Проект "Птицы зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ромашкина Светлана Леонидовна

Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к птицам родного края,  трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе.

Цель:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологический проект189.47 КБ

Предварительный просмотр:

ож              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   детский  сад  комбинированного вида  №43.

                             Проект:

                       

            « ПТИЦЫ ЗИМОЙ!»

                                             

   Экологический  проект:   « ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

«Так и живут бок о бок  птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
                                                                     

Авторы проекта:        воспитатель старшей  группы №6:  

 Ромашкина Светлана  Леонидовна

                                                                                                           

Участники проекта:   дети  старшей группы №6, воспитатель и родители

Вид проекта:                 групповой, краткосрочный

Тип проекта:                 информационно - творческий

Время реализации:     1 месяц ( декабрь)2013г

Форма работы:           проектная деятельность

                                                АКТУАЛЬНОСТЬ.

Пришла зима, и дети нашей группы  стали задавать такие вопросы: А как живут зимой птицы? А им не холодно? А, что они кушают? А мы  можем им помочь? и т д. И РЕШИЛИ МЫ, ЧТО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЭТОТ ВОПРОС ДЛЯ НАС АКТУАЛЕН.

 Старший дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинает устанавливаться связь ребенка с природой. В старшем возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам).

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др)..

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Подробно с этим можно ознакомиться в методическом пособии С Н Николаевой, она посвятила свои труды экологическому воспитанию дошкольников.

Важным аспектом экологического воспитания детей  старшего дошкольного возраста является представление детей о живом существе, в т. ч. о птицах.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Время года зима  – это веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, крепкие морозы с сильным ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. Большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями  создавать условия для общения воспитанников  с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Определение проблемы:

Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к птицам родного края,  трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе.

Цель:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  1. Расширять знания о зимующих птицах;
  2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  3. Вызывать стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам в трудное время пережить холода.
  4. Научить детей изготавливать корма  разного типа для  птиц.
  5. Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

               Этапы развития проекта:

1.Подготовительный:

 Определения уровня знаний детей о зимующих птицах;

 Подбор необходимой художественной и научной  литературы, иллюстраций,  наглядных материалов, подбор примет о птицах,  для реализации проекта;

Создание интереса у участников проекта;

 Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, подбор корма для птиц.

2. Основной :

 Реализация проекта через разные виды совместной  продуктивной деятельности педагога с детьми;

проведение викторины

разучивание стихотворений о птицах

 ведение дневника наблюдений за птичками прилетающими к кормушкам.

Проведение наблюдений во время прогулки, беседы , рассматривание иллюстраций.

Творческая   изо - деятельность: рисунки- «Зимующие птички»,  «Синички и снегири», лепка – « Птички прилетели на кормушку сели»

 Просмотр видео фильмов о птицах.

3. Заключительный:

 Размещение кормушек на территории детского сада.

 Подкормка птиц в течении зимнего периода, разными видами корма.

Презентация проекта для родителей и старших групп д. сада.

 Награждение участников конкурса призами.

Оформление выставки рисунков.

             

     Ожидаемый результат проекта.

1.    Расширение кругозора у детей о зимующих птицах.

2.  Дети  стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе. Сами напоминают , что перед уходом домой надо взять корм и разложить в кормушки.

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4.   Дети  чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок.

5.  Понимание детьми, как можно помочь птицам.

6.  Привитие детям любви и бережного отношения к птицам.

7.  Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

8. Умение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности.

                           

Приметы о птицах.

1.Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

10. Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

11. В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

12. Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

13. Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

14.Синички с утра пищат – значит будет мороз.

             Вопросы к викторине:

  ( 2 команды: 1-снегири; 2- синички)

                            1. Угадайте, что за птица?  ЗАГАДКИ.

1. Всю ночь летает

Скачет по дорожке,                                     1. Мышей добывает,

Собирает крошки,                                           А станет светло -

Зимовать не улетает                                         Спать летит в дупло.

Под карнизом обитает                                                   . (сова)

(воробей)

2. Непоседа птица эта,                               2. Кто присел на толстый сук

Одного с березой цвета,                               И стучит: «Тук-тук, тук-тук! »?

Громко так стрекочет                                                                        (дятел)

Рассказать нам что-то хочет.

(сорока)

3. Что за птица                                             3.  Северные гости

Мороза не боится?                                            Клюют рябины грозди

Хоть снега лежат везде,                                   Так нарядны и ярки

У нее птенцы в гнезде.                                   На головках – хохолки.

(клест)                                                                                          (свиристели)

4. Красногрудый, чернокрылый,                                         4. Угадай, какая птица,

Любит зернышки клевать                                                       Бойкая, задорная,

С первым снегом на рябину                                                  Ловкая, проворная,

Прилетает к нам опять.                                                           Звонко тенькает: тень-тень

(снегирь)                                                                                    Как прекрасен этот день! »

                                                                                                                            (синица)

                        2.     Продолжи….


                          « Птицы – наши друзья»
1. Гусь свинье … (не товарищ).


2. Старого воробья на мякине …(не обманешь). (Мякина - ботва моркови, свеклы и пр.).
3. Всяк кулик свое болото …(хвалит).


4. Всякая птица свое гнездо …(любит).


5 Лучше синица в руках, …(чем журавль в небе).


6. Плоха та птица, которая … (гнездо свое марает).

          3.    Вопрос - ответ….

 1. Какая птица самая большая в мире? (страус).
2. Какую птицу называют «лесным доктором», почему? (дятла).
3. Какую птицу называют «сплетницей»?(сороку).
4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин).
5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод).
6. Какую птицу называют вестником весны? (грач).
7. Кто знаменитая
Каркуша
? (ворона).
8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…(зимой).
9. У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый).
 

        4.  ПРОЧТИТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ

                ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

     СТИХОТВОРЕНИЯ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.

Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть

Дятел

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

« На кормушке»

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Ворона

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались: кар-кар.

Воробей

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Воробушки.

Воробышки игривые,
              Как детки сиротливые,
             Прижались у окна.
               Озябли пташки малые,
                  Голодные, усталые,
                  И жмутся поплотней.

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....