Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Аптечка первоцветов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казак Наталия Юрьевна

Конспект образовательной  деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Аптечка первоцветов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aptechka_pervotsvetov.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №103"

Конспект занятия

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Аптечка первоцветов»

Составитель: Казак

Наталия Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №103»

г. Рязань, 2018 г.

Конспект образовательной  деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Аптечка первоцветов»

Цель:  Формирование представлений детей о многообразии лекарственных растений, их биологических особенностях, пользе для человека.

Задачи:

-  уточнять и расширять представления детей о лекарственных растениях;

- обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития  растений;

- развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно - следственные связи в мире растений;

- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей;

  - воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

Последующая  работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование  и  материалы: экран, проектор, презентация «Лекарственные растения»,   опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции».

 

Словарная работа:  мать-и-мачеха, медуница, одуванчик, лекарственный,  первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке  природы, наблюдение  за  ростом  и  состоянием  комнатных  растений и растений на участке, рассматривание  схем - моделей, составление  рассказов по ним.

 Ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»,  «Весенние цветы».

Ход  образовательной деятельности

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украшает лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

Как назвать одним словом эти  цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Стук в дверь. За дверью письмо.                                                                              Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса. Наш старый знакомый старичок - лесовичок пишет,  что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным  животным? Дети рассуждают.                                                                                         Давайте мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?                 (То, что нас окружает, и не сделано руками человека) Как вы думаете, как же нам помочь лесным жителям? (Ответы детей). Давайте с  вами отправимся к ним в лес и найдем там лекарственные растения. А как нам туда попасть? На каком транспорте можно доехать? (Ответы детей)А я вам предлагаю совершить наше путешествие на паровозике из Ромашкино. Становимся с детьми друг за другом (изображая паровоз). Звучит песенка из мультфильма. Ну, вот мы и приехали. Дети садятся на стулья.                                                                                                                              Первая остановка «Волшебная»                                                                                                        Ранние весенние первые цветы ,                                                                                                                    Очень необычные зеленные листы.                                                                                                       С одной стороны лист блестящий и гладкий,                                                                                              с другой – он светлее, приятный и мягкий.                                                                       Скажите, цветочек как этот зовут?                                                                                            Он лечит детишек от простуд.

( Мать- и- мачеха)Воспитатель показывает на экране.

 А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки.  (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Дети, мы отправляемся дальше, на следующую полянку.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

 «Мать-и-мачеха».

Ребята, расскажите про этот цветок.  ( Растет на открытых местах. Это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром. У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка)

Что мы еще можем добавить про цветок? (Это лекарственное растение,  его отвар помогает лечить кашель.)

Опишите это растение:  маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное. (д/и «какое?»)

А мы продолжаем наше путешествие.

(Музыка « Паровозик из Ромашкино»)

Вторая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший……(одуванчик)

В. Показывает на экране.

В. А что можете рассказать про одуванчик? (Ответы детей)

Воспитатель добавляет, что отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный).

Физкультурная минутка « Поле одуванчиков»

Воспитатель                                                  Дети

( Ритмичные удары в барабан)            Приседают,

Одуванчик, одуванчик!                        руки в замок на голове.  

Стебель тоненький,

Как пальчик.                                          Медленно встают, руки вверху,

Голова, что шар пушистый.                 сомкнутые над головой.

Быстрый ветер налетит,                  

Одуванчик улетит!                                Разбегаются в разные

(Быстрые удары в барабан)                  стороны.

Как здорово мы с вами поиграли. Продолжаем наше путешествие.

(Музыка « Паровозик из Ромашкино»)

Третья остановка «Игровая»

Воспитатель разделяет детей на две подгруппы и приглашает поиграть за столами.

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?» (свет, тепло, вода….)   Найди лишнюю картинку. Молодцы, со всеми заданиями справились.

(Музыка « Паровозик из Ромашкино»)


Четвертая остановка «Сладкая»

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет….(медуница)

В. Показывает на экране.

 В. А что мы знаем про этот цветок,( появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка  (мед).) Почему?  (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром).  Для каких насекомых нужен этот цветок? (Пчелам. По окраске цветка они определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим). Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле. Это лекарственное растение.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

 (Музыка « Паровозик из Ромашкино»)

Пятая остановка «Лекарственная»

Ребята, а какие вы знаете еще лекарственные растения? (Ответы детей)

Посмотрите, какую аптечку мы собрали для наших лесных зверей. Они не только красивы, но и полезны. Теперь они точно поправятся. Нам пора возвращаться в д/с.

Звучит песенка.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Чем важны эти цветы для человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....