Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Программное содержание: Закреплять и расширять представления детей о домашних птицах, их семьях.

Уточнить, где они живут, какую пользу приносят.

Развивать мышление, память.

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом.

Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по схеме. Развивать логическое мышление, память и внимание.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.  

Воспитывать интерес к обитателям птичьего двора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе.

Программное содержание: Закреплять и расширять представления детей о домашних птицах, их семьях.

Уточнить, где они живут, какую пользу приносят.

Развивать мышление, память.

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом.

Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по схеме. Развивать логическое мышление, память и внимание.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.  

Воспитывать интерес к обитателям птичьего двора.

Предварительная работа: рассматривание картинок домашних птиц, просмотр мультфильма Г. -Х. Андерсена «Гадкий утёнок», слушание аудиозаписи голосов домашних птиц. Дидактические игры: «Найди маму», «Чей хвост?», «Чей клюв?», «Чьё тело?» и др.

Демонстрационный материал: ноутбук, презентация «Птичий двор», аудиозапись «Птичий двор», «Танец маленьких утят».  

Ход :

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать по птичьему двору. (слайд 1) Звучит аудиозапись «Птичий двор».  

(Слайд 2)

Наши уточки с утра – кря-кря-кря, кря-кря-кря! (крякают)

Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га! (гогочут)

А индюк среди двора – бла-бла-бла, бла-бла-бла! (балаболит)

А цыплятки – пи-пи-пи, пи-пи-пи! (пищат)

Наши курочки в окно –ко-ко-ко, ко-ко-ко! (кудахчут)

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет «Ку-ка-ре-ку! » (кукарекает)

Воспитатель: Кто живет на птичьем дворе?

Дети: домашние птицы

Воспитатель: Почему их называют домашними?

Дети: За ними ухаживает человек.

Воспитатель: Поговорим о домашних птицах. Наше путешествие на птичий двор начинается.

Слайд 3

1.Курица – один самых популярных и распространенных видов домашней птицы. Относится к семейству фазановых, роду гребенчатых кур. Прародительницей домашней курицы считается банкивская джунглевая курица. За многовековой период одомашнивания люди смогли вывести очень много различных пород. 

Официально зарегистрировано около 200 пород домашних кур, но на самом деле их больше.

Сейчас около 80% всех домашних птиц составляют куры. Куры живут в курятниках или на больших птицефермах. Наряд обычной курицы скромен. На голове красный гребешок, под клювом «сережки». Большие когтистые лапы приспособлены разрывать землю в поисках пищи. Цвет оперения может быть разным.

Слайд 4

2.Много тысяч лет назад люди начали разводить уток в домашних условиях, и за это время путем селекции были выведены современные породы домашних уток. Домашние утки произошли от диких уток крякв, одомашненной около трёх тысяч лет назад. Домашние утки стали намного больше и тяжелее своих предков, поэтому, далеко летать они уже не могут. Кроме того, у них изменилась окраска перьев, они совсем не боятся людей. У уток пёрышки покрыты жиром, который не даёт им промокнуть. Тело утки выделяет жир. Птица смазывает им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся на воде.

Утка относится к классу птиц, отряду гусеобразных, семейству утиных и роду водоплавающих.

Слайд 5

3.В повседневной сельской жизни петух честно выполняет работу вожака куриного царства. С давних времен среди людей существовало поверье, что крик петуха отгоняет от человека и его дома темные силы. А у многих народов петух считался священным. Отличаются петухи от куриц и внешним видом. Они крупнее, у них больше хохолок на голове, на ногах у петуха есть «шпоры». Оперение у петуха существенно ярче. Особенно ярким у петуха бывает хвост, порой сияющий, как радуга.

Слайд 6

4.Индейки - сильные и красивые птицы. Оперение у них разноцветное - есть и темные, и светлые цвета. У индюков большие длинные перья на крыльях и хвосте.

Летают индейки плохо. Но в случае опасности могут быстро бежать по земле. В этом им помогают мощные когтистые лапы.

Индейки любят попутешествовать. Даже домашние птицы нередко покидают птичий двор, чтобы погулять в самых неожиданных местах. Индейка - самая крупная из домашних птиц. Вес индюка достигает 10-20 кг, индейки 5 - 11 кг. Несут до 100 - 120 яиц в год.

В Европу индеек завезли в 17 веке из Америки, где их разводили индейцы племени майя. Так эти птицы получили свое название.

Слайд 7

5. Домашние гуси  произошли от дикого серого гуся.

Гуси - птицы водоплавающие. Много времени они проводят в озере или на реке.

Они не только плавают, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат.

Гуси ходят вперевалку, высоко поднимая широкие лапы. Такую походку называют "гусиным шагом".

У гуся довольно длинная шея. Зачем? А чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой - нибудь корм со дна.

По краям клюва у гусей, так же как у лебедей и уток, есть мелкие пластинки - зубчики. С их помощью гуси процеживают воду через клюв, и вся добыча - насекомые, водоросли, мелкие рачки - остаётся в гусином клюве.

Воспитатель: У домашних птиц, как у всех людей и животных есть семья.

Д/и «Назовите семью домашней птицы».

Слайд 8

Гусыня, гусак, гусёнок – гусиная семья.

Слайд 9

Курица, петух, цыплёнок - куриная семья.

Слайд 10

Индюшка, индюк, индюшонок -индюшиная семья.

Слайд 11

Утка, селезень, утёнок - утиная семья.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с семьями домашних птиц. А вы знаете, какие звуки издают домашние птицы? (слайд 12)

Дети: Да

Воспитатель: Поиграем в игру «Кто как разговаривает?». Я называю птицу, а вы звук, который он произносит.

Петух – кукарекает, курица – квохчет (кудахчет), цыпленок – пищит, утки – крякают, гуси – гогочут, индюки – болбочут (балаболит).

Воспитатель: (слайд 13). Поговорим о строении домашних птиц. Как вы думаете, что есть только у птиц?  

Дети: перья.

Воспитатель: Правильно, это особенность птиц. Только у них тело покрыто перьями. Поэтому птицы и называются пернатыми. Что есть у них (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы, клюв…).

Воспитатель: А знаете, чем питаются домашние птицы?(Слайды 14-17).

Чем питается индюк?

В рацион входит в основном растительная пища: злаки (пшеница, овес, ячмень, кукуруза, отруби, костная мука), орехи, желуди, семена сосны, ягоды кустарников, корневища, зелень лука, моркови, чеснока, травяная мука, клевер. Это является основным кормом для индюков. Корм птицы заглатывают целиком, не разжевывая.

Воспитатель: Чем питаются куры?

В фермерстве и подсобном хозяйстве кур кормят зерновыми культурами: пшеницей, овсом, гречихой, ячменем и др. К зерновым кормам добавляют зелень и пищу животного происхождения. Когда курам доступен свободный выгул, они самостоятельно питаются травой, насекомыми, выкапывают из земли червей и личинок.

Воспитатель: Чем питаются домашние утки?

В пище домашние утки непривередливы. Они хорошо едят комбикорма и пшеницу, домашние отходы и водоросли, яблоки и семена подсолнечника. Но следует помнить, что в пищу необходимо добавлять песок или мелкий гравий для улучшения пищеварения.

Воспитатель: Чем питаются гуси?

Основу рациона питания составляет растительная пища. Предпочитает питаться травой, ягодами, злаками. Также употребляют в пищу водную растительность. Весной, когда появляются первая молодая трава и озимые, гуси активно поедают их. Траву и листья растений эти пернатые щипают зубчиками клюва.

Воспитатель: А теперь мы немного отдохнём.

Утка рано по утру                                                                                                                           Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь (ходьба на носочках)

А теперь на пятки,

Милые утятки. (ходьба на пятках)

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки. (трём ладошки)

Ой, холодная вода!

Закричала детвора.

Научу я вас нырять,

Жёлтеньких моих утят. (наклоны головой)

А теперь полетов время,

Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули. Продолжим наше путешествие. Какую пользу приносят домашние птицы (слайды 19-22).

Дети: дают яйца, мясо и перо.

Воспитатель: Откуда появились цыплята, индюшата, гусята, утята?

Дети: из яйца

Воспитатель: Правильно, все птенцы появились из яйца. Этапы развития птиц вы видите на слайде (23). Сначала птица в гнезде откладывает яйцо, затем его высиживает, согревая своим телом. Когда яйцо созрело, появляется птенец. Какие этапы развития птиц?

Воспитатель: А сейчас попробуем составить описательный рассказ о домашней птицы. Вот перед вами схема (слайд 24).

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. (слайды 25).

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? О ком мы сегодня говорили? Что нового узнали?

В конце занятия дети встают в круг, звучит аудиозапись «Танец маленьких утят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию в старшей группе. Тема: «Моя семья»

На занятии ребята учатся по-новому понимать слово "семья". Рисуночный тест "Моя семья", проведеный в конце занятия, интересен как воспитателям, так и педагогам-психологам ДОУ....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе

Занятие способствует развитию познавательно-иследовательской деятельности детей.Дети учатся выделять характерные особенности  зимующих птиц....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»

Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Домашние животные» в средней группе

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Домашние животные» в средней группе...