Опытническая деятельность по экологии
методическая разработка по окружающему миру на тему
Опытническая деятельность по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytnicheskaya_deyatelnost_po_ekologii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Значение опытов:
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Методика проведения опыта.
Опыт всегда должен строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
1. Волшебница - вода
Опыт 1.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт 2.
«Уводы нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Давайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и , чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет
(или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт 5
«Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт 6
«Вода – жидкая, может течь»
Опыт 7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Опыт 8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Опыт 9
«Вода не имеет формы»
Опыт 10
«Вода нужна всем»
Опыт 11
«Растения «пьют» воду»
Опыт 12
«У растений внутри есть вода»
Опыт 13
«Лед легче воды»
Опыт 14
«Друзья – враги»
Опыт 15
«Спичка – пленница»
Опыт 16
«Двухцветный цветок»
Опыт 17
«Спичечные бега»
Опыт 18
«Как выйти сухим из воды»
Опыт 19
«Животворное свойство воды»
Опыт 20
«Поверхностное натяжение воды»
Опыт 21
«Кораблик плывет по воде»
Опыт 22
«Капелька»
Опыт 23
«Радуга»
Опыт 24
«Вода защищает растения от низких температур»
Опыт 25
«Замерзшая вода двигает камни»
Опыт 26
«Встреча с ручейком»
Опыт 27
«Капельки»
Опыт 28
«Вода способна смачивать и очищать предметы»
Опыт 29
«Превращение в воду»
Опыт 30
«Иней»
2. Воздух – невидимка
Опыт 1
«Воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2
«Пузырьки воздуха»
Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Опыт 3
«Ветер – это движение воздуха»
В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 4
«Ветер»
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт 5
«Волны»
Опыт 6
«Буря»
Опыт 7
«Ветер – это движение воздуха»
Опыт 8
«Ветер»
Опыт 9
«Песок путешествует по пустыне»
Опыт 10
«Гром и молния»
Опыт 11
«Летающие семена»
Опыт 12
«Пламя загрязняет воздух»
Опыт 13
«Живая змея»
Опыт 14
«Стакан – непроливайка»
Опыт 15
«Прыгающая монетка»
Опыт 16
«Яйцеглотатель»
Опыт 17
«Капризы пламени»
Опыт 18
«Движение воздуха»
Опыт 19
«В воде есть воздух»
Опыт 20
«В воде появляются пузырьки воздуха»
Опыт 21
«Парашют»
Опыт 22
«Воздух невидим»
Опыт 23
«Воздух имеет вес»
Опыт 24
«Воздух при нагревании расширяется»
Опыт 25
«Воздух занимает место»
Опыт 26
«Ветер»
3. Что у нас под ногами
Опыт 1
«Посев семечка»
Опыт 2
«Сыпучий песок»
Опыт 3
«Песок может двигаться»
Опыт 4
«Свойства рассеянного песка»
Опыт 5
«Своды и тоннели»
Опыт 6
«Свойства мокрого песка»
Опыт 7
«Песочные часы»
Опыт 8
«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»
Опыт 9
«Как разрушаются горы»
Опыт 10
«Как передвигается вода в почве»
Опыт 11
«Влияние состава почвы на рост растений»
Опыт 12
«Песок – рыхлый, в отличие от глины»
Опыт 13
«Из чего состоит песок, из чего состоит глина»
4. Кто в доме – природе живет
Опыт 1
«Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»
Опыт 2
«Как кошка языком чистит себе шерстку»
Опыт 3
«Как маскируются животные»
Опыт 4
«Определение возраста рыбы»
Опыт 5
«Жизненный цикл мушек»
Опыт 6
«Как змея меняет кожу»
Опыт 7
«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»
Опыт 8
«Влияние силы тяжести на рост растений»
Опыт 9
«Выращивание растений из морковных верхушек»
Опыт 10
«Растение может обеспечить себя питанием»
5. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко
Опыт 1
«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»
Опыт 2
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Опыт 3
«Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом»
Опыт 4
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Опыт 5
«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»
6. Металлы
Опыт 1
«Волшебная монета»
Опыт 2
«Монета в стакане»
Опыт 3
«Зеленые монетки»
Опыт 4
«Звучащая монета»
Опыт 5
«Стальной барьер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...
Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период
Опыт 1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда". Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой. Налить в стакан во...
Опытническая деятельность в ДОУ
Опытническая деятельность...
Конспект "Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период"
конспект содержит перечень опытов с водой, песком и воздухом. дается краткое описание опыта и необходимый материал....
Опытническая работа по экологии в старшей и подготовительной группах
Почва.1. Состав почвы: песок, глина, перегнившие растения, камешки.2. Свойство песка: желтого цвета, состоит из мельчайших песчинок, сухой сыплетс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...