НОД с детьми старшего дошкольного возраста "МИР ХИМИИ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миронова Татьяна Алексеевна

Дети открывают окружающий мир с научной точки зрения. Легко и доступно ребёнок становится исследователем - проводит опыт, исследует и обощает собственный опыт. Воспитатель- источник знания, которыми он может поделиться. Сотрудничая совершают новые открытия, используя суммарные знания всего детского коллектива.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_himii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ»

Конспект занятия «Путешествие в мир химии»                                                   (подготовительная к школе  группа)

                 воспитатель Миронова Т.А.

Цель: Содействовать углублению заинтересованности детей наукой химией, самостоятельному овладению знаниями в процессе участия в опытах и наблюдениями за опытами. Способствовать умению использовать элементарные знания химии при рассуждении о предметах, явлениях окружающего мира. развивать доказательную речь. Воспитывать в ребёнке потребность к познанию окружающего мира. формировать адекватную самооценку.  

 

Оборудование: глина, вода, книга с опытами, уголь, мёд, цветок в горшке, свеча в подсвечнике, портрет Менделеева, таблица Менделеева, колбы и пробирки, творог, коробочка сока, чайная пара, флакон с духами, стиральный порошок, соль, сахар, кофе в зёрнах, кофе в гранулах, растительное масло, крем, опилки, земля, раствор йода, порошок стиральный, сода, крахмал, чайные листы, панировочные сухари, мыло, корица, рис, картофель, манку, рис, молоко, тыкву, яблоко, лук, морковь, пшеничный хлеб, репа.

Ход занятия:

1 часть

  • Здравствуй, посмотри, что лежит у меня на столе? (глина, вода и т.д.) Назови. А можно сказать так: все, что лежит на столе – это вещества (Можно). А можно сказать так, «все, что нас окружает  - это вещества». (можно, но нас окружают вещи, которые состоят из веществ).
  • Мы говорим о том, что нас окружают вещи, которые состоят из разных веществ. А если я захочу узнать все про эти вещества, кто мне ответит на этот вопрос?  (наука химия, ученый химик)
  • Посмотри, что у меня на столе? Ребята сказали, что все это вещества. А ты знаешь,  из чего состоят вещества? ( из элементов, частичек). А откуда мы узнали, ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? (нам об этом рассказывает наука химия).  
  • А почему они такие разные, эти вещества? (потому. что элементы по-разному соединяются и получают разные вещества)
  • А какой ученый ответил на вопрос: из чего все на свете  состоит (Демокрит, он сказал, что все состоит из атомов – маленьких неделимых частичек)

Обобщение индивидуальной работы

В: Мы сегодня утром рассуждали с вами о разных веществах. Почему они разные? Потому, что в них по-разному соединились маленькие неделимые частицы, которые называются атомами.

А  какая же наука изучает вещества и их свойства? (химия). А какие ученые – химики дали очень важные ответы на вопросы химии? (Ломоносов, Менделеев). Скажите, а какой ученый навел порядок среди разных химических элементов? (Менделеев, это великий периодический закон,  таблица Менделеева)

Режимные моменты

Какие ты вещества знаешь?

Почему говорят, что вещества разные?

Какими они бывают разными (по свойствам).

Опробование : питьевая вода

Мотивация:

В: Ребята, есть такая наука, которая отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло мылиться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, как получить крахмал!? Эта наука – …(Химия). А если я скажу: химия нужна всем - это правильное утверждение? (да). Давайте порассуждаем.

Для чего химию нужно знать врачу? (он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)

Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно. И еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Нальешь много – человек отравиться).

Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнышки , которые можно вывести только определенным мылом)

А для чего же вам нужно знать химию? Для чего детям химия? ( Что бы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно и т.д.)

А мы с вами были химиками? (да, были, мы опыты проводили).

Сегодня, ребята, я вас хочу удивить. Хочу пригласить вас в музей Химии.  В музее сегодня будет много гостей. И я думаю, что мы с вами сможем показать себя настоящими знатоками Химии. Как вы думаете, получиться у нас быть знатоками химии?! Сейчас позавтракаем  и отправимся  в музей. Если кому – то нужно напомнить правила поведения в музее, то подойдите ко мне.

Индивидуальная работа после завтрака: загадывание загадок про  вещества

2 часть. Занятие

В: Ребята, вы готовы к тому, чтобы стать посетителями музея. На чем отправимся в музей? (пойдём красиво и правильно как положено взрослым людям) Много гостей в музее! Все ждут, когда он откроется. А время идёт быстрее, когда весело играешь,  поиграем в игру «не послушная коза». Молодцы!

В: Вот мы и переступили порог музея. Послушайте, какие красивые строчки из стихотворения поэта Щипачева я для вас приготовила!

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых. 

Так чем же я вас сегодня пообещала удивить? (сказали, что пригласите нас в музей Химии). А кем вы будете в музее Химии? Может быть экспонатами?    ( нет, мы будем посетителями музея). Но я предлагаю вам быть не только посетителями, но и помощниками хранителю музея.  Готовы! Сумеете!? Тогда в путь.

В: Дорогие  посетители, приглашаю вас в первый зал,  который называется «ХРАНИЛИЩЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ». Вспоминайте правила поведения в музее. Вставайте удобнее. Хранитель  рассказал, что в музей постоянно поступают новые экспонаты.  Задание для нас приготовили следующее: поступившие предметы, вещества нужно описать и доказать, почему тот или иной предмет имеет отношение к химии.

(дети описывают экспонаты)

  • Книга с опытами
  • Уголь
  • Мёд
  • Цветок в горшке
  • Свеча в подсвечнике
  • Портрет Менделеева
  • Таблица Менделеева
  • Колбы и пробирки
  • Творог
  • Коробочка сока
  • Чайная пара
  • Флакон с духами
  • Стиральный порошок

В: Молодцы, я думаю, что с этим заданием мы справились! Вы много знаете!

В: Прошу пройти вас в следующий зал «ОПЫТНО -  ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ»

Вы знаете, что вещества имеют  разные свойства. Здесь находятся разные вещества. Вам предстоит проверить эти вещества на такое свойство, как растворимость в воде. А как же учёные называют воду (вода - супер растворитель, разрушитель) когда вы выясните, растворимое вещество, или нет, вы разместите его на нужной стеллаж. На стеллаже размещена табличка с надписью, подойдите и прочитайте ( табличка - «растворимые вещества», «не растворимые вещества») Приступайте.

ОПЫТ: на ленточных столах расположены лоточки с оборудованием: баночка с водой, ложечка, в тарелочке вещество, на лоточке табличка с названием вещества. Дети приносят лоточки на стол и говорят «это соль- она растворима». В тарелочках находятся:

  • Соль
  • Сахар
  • Кофе в зёрнах
  • Кофе в гранулах
  • Растительное масло
  • Крем
  • Опилки
  • Земля
  • Раствор йода
  • Порошок стиральный
  • Сода
  • Чайные листы
  • Панировочные сухари
  • Мыло
  • Корица
  •  Рис


В. Здесь вещества растворимые, а здесь не растворимые. А почему вещества разные? (потому, что в одних веществах атомы крепко соединяются между собой, в других нет) Молодцы! Юные химики! Потрудились хорошо, предлагаю вам поиграть в интересную, познавательную игру. Скажите, в каких состояниях существуют вещества? (жидкие, газообразные, твёрдые)  

Сейчас я превращу вас в молекулы, вспомните, как ведут себя молекулы в разных веществах, которые я буду называть. МЕЛ, ХЛОР, ОЛОВО, СОК.

Вы так много рассказали в первом зале, показали знания во втором зале, можно сказать, что вы знаете всё?  А я ещё кое что знаю. Приглашаю  вас на стулья.

Рассказ о крахмале

Хочу вам рассказать о давно знакомом вам веществе. (Показать упаковку с крахмалом) Узнали это вещество? Какие свойства крахмала известны людям? (блестит, хрустит, нет вкуса, запаха, клейкость, бельё становится прочнее, лучше гладится) Скажите, а как появился крахмал? А в магазин откуда пришёл? (из картошки) А есть ли ещё где то крахмал? Это большая загадка. Это не загадка для такой науки как химия. Дело в том, что учёные выяснили, что крахмал является реагентом на йод. Это они выяснили с помощью опыта (капнуть йод на крахмал - посинел крахмал) (Показать продукты, порезанные на дольки) Как вы думаете, а в каком либо из представленных продуктов есть такое вещество, как крахмал?  Можно ли узнать и как? А можно воспользоваться предыдущим опытом? Верно капнем йод на каждый продукт по очереди и если в продукте, если вдруг окажется крахмал, то что случится с продуктом?

ОПЫТ: йод капать на картофель, манку, рис, молоко, тыкву, яблоко, лук, морковь, пшеничный хлеб, репа. Почему посинел рис, хлеб, яблоко? ( там есть крахмал) Верно, мы обнаружили крахмал. Учёные выяснили, что крахмал есть во всех продуктах растительного происхождения, кроме водорослей,  грибов, некоторых цветов, но в разных количествах, больше всего крахмала в картофеле, рисе, кукурузе. Но как появляется в растениях крахмал?  и это выяснили химики - вода из почвы, соединяясь с водородом из воздуха, в растении превращается в сахар, а  растение перерабатывает сахар в крахмал. А вы, знаете, для чего нужен крахмал растениям? Маленьким детям нужно особое питание. также и растения кормят свои побеги, ростки, плоды особой едой, которая легко усваивается.

В. Вы об этом раньше знали? А что нового узнали? Вы сегодня так много рассказали, я немного вам рассказала. Вы - много, да я не много. (жесты) Вы, да я. Мы вместе всё знаем? А как можно ещё узнать о науке химии? А для чего нужно много знать о химии? А если мы знаем, то, мы какие? (сильные)  

И ещё я вам хочу сказать, что чем старше вы становитесь, тем больше вы знаете. Вот пройдёт зима, весна, лето, придет осень и вы пойдёте в школу. Мы с вами расстанемся. Потому, что мы воспитатели, знаем много, но наши знания для дошколят. А вас встретит учитель, который расскажет вам больше, интересней. А мы будем радоваться за вас. Загрустили?!

А чтобы вам запомнилось наша встреча в мир химии, я приготовила подарок - это новая серия мульт - энциклопедии «Увлекательные приключения в мир химии». Но посмотрим после минутки шалости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...