Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Признаки зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Махрова Татьяна Витальевна

Конспект занятия для детей 6-7 лет. Может быть использован в работе воспитателей и учителей подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 1002, корпус 3д

г.Москва

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению с окружающим миром

для детей 6-7 лет

«ПРИЗНАКИ ЗИМЫ»

Составила воспитатель

Махрова Т.В.

 Цель: Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах  

 Ход занятия.

Загадка:

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет.  

Когда это бывает?

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках, по которым мы определяем наступление этого времени года.

  • Когда зима приходит в наши края?
  • А с какого месяца берет начало календарная зима?
  • Как мы определяем, что зима уже наступила?

В этот день снег ложится на землю, и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане -

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи -

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка – зима!

- Как поэт называет зиму?

- Что изменилось в природе с ее приходом?

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый снег на поверхности земли или

 белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью.

Рассмотреть иллюстрации о зиме.

Какие бывают снегопады?

Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины.

Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград - домов, деревьев, камней и т.п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют   метелью.

А теперь поиграем в игру, называется она ‘Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!”

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимнего времени года.

Что случилось?

Почему?

1.Стало холодно.

Низкая температура воздуха. Мало солнечного тепла

2. Постоянный снеговой покров.

Низкая температура воздуха.

3.Замерзание почвы и водоемов.

Низкая температура воздуха.

4.Дни короткие,ночи длинные.

Солнце светит меньше по времени.

5.Стало мало птиц ,исчезли насекомые.

Нет пищи, холодно, насекомые в спячке.

6.Растения спят.

Мало солнечного тепла, температура низкая.

7.Некоторые животные меняют окраску.

Маскировка

  • Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
  • Погода стала только морозной?
  • Бывают ли зимой потепления?
  • Как они называются?

А теперь давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое оттепель, метель и изморозь? (ответы детей)

Оттепель – это кратковременное потепление зимой, но они не изменяют зимнего пейзажа.

Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежачий на земле.

Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.

Чтобы подвести ребят к пониманию слова (изморозь), можно задать им ряд вопросов:

  •  Какое небо зимой? (На небе теперь только зимние облака. Красивых кучевых облаков не увидишь.)
  • Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь).
  • - Что произошло с почвой зимой?
  • - Какие изменения произошли с водой в водоемах?
  • - Какова продолжительность дня и ночи?
  • - А как зимой изменилась жизнь   животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные одели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.
  • Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, они находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит).
  • Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы?

А теперь поиграем в игру «Хорошо – плохо» (Дети становятся в круг. Педагог бросает мяч, называя признаки зимы, а дети, ловя мяч, объясняют, что в этом признаке хорошего, а что плохого.

Например

Наступили холода. Плохо- потому что можно замерзнуть. Хорошо – потому что, можно одеть новую шубку. И т.д.)

Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопрос, какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?

Ф.И.Тютчев:

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

С.А.Есенин:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна……

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвонном сосняка….

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна….

В древние века декабрь на Руси называли студнем, в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено(холодно).

Какие пословицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете? Обсудить с детьми их смысл.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.

Мороз железо рвет и на лету птицу бьет.

ИТОГ:

О каких признаках наступления зимы мы говорили?

С чем связаны все эти изменения в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

конспект заняти по ознакомлению с окружающим миром "Зима белоснежная"

Тема: «Зима»Программное содержание:Формирование целостного представления о зиме как времени годаСравнение разных времен года (осени и зимы), выделяя характерные признаки каждого.Развитие любознательно...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»

Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

Образовательная область «Познавательное развитие».  Конспект открытого  ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы». (средняя группа).

Учить распознавать зимующих птиц (воробей, ворона, синица, голубь) по внешнему виду, по издаваемым звукам. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром"Зимующие птицы" (в средней группе)Программное содержание:- уточнить представления о видах зимующих птиц;- закрепить понятие «зи...