Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Беляевских Ирина Юрьевна

ЦЕЛЬ:Закрепить и уточнить представления о зимующим птицах.

           Воспитыват любовь и желание заботится оптицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах.

     Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

    Словарная работа: Зимующие, заботиться

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах, просмотр презентации «Покормите птиц зимой»

Материалы. Иллюстрации птиц. Запись с пением птиц

                                                          Ход занятия

Воспитатель: Пришла зима, хлопочет: укутала в снега

Все кочки и пенечки, скамейки и стога.

Зима велела дубу накинуть пышный мех,

На ель надела шубу, тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели на веточках берез,

Они не улетели, а выдержат мороз? О. Высотская.

Как называют птиц, остающихся на зиму? (зимующие)

Звучит музыка:   Появляется Зима.

Зима: Здравствуйте, ребята!  Расскажите мне,  как к зиме приготовились реки и озера.

    Деревья и земля тоже ждут зиму.   Как называются птицы, которые меня не боятся и остаются зимовать? (Зимующие)  

(Щеглы, снегири, голуби, воробьи, чиж, дятел, сорока, синичка,   клест, галка,  свиристели,  овсянки.)

   Как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают.

     Загадка

Маленький мальчишка в  сером,  армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

Воспитатель: Кто  расскажет, как он выглядит? (Показ иллюстрации.) Воробей – маленькая,  подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, толстый к концу заостренный.    Короткие,  но сильные ножки. Хвост держит поднятым вверх. В холодную пору воробьи сидят, прижавшись,   друг к другу, нахохлившись. Они  купаются в лужах, песке, пыли.

   Где же они зимуют?

   Где  они пищу находят?

   Какие они звуки издают? «Прослушивание записи «Чив-чив,   чир-чир, чере-ре-ре». Воробьи селятся стайками.

Воспитатель: Как она выглядит?  Показ иллюстрации. Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище «сорока-белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные.  Почему ее называют сорокой-воровкой? «Любит блестящие вещи, уносит их и прячет

Где же она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)

 Послушайте, какие звуки издает сорока. (Запись.) Напоминает треск, стрекот.

Зима: Сороки приносят пользу.  Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие

Загадка. Она маленькая птичка, и зовут ее… (Синичка.)

Воспитатель: Как они выглядят? На голове черная шапочка,  щеки белые, на горле и брюшке черная полоса, галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.  Гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Какие звуки издают, знаете? Послушайте. (Запись.) «Си-си-си-си».

Загадка.  Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,

           С первым снегом на рябине он появится опять. Кто это? (Снегирь.)

Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь?  Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное,  а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.)

Зима (Иллюстрация дятла): Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел.)

Воспитатель: Какой красивый! Кто хочет описать его? Голова, шея, спина и крылья у него черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, внизу тельце белое, подхвостье и темя красные.) Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.  какой клюв у дятла. Зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным и липким языком насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

       Загадка:

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом потрошит,

Голоском  речистым, чистым,

Показ иллюстрации

Кле-кле-кле поет со свистом? (Клест.)

Воспитатель: Необычная птица, опишите ее. (Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.) Посмотрите, какой у нее клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щелкать орешки. Надо заметить, что клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенцов на деревьях строят теплые гнезда. Как поют клесты? (Запись.) «Кле-клв».

Загадка: 

Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар и кричат:

Кар-кар-кар. (Ворона.)

Воспитатель: Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая.) Днем вороны промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.

Физкультминутка

Воспитатель:  Поиграем в ворон.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар.

(Дети бегают, размахивают руками.)

Только к ночи умолкаю и все вместе засыпают.

(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Зима: А я хочу загадать вам загадки

*Маленький, серенький, невзрачный, скромный.

Но все же драчливый, боевой, удалой! (Воробей.)

*Красногрудый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)

*Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)

*Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)

*Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)

*С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клес)

Воспитатель: Птицы разные. Продолжайте фразу, начатую мной.

  • У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый).
  • Ворона большая, а воробей (маленький).
  • Вот снегирь малоподвижный, а синица (шустрая).
  • Клест нарядный, а воробей (невзрачный).
  • Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой).
  • Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
  • Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
  • Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
  • Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
  • Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Игра кто как поёт

Ворона – каркает.

Сорока – стрекочет.

Клест – свистит.

Воробей – чирикает.

Какую пользу птицы приносят людям?

Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней; украшают природу.

Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)

Зима: Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я – дел много, но вас я не забуду: когда выйдете на прогулку, поиграем. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...

Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»

Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...

Конспект занятия для средней группы «Птицы — наши друзья»

Цель: обогащать представления детей о птицах....

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»...

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...