"Путешествие в мир комнатных растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пулбери Наталья Алексеевна

НОД в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_komnatyh_rasteniy.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в средней группе  

По теме: «Путешествие в мир  комнатных  растений»

Цель: расширять   представления  детей о комнатных растениях: их пользе и строении.
Задачи:
Образовательная:  Учить  различать комнатные растения по внешнему виду. Закрепить названия комнатных растений. Формировать умение выделять  отдельные части растения: корень, стебель, листок, цветок, закреплять название слов на калмыцком языке.
Развивающая:  Развивать  наблюдательность, внимание, мышление, умение делать простейшие выводы.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, доброту, отзывчивость.

Воспитывать бережное отношение к растениям. 

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное»,

«Речевое развитие», «Художественно –эстетическое творчество», Физическая культура».

Предварительная работа:

- наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

-рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

    - уход за комнатными растениями уголка природы

 (полив, рыхление, протирание листьев);

 Дидактические игры:

«Угадай растение по описанию»;

«Найди растение по названию»;

«Чего не стало?»;

«Найди такое же растение»;

«Что растениям необходимо для роста?».

Методические  приемы и технологии:

- Наглядный, исследовательский: работа  у экрана, рассматривание.

-Словесные, здоровьесберегающии: динамическая пауза, пальчиковая, физкультминутка. 

- Практические, игровая: игровой, музыкальное  сопровождение, 

   дидактическая  игра, нетрадиционное рисование.

Материалы и оборудование:

- комнатные растение герань, фиалка;

- карточки - схемы с изображением предметов и действий, необходимых

для роста и развития комнатных растений;

-разрезные картинки «Строение цветка»;

- картинки с изображением комнатных растений;

-магнитофон, мольберт, ноутбук, экран, проэктор, ИКТ

- программа Power Point;

- композиция И.С. Бах, П.И.Чайковский «Вальс цветов».

Ожидаемые результаты:

1. повышение общего уровня знаний о комнатных растениях.

2. Дети понимают необходимость бережного отношения к растениям.

3. проявление к самостоятельному, ежедневному процессу по ухаживанию за растением.

Ход НОД: 

Дети входят в  группу.

Воспитатель приветствует детей  на русском и калмыцком языках.

Воспитатель: 

Давайте за руки возьмёмся

И вместе в круг все соберёмся.

( проводит игру-приветствие)

«Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся. (звук электронного сообщения)

 В группе  установлен проектор. Воспитатель обращает внимание детей

 на, то, что на адрес детского сада пришло электронное письмо.

Воспитатель: Ребята, что за звук?

Нам пришло  электронное письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно?

Воспитатель: Письмо прислали эльфы:  Здравствуйте, ребята.

Мы живём за синими морями, за высокими горами, в чудесной стране цветов.  Наши цветы заколдовал злой волшебник,  и они стали  бесцветными.  И мы теперь не знаем, какие у них названия.  И каким цветом  они цветут?

Но мы уверены, что  ваши добрые сердца и умелые руки помогут расколдовать наши цветы.

А какие это цветы мы узнаем, когда отгадаем загадку. (Презентация №1)

1слайд:   дом с загадкой

 «Воздух очищают, создают уют,

На окошках зимуют и зимой цветут…»

Дети: комнатные растения.

3слайд: появляются цветы;

4слайд: пустые окошки (заколдованные)

Воспитатель:  Чтобы  эти пустые окошки открылись,

надо их расколдовать и всё о цветах узнать.

Но для этого мы с  вами совершим увлекательное путешествие в мир  комнатных  растений. Отправимся все вместе. (ответы детей)

Воспитатель:  Сейчас зазвучит волшебная музыка  

(Звучит П.И.Чайковский «Вальс цветов»),

 «1,2,3,4,5 начинаем мы считать,

Мы считаем с увлеченьем.

Начинаем превращенье,

Глазки  мы не открываем,

Кружимся, кружимся, кружимся,

В мир цветов мы  попадаем и глазки открываем».

( Дети с воспитателем  кружатся.

Воспитатель  одевает себе и детям атрибуты.)

Фея: Я фея цветов, а вы мои помощники эльфы и маленькие феи.

Вы попали  в мир  комнатных растений, чтобы помочь мне расколдовать их.

Фея: А почему же их называют комнатными? (Ответы детей.)

Фея:  А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей.) 

Фея: Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух. Растения - живые организмы, и они не могут жить без солнечного света и воды. Многие комнатные растения имеют приятный запах. Вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название.

Фея: Ребята, знаете ли вы название этого растения?(Показывает герань.) 

(Ответы детей)

Фея: Это растение называется «герань» или «пеларгония».

 Давайте внимательно рассмотрим его,  из чего оно состоит?

(Ответы детей)

Фея: Молодцы, у герани есть стебель, листья, цветки  и корни.

Фея: Какой формы листья герани? Какого цвета листья?

 (Ответы детей. )

(Листья у герани округлой формы, яркого зеленого  цвета)

Фея: Какого цвета цветы герани?

Дети: красного. (На калмыцком - улан)

 Фея: Правильно. Цветы у герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик.

Фея: А где корни герани?

(ответы  детей – спрятаны  в земле)

Фея: Как вы думаете, зачем растению нужны корни? (ответы детей) Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Землю обязательно нужно рыхлить, чтобы к цветку попадал воздух. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.

Фея: Ребята, посмотрите, это корень герани.

(Показывает в прозрачном  стакане корень герани.)

Дети: рассматривают корень, трогают  на ощупь листья.

Чтобы растение не завяло, что  нужно делать? (Ответы детей поливать.)

Фея:  А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) 

(Ответы детей) 

Это растение называется  фиалка или «сенполия» «узумбарская». Фея:  Внимательно рассмотрите растение и скажите, из чего она состоит?

( Показ ребенка  корень, стебель, листья ,цветы)

Какой формы листья? Какого цвета листья?

Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья (цветки, стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, у листьев есть черешок.  Стебель у фиалки очень короткий».                                                        Фея: Какого цвета цветы фиалки?

Дети: Цветы фиолетового цвета .

Фея: ( Показывает в прозрачном  стакане корень фиалки.)

 Рассмотрите  корни фиалки? Потрогайте листья фиалки.( ответы детей)

Дети: Листья похожи на бархат.

Фея: Ребята. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, им нужна наша забота и любовь!

Фея: Ребята, чем отличаются фиалка от герани?

Дети:  По высоте, разного цвета цветы.

Фея: Молодцы! Пришло время отдохнуть и провести разминку.

 Встаньте в круг и представьте, что вы стали красивыми цветами.

(Звучит музыка - минус «Волшебный цветок»)

Физминутка:

На окне в горшочках    (Дети сидят на корочках лицом в круг,)                      

Поднялись цветочки.              (медленно встают.)

К солнцу потянулись,              (Тянутся на носочках, руки вверх,)

Солнцу улыбнулись.                (широко в стороны.)

К солнышку листочки              (Ладони развернуть вверх.)

Повернут цветочки.

Соберут  бутоны,                    ( Руки соединить над головой, медленно)

В солнышке утонут.                  (развести в стороны.)

Фея: Вы молодцы,  хорошо  подвигались.

Мы продолжаем  путешествие.

Д/игра «Собери  растения». (Работа  у стола.)

Сейчас мы поиграем в игру «Собери растения».

К столам тихонько подойдите и места  возле картинок займите.

Ребята на столе перед вами  у каждого лежат разрезные картинки с изображением строения комнатного растения - корень, листья, стебель, цветок. Вы должны собрать это растение.

«Раз, два, три - быстрее цветок собери.»

(Дети собирают разрезные картинки и называют свое комнатное растение)

Воспитатель хвалит детей. Молодцы. Продолжаем путешествие.

Фея:  Вот и наши цветы. (на  столах лежат картинки с изображением комнатных  цветов в горшках  без цветов).

Что у них не хватает? (Ответы детей)

 Я знаю, что ваши руки могут творить настоящие чудеса.
Вы готовы помочь цветам? Соглашаются помочь. (ответы детей)
Прежде чем приступить к работе, разомнём наши пальчики  и ручки.

Динамическая пауза – пальчиковая гимнастика  «Бутон».
В землю корешок  попал, (дети сжимают кулачки)
Он пророс, росточком стал. (соединяют ладошки)
К солнцу, ввысь он потянулся, (поднимают руки вверх)
Распустился и расцвел. ( разводят руки в стороны).                                                      

(Проходите к столам) 

Нетрадиционная  техника рисования  цветов  штампом.

Фея: Нам надо нарисовать  цветочки. Учимся делать отпечатки. Для этого окуните штамп в гуашь пропитанную губкой, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки, придавливаем к бумаге и левой рукой придерживаем листок бумаги, осторожно убираем штамп. Цветной отпечаток готов.

Педагог проводит показ с ребёнком.  Берём  штамп и прикладываем к каждой веточке. Получается замечательный  цветок. Как называется комнатный цветок?  (Ответы детей),(Звучит музыка И.С.Бах во время рисования).

Фея: Вот какие красивые комнатные цветы получились у вас.  Ребята эти красивые цветы давайте  отправим в страну цветов, чтобы они любовались ими.  Сейчас я сфотографирую  ваши красивые комнатные растения и отправлю эльфам. Пусть любуются  красотой  цветов. А мы с вами продолжаем путешествие.

Воспитатель. ( На экране презентация №2). Ребята, мы вернулись к нашему  заданию. Вы узнали, что необходимо для роста комнатных растений. Пришло время открыть наши заколдованные окошки.

1 слайд: Дом с цветами.

Почему комнатное растение живут на окошке? (свет, солнце),(нарн).

2 слайд:  Солнце.

Где находится корень? (почва, земля) ( на кал. - hазр).

3 слайд: земля

Почему комнатные растения рыхлят? (им нужен воздух), (на кал.-аhар).

4 слайд: воздух

Что нужно, чтобы растение не завяло? (вода), (на калм.- yсн).

5 слайд: вода

Кто ухаживает за комнатными растениями? (человек), (на калм.-күн)

6 слайд: человек.

Им нужно тепло, где они живут?   (дом) (на калм. -гер)

Итог занятия: Мы  вспомнили названия комнатных растений. Это – герань, это – фиалка. Что мы рассмотрели строение, узнали, что нужно для роста растений. Вот мы и  выполнили  просьбу жителей цветочной страны.  Отправляем письмо нашим эльфам с расколдованными цветами и уход за ними. Ребята вам пора  возвращаться в детский сад, и я вам в этом помогу.

«Мы похлопаем в ладоши 1,2,3

Мы   друг  к другу повернёмся

И конечно улыбнёмся

Глазки крепко закрываем,

В  детский сад мы  попадаем».

 Кружимся, кружимся, кружимся     (Звучит волшебная музыка )

открываем  глаза.

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Я опять воспитатель, а вы дети. Жители Цветочной Страны благодарны вам за вашу помощь,  и  они прислали вам  волшебный  и  сладкий цветок. Спасибо за старания!  Всем  до свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....