета. Какой цвет получился? Добавить в полученный зеленый цвет гуашь красного цвета. Какой цвет получился? Аналогично смешать синий и красный цвет. Сделать выводы.
Опыт № 8 «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
Опыт № 9 «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
Опыт № 10 «Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
Опыт № 11 «Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
Опыт № 12 «Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
Опыт № 13 «Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Опыт № 14 «Очистка воды- фильтрация»
Предложить детям стакан с грязной водой (с песком).
Предложить очистить с помощью ватного диска и бинта, сложенного в несколько слоев. Перелить грязную воду в пустой стакан с фильтром. Отметить результат.
Вывод: вода, проходя через фильтр – очищается.
Заключительный этап проекта
Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
Список используемой литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.:Владос, 2001г.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшейгруппе детского сада. – М.: Владос, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
МАТЕРИАЛ электронных средств обучения (телевизор, интерактивная доска):
Мультфильм «Берегите воду» (1,26мин.)
https://www.youtube.com/watch?v=00zxLQFgSpQ
Мультфильм «Вы слыхали о воде?»
Видеофильм «Вы слыхали о воде говорят она везде» (1,20 мин)
https://www.youtube.com/watch?v=YB20x4MQwXw
Мультфильм «Секреты воды» (7,10 мин)
https://www.youtube.com/watch?v=eHmXHViedUo
Мультфильм «Семья Почемучки» (о воде – 3,20 мин)
https://www.youtube.com/watch?v=hzO4crlDk7g
М/ф «Откуда берется дождь. Энциклопедия для детей» (3,07 мин)
https://www.youtube.com/watch?v=InX_57Ova6A
М/ф «Виноватая тучка» (1,48 мин)
https://www.youtube.com/watch?v=CCgXO54tru0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми средней группы "Колокольчика звон"
Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его еще красивее и полезн...
Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»
Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»...
Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».
Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...
Проектная деятельность с детьми средней группы "Лук-лучок"
Проектная деятельность с детьми средней группы №2 «Лук-лучок».Цель:привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним с дальнейшим представлением результата своей деятельности.Все дети по ...
Проектная деятельность с детьми средней группы "Добро и доброта"
Добрым быть совсем не просто,Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети....
Презентация проектной деятельности с детьми средней группы "Волшебные Краски".
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у дошкольников элементов учебнойдеятельности, развитие художественного творчества и активизации творческогопотенциала посредством использования нетрадиционных техник рисован...
Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»
Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица» Участники: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, родители воспитанников. Задачи по т...