Модель НОД «Профессия строитель» (для детей подготовительной к школе группы )
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- продолжать формирование у детей представление о профессиях строителей и архитектора, показывая значимость и важность этих профессий;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение детей;
- формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель НОД «Профессия строитель» (для детей подготовительной к школе группы ) | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра дошкольного и начального образования
Модель НОД
«Профессия строитель»
(для детей подготовительной к школе группы )
Подготовила:
воспитатель первой кв. категории
Малаева О.Б.
Саранск, 2017
.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- продолжать формирование у детей представление о профессиях строителей и архитектора, показывая значимость и важность этих профессий;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение детей;
- формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание литературного материала по профессии строителя и архитектора; беседы, показ иллюстративного материала; чтение книг: В.В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядный материал «Строительство», план (чертёж дома), детали дома (из картона для демонстрации на доске) - фундамент, стены, крыша, картины с изображением интерьера дома, фотографии с изображение различных строительных объектов и строительной техники, рабочие тетради «Знакомимся с пофессиями» для детей 5-7 лет. Автор составитель: Антонова М.В. –кандидат экономических наук, доцент, профессор. Саранск, 2017.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг. )
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнём.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. )
Воспитатель:
Сегодня я хочу вам рассказать одну интересную историю про Куйгорожа. Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
-В одной мордовской деревне жили –были дед (атя) и баба (баба). Дети у них выросли, в город переехали и их с собой звали, но любили баба с атей деревню свою. И всё у них было хорошо, только управляться по хозяйству всё сложнее стало, силы уже не те. И решили они в помощники себе Куйгорожа позвать. Ведь Куйгорож по хозяйству помогает и работать любит. Что прикажешь сделает и богатство принесёт.
Дождался дед недели, когда луны на небе не было видно, и на третью ночь пошёл в лес. Шёл он не по знакомой тропе, а по змеиному следу и дошёл до большого засохшего дуба. Увидел на нём совиное гнездо, ткнул туда палкой, обернулся три раза вокруг себя и сказал трижды:
«Приди, приди, Куйгорож!
Ко мне в помошники!
Дам тебе дело, одно, второе, третье.»
На утро просыпаются атясь и бабась, а перед ними Куйгорож! И говорит он бабе с дедой:
-Ну, атя, бабай, дайте мне работу, а сами на печи лежите.
А атясь и говорит: «Новую избу сделай к утру, и чтобы всё в ней красиво было: и потолки натяжные, и туалет с ванной не хуже чем в городе.
Утром встали атя и баба , а у них дом новый, просторный да светлый.
-Дети понравилась вам эта история? А хотите узнать как удалось Куйгорожу так быстро постоить новый дом? Кто ему в этом помог ?
Тогда попробуйте разгадать загадку:
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нем.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствора меситель.
Догадались? Я (строитель).
Правильно Куйгорожу помогли строители.
«Строитель»- с древних времён одна из самых нужных профессий в нашем мире. Постройкой зданий занимается множество людей разных специальностей- все они строители.
Люди не всегда жили в домах, таких как мы свами. (Показ презентации). Самыми первыми домами были пещеры и сооружения на деревьях. Наши предки сгибали ветки, сплетали или связывали их, а затем делали крышу из пучков травы. Но для холодного климата такой домик был не подходящим жилищем, поэтому следующим шагом в строительстве домов стали пещеры. Постепенно люди стали строить крохотные деревянные домики, наполовину вросшие в землю. Но деревянные дома часто горели, и поэтому строители начали строить дома из камня.
Воспитатель: Но для того чтобы начать любое строительство у строителей должен быть план будущего здания, который для них разрабатывает АРХИТЕКТОР.
— Кто же такой архитектор? Ответы детей.
Воспитатель: Греческое слово «архитектор» означает «главный строитель». Архитектор - это очень важная профессия. Архитекторы проектируют, т.е. изображает на бумаге в виде планов и чертежей дома и заводы, мосты и набережные, стадионы и электростанции.
Чтобы дом жилой построить
Или новый детский сад,
На бумаге архитектор
План рисует и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как;
Сколько комнат, где какая:
Где подвал, а где чердак.
Ничего не позабыл он,
Всё продумал и решил,
Чтоб жильцам удобно было,
Чтобы дом красивым был. (Шалаева Г.П.)
(Показ картинки с изображением профессии -архитектор)
Воспитатель: Архитектор нарисовал (спроектировал) дом на бумаге, что же дальше?
Что нам стоит дом построить-
Нарисуем - будем жить.
- Так ли, ребята? Ответы детей.
- Для того, чтобы в дом поселились новые жильцы СТРОИТЕЛЯМ придётся много потрудиться. А именно: разровнять площадку для будущей стройки. Какие машины могут это сделать?
Дети: Трактор, бульдозер.
Воспитатель: Кто этими машинами управляет?
Дети: ТРАКТОРИСТ, БУЛЬДОЗЕРИСТ.
Воспитатель: Для начала, чтобы дом был прочный нужно заложить фундамент (основу дома), а для этого надо вырыть в земле котлован (большую, глубокую яму) при помощи экскаватора. А кто управляет экскаватором, ребята?
Дети: ЭКСКАВАТОРЩИК (показ картинки с изображением экскаватора).
Воспитатель: Всю вырытую, ненужную землю грузят на самосвалы и увозят с территории стройки.
- Котлован для фундамента вырыт и к работе приступают БЕТОНЩИКИ, они заливают котлован бетоном. А бетон привозит водитель на бетономешалке. А почему корпус бетономешалки всё время вращается?
Ответы детей.
- Когда бетон застынет – получится фундамент для здания.
(Воспитатель выкладывает на доске фундамент дома)
Воспитатель: Фундамент у нашего дома есть, теперь нужно ставить стены, кто же это сделает? А помочь вам назвать эти профессии сможет стихотворение:
Кирпичик на кирпичик, Вздымается вершиной
Ряды идут, как строчки, Подъёмный кран могучий.
И «пишет» их отличник, Стрелу свою протянет,
Но далеко до точки. Поднимет кирпичи,
Рядов таких положит, Он долго не устанет.
Как минимум, пятьсот. Довольны москвичи,
Денёк, другой проходит - Ведь дом уже построен,
Высокий дом растёт. И людям есть, где жить
Вокруг шумят машины, Строителей проворных
На стройке жизнь кипуча, Им есть за что хвалить.
(Васильева С.А.)
Дети: КАМЕНЩИК кладёт (строит) из кирпича стены, КРАНОВЩИК на подъёмном кране кирпичи наверх подаёт.
(Выставляются картинки профессий каменщик, крановщик)
Воспитатель: Ребята, а как называется состав, которым каменщик скрепляет кирпичи между собой? Каким инструментом он пользуется?
Дети: Цемент, мастерок.
Воспитатель: Ребята, а из чего сегодня строят дома? (Ответы детей) Сегодня дома строят не только из кирпича и камня, по и используют специально изготовленные бетонные блоки, панели.)
- Да, чтобы построить дом должны трудить много людей разных профессий.
Вот посмотрите, ребята, теперьу нашего дома есть и фундамент и стены (воспитатель выкладывает на доске части дома). Чего же не хватает нашему дому?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - крыши. А кто же из строителей нам поможет?
Дети: Крановщик.
Воспитатель: Да, крановщики на подъёмном кране легко поднимают вверх огромные металлические конструкции, а МОНТАЖНИКИ-СТРОИТЕЛИ соединяют их между собой. Работа у монтажников тяжёлая и опасная: ведь трудятся они и в жару и в холод на большой высоте. Поэтому в монтажники идут работать только смелые люди.
Монтажники-высотники не знают,
Что высота способна вызвать страх.
Они почти на небе обитают
И часто ходят прямо в облаках.
Высотник небоскрёбы строить может,
Монтировать в них двери и оконца.
Работает он и в осенний дождик,
И под палящим августовским солнцем. (Шалаева Г.П.)
Воспитатель: Помогают монтажникам-высотникам в их работе СВАРЩИКИ. (выставляются картинки). Кто же они такие? Ответы детей.
- Что такое сварка? Ответы детей (сваркой называют соединение двух кусков металла)
- Для работы сварщики используют газовую горелку или электросварку.
Работать сварщик будет в каске,
В защитной, с тонкой щелью, маске.
Опасно рядом с ним детишки,
Здесь искры, огненные вспышки!
Сварщик всё соединяет
Своим волшебным аппаратом:
Мосты - висят, и столб - стоит,
И трубы вдаль идут куда-то.
И доставляют без труда
Нефть, газ и питьевую воду
В деревни, сёла, города
И облегчают жизнь народу! ( Шалаева Г.П.)
(воспитатель выкладывает на доске часть дома - крышу)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш дом почти готов, но если мы посмотрим, что же там внутри дома, то увидим те же кирпичные стены, а нам ведь хочется, чтобы наш дом был красив не только снаружи, но и внутри. Кто нам поможет? Ответы детей
Воспитатель: ШТУКАТУР занимается отделкой стен и потолков, покрывая их специальным составом -шпатлёвкой, умело работая своим инструментом - шпателем.
- Теперь стены и потолок у нас белоснежные, но красиво ли это, ребята? Как украсить наш дом? Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, нам сможет помочь МАЛЯР. Слово «маляр» произошло от немецкого слова, означающего «живописец», и это отчасти правда, т.к. маляр работает с красками, ими он окрашивает стены и потолок.
Красит стены и заборы,
И железо и бетон,
Он и дерево покрасит,
И бумагу и картон.
Красить всё - его работа,
Маляром его зовут,
Если нужно что покрасить –
Он конечно, тут как тут. ( Шалаева Г.П.)
(Выставляется картинка профессия «Маляр»)
Воспитатель: Дети, Куйгорож помог построить ещё много разных зданий. И сейчас ему потребуется ваша помощь.
Задание 1.
Посмотрите в тетрадь и скажите какое здание построил Куйгорож?
Дети: Мордовский национальный театр оперы и балета имени И.М. Яушева
. Воспитатель: Правильно. А в своей сказочной стране он построил два таких здания, одно покрасил, а другое не успел. Помогите ему покрасить и второй дом, но чтобы он не отличался от первого.
А для этого мы сначала выполним гимнастику пальчиков)
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
(Дети выполняют задание в тетрадях, раскрашивают национальный театр)
Чтобы новым жильцам было уютно в новом доме, нам ещё потребуются люди других профессий. Что делает плотник?
Дети: ПЛОТНИК работает с древесиной, из неё он делает брусья, доски, пластины, которые пойдут на изготовление оконных рам, дверей, пола.
Воспитатель: ПАРКЕТЧИК?
Дети: Пол укладывает.
Воспитатель: СТЕКОЛЬЩИК?
Дети: Стёкла в оконные рамы вставляет.
Воспитатель: ПЛИТОЧНИК?
Дети: Плитку на кухне и в ванной комнате выкладывает.
Воспитатель: ЭЛЕКТРИК?
Дети: Электрик прокладывает электропровода и устанавливает розетки, чтобы люди могли пользоваться различными электроприборами.
Воспитатель: СЛЕСАРЬ-САНТЕХНИК?
Дети: Чтобы в доме исправно работали все водопроводные краны, туалеты не засорялись
Воспитатель: Дети, теперь вы знаете кто помог Куйгорожу построить дом ля ати и бабы, и многие другие здания в нашем городе. Куйгорож хочет чтобы и вы ему в дальнейшем помогали в строительстве зданий,ему очень нужна ваша помощь.Вы хотели бы помогать Куйгорожу? (Ответы детей)
Воспитатель: А для этого вам необходимо выполнить задания в тетрадях. Но сначала разомнёмся:
Мы строим дом, мы строим дом. | Дети поочередно ставят правую и левую руки на пояс, поднимают к плечам, вытягивают вверх, соединяют над головой ладони («крыша»), затем возвращаются в и. п. |
Мы строим дом, мы строим дом. | Обхватывают туловище руками, разводят руки в стороны. |
Пусть все вокруг об этом слышат. | Снова обхватывают туловище, делая это энергично, слегка похлопывают по туловищу. Возвращаются в и. п. |
Мы строим дом, он будет нужным. | Поочередно ставят правую и левую руки на пояс, поднимают к плечам, вытягивают вперед, изображая «крыльцо» и «дверь». |
Мы строим дом, он будет дружным! | Подпрыгивают на месте — ноги в сторону, ноги вместе, — энергично выполняя хлопки над головой. |
Задание 2. На картинках ты видишь работу Куйгорожа. Расскажи, как он построил дом, с чего начал свою работу и чем закончил? (Ответы детей)
Задание 3. Назови профессию человека, который
Кроет крышу-
Выкладывает стены из кирпича-
Штукатурит стены-
Мастерит изделия из дерева-
Сварива ет металлические конструкции-
Красит стены-
(Ответы детей)
Задание 4. Назови предметы, которые понадобятся Куйгорожу чтобы построить новый дом. (Ответы детей).
Задание 5. Назови здания нашего города , нарисованные на картинках.
(Здание университета, почта России, ледовая арена).
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним , люди какой профессии помогли Куйгорожу построить новый дом? (Ответы детей) Назовите строительные профессиии. (Ответы детей) Что вам понравилось на занятии больше всего? (Ответы детей)
Спасибо , вы очень хорошо справились со всеми заданиями . Теперь вы знаете, как много людей трудилось, чтобы мы с вами могли жить в красивых домах. Чтобы вы могли ходить в детский сад и школу, посещать музеи, театры и кинотеатры, делать с родителями покупки в различных магазинах и просто путешествовать по улицам нашего красивого города.
Быть строителем почётно.
Дом, квартира всем нужны!
Раньше, нынче, ежегодно
Много строек у страны!
( Шалаева Г.П.)
Список литературы:
1.Антонова М.В. –кандидат экономических наук, доцент, профессор. Саранск, 2017. «Знакомимся с профессиями» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Саранск, 2017.
2.Т. Н. Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», ТС Сфера, 2016.
3. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких, М.: Эксмо, 2006.
4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М.: ГНОМ и Д, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель индивидуального коррекционного занятия для подготовительной к школе группе "Домашние птицы"
Конспект индивидуального коррекционного занятия для подготовительной к школе группе "Домашние птицы", проводимый учителем-дефектологом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе
Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны» Цель:...
Конспект занятия «Все профессии важны, все профессии нужны!» в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия «Все профессии важны, все профессии нужны!» в подготовительной к школе группе...
Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группы «Здравствуй, гостья зима»
ЦЕЛЬ: создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....
Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе «Здравствуй, гостья зима»
Создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....
Модель воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группы «Здравствуй, гостья зима»
Создание условий для расширения представлений детей о признаках зимы, об изменениях в природе....
Модель предметно - развивающей среды в подготовительной к школе группе
Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она яв...