Экологический проект "Муравейник"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_muravi.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида
Экологический проект
«Муравейник»
Разработчик:
Воспитатель
Васильева Е.В.
Одинцово
2017г.
Экологический проект "Муравейник"
Вид проекта: познавательно — исследовательский.
Срок реализации проекта: 28.08.2017-01.09.2017
Участники проекта: дети, воспитатели.
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, образе жизни.
- Заложить основы экологического воспитания, вызвать интерес детей от общения с природой.
- Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й - подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;
2- й - исследовательский:
Наблюдение за муравьями (их поведение и строение), анализ постройки – муравейника;
3-й - обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Планируемый результат:
- Систематизировать представления о многообразии муравьев;
- Расширять словарный запас;
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций насекомых;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
Планирования работы
Дни недели | Деятельность детей | Деятельность воспитателя |
Понедельник 28.08.17 | 1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; (Приложение №1); 2.Наблюдение за муравьями; (Приложение №2); | 1.Подбор художественной литературы; |
Вторник 29.08.17 | 1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»; 2.Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3); | 1. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»; 2. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»; |
Среда 30.08.17 | 1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1); 2. Подвижная игра «Муравьи и слон»; | 1.Подбор художественной литературы; 2. Проведение подвижной игры во время прогулки; |
Четверг 31.08.15 | 1.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»; 2.Подвижная игра «Муравьи и дождь»; | 1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»; 2. Проведение подвижной игры во время прогулки. |
Пятница 01.09.17 | Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые | Подготовка необходимого материала: картон, цветные картинки насекомых, клей, ножницы. |
Вывод.
В результате проведенной работы дошкольники научились понимать и осознавать, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено:
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.
- На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Приложение №1
Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Тут и солнышко зашло. Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
— А кусаться не будешь?
— Кусаться не буду.
— Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
— Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
— А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
— Влез?
— Ну, влез.
— А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
— А через забор можешь?
— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.
А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.
А солнце уж совсем низко.
— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.
— Можно и пошибче, — говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.
— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!
— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?
Все-таки послушался Водомера.
— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— А ты где живешь?
— В муравейнике за лесом.
— Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
— Сел, что ли?
— Сел.
— А куда сел?
— На спину.
— Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»
Будто мотор заводит.
— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес — и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.
— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.
— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!
Приложение №2
Наблюдения за муравьями.
Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.
В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.
Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.
Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.
Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».
Приложение №3
Загадки о муравьях.
Тащит он соломинку,
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга…(Муравей.)
Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы,
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.
( Муравейник.)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравей.)
Побежали по дорожке.
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей ... (Муравья.)
Приложение №5
Подвижные игры.
«Муравьи и дождь».
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
«Муравьи и слон».
Цель: Развитие внимания ,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".
Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые.
Картотека полезные и вредные насекомые
Лесные рыжие муравьи. В лесу дети сразу заметят муравьиную кучу и увидят довольно крупных муравьев, снующих в разных направлениях. Некоторым детям захочется покопаться в муравейнике, разворошить рыхлую кучу и посмотреть, что находится внутри под беспорядочно лежащими обломками мелких веточек, иголочек хвои, из которых состоит жилище муравьев. Найдутся и такие, которые вздумают наступить ногой на кучу и продавить гнездо муравьев. Если взрослый не предотвратит этих действий детей, жизни маленьких друзей леса будет нанесен ущерб. Следует предложить детям понаблюдать за муравьями, и они скоро обнаружат, что многие тащат в «дом» небольших гусениц, которые составляют их главную пищу. Надо сказать детям, что гусеницы вредят деревьям и травам и что муравьи, уничтожая в большом количестве вредных гусениц, приносят большую пользу. Поэтому нельзя разорять жилища муравьев, где находятся их яички и личинки. О жизни муравьев можно было бы рассказать много интересного, однако для детей дошкольного возраста достаточно этих элементарных сведений. Другие виды муравьев – садовый черный, а также коричневый, желтый и т.д. – вредные. Одни вредят ульям, поедая мед и личинки пчел, другие (как садовый черный муравей) проникают в жилище человека, где набрасываются на сахар, варенье и портят другие пищевые продукты. | |
Божьи коровки. Их легко поймать, посадить на ладонь и рассмотреть. Детям нравится яркая окраска жучка (красная или желтая) и черные точки на жестких надкрыльях, а также овальная форма туловища, на котором видна маленькая голова с небольшими усиками. Если положить жучка на спинку, он как бы замирает, поджав свои три пары ножек к брюшку, и некоторое время остается неподвижным. Затем начинает осторожно шевелить усиками и ножками, переворачивается и, расправив крылья, поднимается в воздух. Можно предложить детям посчитать точки на надкрыльях жучка, и они обнаружат на каждой половинке по три точки и одну посередине. Божьи коровки и их личинки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей. Это надо показать детям. Если выпустить божью коровку на лист с тлями, то она на глазах у детей начнет их поедать. Предварительно надо обратить внимание детей на погибающие листья, заселенные тлями: они обычно скручиваются и задерживаются в росте. | |
В лесу дети могут увидеть полезного жука – черную жужелицу. Этот проворный жук быстро бегает по земле. Летает он редко, предпочитая прятаться под корой старых пней или под камнями. Поместив жука в пробирку или стеклянную банку, дети рассмотрят его цепкие лапки, на которых видны коготки. Ими жук опирается на неровности почвы и отталкивается при беге. У жужелицы хорошо развиты верхние челюсти, которыми она схватывает небольших насекомых. На поиски добычи жужелицы выходят из своих убежищ по ночам и уничтожают вредных насекомых. Следует подчеркнуть, что жужелицы - жуки полезные. Например, наиболее крупная и яркая жужелица – красотел (она чаще встречается на юге) поедает гусениц бабочки непарного шелкопряда – серьезного вредителя лесов. | |
Из полезных жуков можно назвать еще жуков-мертвоедов, выполняющих роль санитаров. К ним относятся, например, красивые жуки-могильщики. Во время прогулки в лес их можно найти под свежим трупом погибшей птицы, землеройки, мыши. Положите жука-могильщика в пробирку или баночку и покажите детям на его передних и задних лапках расширения, которые облегчают ему роющие движения. Не вдаваясь в подробности, следует рассказать ребятам, что жуки-мертвоеды своими лопаточками закапывают погибших животных в землю, очищают от шерсти и перьев, а затем откладывают погибших животных в мясо яички, из которых выходят личинки и съедают тело мертвой добычи. Если бы трупы лежали на земле, они распространяли бы запах разложения и были бы источником заразы. Поэтому жуков-мертвоедов уничтожать не надо. | |
Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Но есть среди мух и наши друзья. Их надо уметь отличать от вредных мух и охранять как полезных насекомых. Мухи-журчалки, например, похожие по окраске брюшка на ос, нередко сидят на цветках лесных и садовых растений или с громким жужжанием летают вокруг них. Это – полезные мухи: их личинки, похожие на маленьких пиявок яркой окраски, массами уничтожают тлей, ползая по поверхности листьев и стеблей растений. | |
Есть и другие полезные мухи. По лесным опушкам, на стволах деревьев и на пнях можно обнаружить довольно крупных черных мух с удлиненным брюшком. Это –ктыри. Их личинки живут в почве, где нападают на гусениц, личинок майских жуков и этим приносят пользу. Да и взрослые мухи ведут хищный образ жизни, уничтожая других насекомых: уцепившись ногами за пойманную добычу, они прокалывают твердым хоботком тело своей жертвы и высасывают жидкие внутренности. Этих мух вполне безопасно можно взять в руки для рассмотрения. Дети должны знать, что ктырей убивать нельзя. Из друзей человека в мире насекомых заслуживают внимания стрекозы. Изящная внешность этих насекомых, их быстрый полет и яркая окраска брюшка, отливающего металлическим блеском, обращают на себя внимание детей. Они восхищаются грацией стрекоз, которые напоминают им аэропланы и вертолеты. Когда стрекоза садится на ветку кустарника или на стебелек травы, заметна цепкость ее лапок. Она крепко держится за растение, и ее приходится отрывать с усилием. Поймать стрекозу нелегко: она очень осторожна и сразу замечает приближение руки. Своими большими глазами она хорошо ориентируется в пространстве, улавливает всякое движение. Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Если преподнести ко рту стрекозы стебель или тонкую ветку, она схватит и сожмет предмет крепкими челюстями. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. | |
Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды). Надо дать возможность детям наблюдать за стрекозами, рассказать о пользе, которую они приносят, обратить внимание на красоту их полета, красивый вид. Так мы приучим ребят уже с ранних лет интересоваться жизнью насекомых и относиться к ним по-разному, в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве человека. Необходимо объяснять детям, что в природе каждый организм выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...