Проект "Птицы зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе.
Цель:
1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический проект | 189.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ож Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №43.
Проект:
« ПТИЦЫ ЗИМОЙ!»
Экологический проект: « ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Авторы проекта: воспитатель старшей группы №6:
Ромашкина Светлана Леонидовна
Участники проекта: дети старшей группы №6, воспитатель и родители
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: информационно - творческий
Время реализации: 1 месяц ( декабрь)2013г
Форма работы: проектная деятельность
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Пришла зима, и дети нашей группы стали задавать такие вопросы: А как живут зимой птицы? А им не холодно? А, что они кушают? А мы можем им помочь? и т д. И РЕШИЛИ МЫ, ЧТО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЭТОТ ВОПРОС ДЛЯ НАС АКТУАЛЕН.
Старший дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинает устанавливаться связь ребенка с природой. В старшем возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам).
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др)..
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Подробно с этим можно ознакомиться в методическом пособии С Н Николаевой, она посвятила свои труды экологическому воспитанию дошкольников.
Важным аспектом экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является представление детей о живом существе, в т. ч. о птицах.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Время года зима – это веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, крепкие морозы с сильным ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. Большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Определение проблемы:
Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе.
Цель:
1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- Расширять знания о зимующих птицах;
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- Вызывать стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам в трудное время пережить холода.
- Научить детей изготавливать корма разного типа для птиц.
- Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
Этапы развития проекта:
1.Подготовительный:
Определения уровня знаний детей о зимующих птицах;
Подбор необходимой художественной и научной литературы, иллюстраций, наглядных материалов, подбор примет о птицах, для реализации проекта;
Создание интереса у участников проекта;
Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, подбор корма для птиц.
2. Основной :
Реализация проекта через разные виды совместной продуктивной деятельности педагога с детьми;
проведение викторины
разучивание стихотворений о птицах
ведение дневника наблюдений за птичками прилетающими к кормушкам.
Проведение наблюдений во время прогулки, беседы , рассматривание иллюстраций.
Творческая изо - деятельность: рисунки- «Зимующие птички», «Синички и снегири», лепка – « Птички прилетели на кормушку сели»
Просмотр видео фильмов о птицах.
3. Заключительный:
Размещение кормушек на территории детского сада.
Подкормка птиц в течении зимнего периода, разными видами корма.
Презентация проекта для родителей и старших групп д. сада.
Награждение участников конкурса призами.
Оформление выставки рисунков.
Ожидаемый результат проекта.
1. Расширение кругозора у детей о зимующих птицах.
2. Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе. Сами напоминают , что перед уходом домой надо взять корм и разложить в кормушки.
3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Дети чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок.
5. Понимание детьми, как можно помочь птицам.
6. Привитие детям любви и бережного отношения к птицам.
7. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
8. Умение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Приметы о птицах.
1.Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
10. Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
11. В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
12. Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
13. Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
14.Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Вопросы к викторине:
( 2 команды: 1-снегири; 2- синички)
1. Угадайте, что за птица? ЗАГАДКИ.
1. Всю ночь летает
Скачет по дорожке, 1. Мышей добывает,
Собирает крошки, А станет светло -
Зимовать не улетает Спать летит в дупло.
Под карнизом обитает . (сова)
(воробей)
2. Непоседа птица эта, 2. Кто присел на толстый сук
Одного с березой цвета, И стучит: «Тук-тук, тук-тук! »?
Громко так стрекочет (дятел)
Рассказать нам что-то хочет.
(сорока)
3. Что за птица 3. Северные гости
Мороза не боится? Клюют рябины грозди
Хоть снега лежат везде, Так нарядны и ярки
У нее птенцы в гнезде. На головках – хохолки.
(клест) (свиристели)
4. Красногрудый, чернокрылый, 4. Угадай, какая птица,
Любит зернышки клевать Бойкая, задорная,
С первым снегом на рябину Ловкая, проворная,
Прилетает к нам опять. Звонко тенькает: тень-тень
(снегирь) Как прекрасен этот день! »
(синица)
2. Продолжи….
« Птицы – наши друзья»
1. Гусь свинье … (не товарищ).
2. Старого воробья на мякине …(не обманешь). (Мякина - ботва моркови, свеклы и пр.).
3. Всяк кулик свое болото …(хвалит).
4. Всякая птица свое гнездо …(любит).
5 Лучше синица в руках, …(чем журавль в небе).
6. Плоха та птица, которая … (гнездо свое марает).
3. Вопрос - ответ….
1. Какая птица самая большая в мире? (страус).
2. Какую птицу называют «лесным доктором», почему? (дятла).
3. Какую птицу называют «сплетницей»?(сороку).
4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин).
5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод).
6. Какую птицу называют вестником весны? (грач).
7. Кто знаменитая
Каркуша
? (ворона).
8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…(зимой).
9. У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый).
4. ПРОЧТИТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
СТИХОТВОРЕНИЯ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть
Дятел
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
« На кормушке»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Ворона
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались: кар-кар.
Воробей
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
Воробушки.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....
- Мне нравится (1)