Доклад :«Использование игровых технологий в экологическом воспитании детей»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гуськова Марина Евгеньевна

Цель работы – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley_po_ekologii.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Великая М.Е.

Доклад

для воспитателей

«Использование игровых технологий в экологическом воспитании детей»

    Моя работа над данной темой построена на организации взаимодействия ребенка (дошкольного возраста) с природой ближайшего окружения, познанием того, что растет и кто живет рядом с ним. Я считаю, что дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,  у него развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

        Цель моей работы – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.

        Работу по экологическому воспитанию я организую в  различных формах  – игры, беседы, наблюдения, экспериментирование.

        В группе организована экологическая предметно-развивающая развивающая среда. В ней представлены: игры, книги, пособия, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал. Здесь ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.

Для повышения эффективности работы по экологическому воспитанию используются разнообразные формы и методы. Один из  таких методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Успешно применяются в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В своей работе я также использую дидактические экологические игры и упражнения, например:

«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.

«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.

«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…

 «Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.

Различные ботанические, зоологические лото, пазлы, демонстрационные картины помогают детям закреплять  и систематизировать знания, формируют навык пользования моделями. В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: календарь наблюдения за погодой (адаптированный на младший дошкольный возраст). «Как живет растение» – на панно ребята смогли увидеть не только наземную, но и подземную часть (корневую) растения.  «Где живут лесные животные»  - нора, берлога, дупло.      Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Воспитатель играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

   Ребята учатся  наблюдать за сезонными изменениями, за погодными явлениями, выделять основные признаки времен года. В уголке природы малыши помогают воспитателю ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, освещение), усваивая  значение всех этапов ухода за живыми объектами.

        В осенний период ребята познакомились с «дарами осени», с разнообразным природным материалом. Была собрана коллекция листьев, плодов деревьев -  шишек, желудей, крылаток клена, рябины, каштана. Разнообразие природного материала позволило ребятам увидеть множество – форм, размеров, окрасок. Совместно с ребятами оформляли композицию из осенних листьев, где они приобрели не только трудовые навыки, но и художественно – эстетические, а также открыли в себе «дар фантазеров», используя в поделке тот или иной природный материал.

        В зимний период ребята увидели роль человека в жизни птиц. Ребята имели возможность кормить птиц в «зимней столовой»  - кормушке и наблюдать за поведением и разнообразием птиц (обращая внимание на размеры, окраску, выделяя основные признаки той или иной птицы) Также в зимний период дети познакомились с разнообразием состояний воды (твердая, жидкая), цвет (прозрачная).  Были проведены эксперименты на прогулке по превращению «твердой воды» в «жидкую воду». На занятиях ребята узнали о жизни и поведении (повадках) животных (лесных) и (городских) в зимний период времени.

        В весенний период ребята участвовали   в посадке лука. Они активно участвовали в выращивании лука,  поняли значение воды, тепла  и света в жизни растения, а также значение бережного ухода со стороны человека. В группе ребята смогли понаблюдать за веточкой тополя, которую принесли с прогулки, найдя ее на земле. Поставив веточку в воду, дети наблюдали, как  веточка «пьет воду», как набухают почки, появление сережек и появление первых зеленых листочков в то   время, когда на улице появление листьев на деревьях еще не наблюдалось. Ребята с интересом наблюдали за деревьями на территории ДОУ, смогли увидеть разнообразие форм, размеров, окраски коры деревьев.

   В течение всего периода обучения в детском саду ребята смогли понять и увидеть роль человека в жизни и развитии природы. Начали овладевать системой нравственных норм по отношению к природе, используя имеющийся опыт и знания, полученные в игровых упражнениях и на игровых занятиях по воспитанию экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей"

Представляю вашему вниманию презентацию по игровым технологиям в образовательном процессе....

Доклад "Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста"

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» № 7ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЛОСИНО-ПЕТРОВСКОГО ОКРУГА  МО...

Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников

1.сл.Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежин...

презентация по экологии "Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".

Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников...

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников

В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Игровые технологии  в экологическом...