Конспект НОД для старших дошкольников по познавательному развитию «Русская матрешка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД для старших дошкольников по познавательному развитию (ребёнок и окружающий мир) «Русская матрешка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matryoshka.docx | 18.98 КБ |
prezentatsiya_russkaya_matryoshka.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для старших дошкольников по познавательному развитию (окр.мир)
Русская матрешка ( старшая группа)
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;
Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Показать взаимосвязь декоративно – прикладного и музыкально – поэтического творчества русского народа;
Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Хозяйка встречает гостей в горнице:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка)
Конечно, это матрёшка , самая необычная игрушка. (воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею)
Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется.
А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?
Давным – давно привезли в Россию из далёкой страны Японии игрушку – фигурку добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным – преумным был этот Фукурума, что его голова даже вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как – то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (деревянная)
Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы и так она ему понравилась, что решил он привезти её в Россию. Показал её русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришёлся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женщины обязательно ходили в платках)
Кто – нибудь из вас, ребята, знает из какого дерева стали делать матрёшек?
Шёл я лесом, нашёл я дерево.
Из этого дерева выходят четыре дела:
Первое дело – лапти плести,
Второе дело – пчёлы любят,
Третье дело – от простуды лечит,
Четвёртое дело – детям на радость. (липа)
Лапти плетут из лыка (липовой коры), пчёлы любят собирать сладкий нектар из цветов липы. А мёд, который они делают так и называется – липовый. Для изготовления матрёшек тоже используют липу: она хорошо поддаётся обработке.
Сделали мастера заготовки, выточили пустые фигурки из дерева и художникам отдали.
Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?
А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
Почему запах отличается?
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и
повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. И рисунок тогда выйдет смазанный. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белой и гладкой. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.
Расписали русские художники матрёшку на славу: губки бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, прикрыл голову весёлый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. И начали матрёшек по русским сёлам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»,
«Люби дело – мастером будешь»,
«Всякий мастер сам себе дивится»,
«Дело мастера боится»,
«Всякому молодцу ремесло к лицу».
А какие пословицы и поговорки о труде, знаете вы, ребята?
Разные мастера матрёшек расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрёшки, да у каждой свой характер угадать можно:одна грустит отчего – то, другая задумалась, третья смеётся, а четвёртая будто сердится немного.
Какие цвета для росписи используют художники. Таких цветов как на сарафанах матрёшек не найти ни в одном саду, сравниться с ними может только аленький цветочек из сказки.
И действительно, мастера творят свою сказку – особый прекрасный мир, где нет места некрасивому, неинтересному: они не повторяют окружающее, а украшают его.
Посмотрите внимательно, полюбуйтесь красотой игрушек.
Какая из них вам понравилась больше? Чем?
Когда матрёшка покрыта росписью, мастерица берёт прозрачный мебельный лак и наносит его поверх росписи. Затем матрёшка будет сушиться в печи, сверкая лакированными боками; в полутьме её цветы кажутся живыми.
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
(хозяйка берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
Собирайся детвора, ждёт вас русская игра!
(проводится игра « Бабушка Маланья»). Ребёнок – бабушка выполняет главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают бабушке, берутся за руки, идут хороводом и приговаривают:
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке. Семь дочерей, семь сыновей. Все без бровей, С такими глазами, С такими усами,
С такой головой, С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики, изображают то, о чём говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и пр.
Целый день сидели На неё глядели, Делали вот так…
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение).
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
старичок Фукуруму
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе
Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...
Конспект открытого комплексного НОД по познавательному развитию «Русский чай»
обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, о традициях употребления чая в России, об истории самовара, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского наро...
Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....
Конспект НОД по познавательному развитию "Русская матрешка" для детей младшего дошкольного возраста
Целью занятия является формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к русской деревянной игрушке - матрешке....
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...
НОД по познавательному развитию "Русская матрешка"
Цель: Приобщение детей к национальным традициям посредством расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.задачи:- Способствовать формированию знаний об истории...