В гостях у жителей леса
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Занятие разработано и проведено согласно программы «Детство»: Программы развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой; авторской парциальной программы «Первые шаги в мир Природы» на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 30.95 КБ |
пояснительная к занятию | 23.42 КБ |
презентация занятия на конкурсе "Мой лучший урок" | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей
«Северное сияние» п. Нижнесортымский Сургутского района
Тема: «В гостях у жителей леса»
Подготовила:
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Здорова Галина Анатольевна
Сургутский район,
п .Нижнесортымский, ул. Северная,35
Тел. раб.71 615
Е- mail: galina-zd777@mail.ru
Сотовый телефон 89825626453
Ход занятия:
1. Вводная часть (2 минуты)
Данный этап работы позволил познакомить с целью непосредственно образовательной деятельности, эмоционально ввести детей в проблемно - игровую ситуацию, настроить на продуктивную познавательно-исследовательскую деятельность.
Формы работы с детьми: проблемно-игровая ситуация.
Методы: наглядный, словесный, игровой, проблемно-поисковый.
Приёмы: беседа, словесная инструкция, дыхательная гимнастика, появление игрового персонажа – Белочки, погружение в игровую ситуацию, постановка цели и задач.
- Ребята, посмотрите какой красивый листочек залетел к нам сегодня в группу. Какого он цвета? (Жёлтый). А кто может сказать с какого дерева этот листик? (С берёзки). Верно, с берёзки, только обычно у берёзки листочки зелёные, а этот листочек нет. Почему? (Потому что сейчас осень)
Правильно, осень.
Как осенью ветер воет? У-у-у-у
Как листики шуршат под ногами? Ш-ш-ш-ш
- За окном у нас осень, ветер поднимает лёгкие листочки и кружит их, кружит.… Давайте проследим глазками за берёзовым листочком. Листочек кружился, кружился и опустился вниз. Ой, что это? (Воспитатель поднимает конверт) – Какое то письмо.
(Воспитатель читает его)
Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть,
И как зиму нам встречать.
Выручайте, помогите.
(Жители леса)
В группу забегает белочка (девочка – первоклассница)
Белочка (грустно): - Здравствуйте ребята, это моё письмо. Я несла его вам, а осенний ветер вырвал его у меня из рук. Вы же поможете моим друзьям, жителям леса?
Воспитатель: - Ребята, скажите, а кто же это - жители леса?
- А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные) А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)
- Что же случилось с лесными жителями? Сможем мы им помочь? Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
1,2,3,4,5 – в лес идем зверей спасать.
2. Основная часть (13 минут)
На данном этапе дети помогают Белочке, тем самым «расколдовывают» жителей леса. Отгадывая животного по описанию характерных признаков, ребята вспоминают, как животное готовится к зиме и где живёт. В игровой форме закрепляются названия детёнышей животных и основные продукты питания. Дети знакомятся с типичным представителем животного мира Севера – оленем. Играя с Белочкой в игру «Закончи предложение», ребята используют в речи противоположные по смыслу слова.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: слайдовый показ, наводящие и уточняющие вопросы, рассматривание, сравнение, речевое сопровождение, похвала, поощрение, аудиозапись, физминутка.
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Д/и «Угадай по описанию»
Цель: формировать умение детей знать и различать диких животных по описанию; уточнить представление детей о внешнем виде диких животных их жилище; развивать связную речь.
- Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Действительно злой волшебник всех заколдовал. Чтобы расколдовать лесных жителей, надо внимательно слушать белочку, что она скажет. Как только кто-то догадается надо поднять руку и тихонечко, чтобы злой волшебник нас не услышал назвать животного. Не забывайте, что надо еще сказать, как животное готовится к зиме. Итак, приступаем.
(Задача детей сказать про животное основные признаки, жилище, как готовится к зиме. При затруднении воспитатель задаёт наводящие вопросы. После отгадывания животного на слайде появляется соответствующая иллюстрация)
- Злой, голодный, серый (волк).
- Вот и волк появился в нашем лесу. Спит ли зимой волк? (Нет) Где живёт волк? (В логове). Кого он ищет в лесу? (Зайца)
- Маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
- Когда зайчик серенький, а когда беленький? Зачем он меняет свою шубку. (Летом шубка серая, а сейчас белой стала, как пушистый снег. Чтобы прятаться от врагов) Где живёт зайчик? (Под кустиком)
- Рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
- Лисонька-лиса, до чего ж ты хороша! Мех лисы становится к зиме теплее. Ребята, а спит ли, лиса зимой? (Нет). Верно, молодцы! Быть может, у лисы спросим об этом, ведь мы её уже расколдовали. А, лисонька-лиса, что ты нам скажешь?
Лиса отвечает (аудиозапись): «Хи, хи. Спасибо, ребята, что помогли нам. Не ложусь зимой я в спячку, а на белом снегу целый день играю, в зимнем, сказочном лесу. Мой дом называется – нора, лисья нора».
- Большой, неуклюжий, косолапый (медведь). Что зимой делает медведь? (Спит). Как называется его дом? (Берлога) - Почему зимой медведь спит? (Потому что зимой выпал снег и медведь не может найти себе пищу.)
- Воспитатель: А под елкой поглядите домик чей-то.
Белочка: Маленький, колючий, серый (еж)
Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Расскажите, ребята, как живёт ёжик? (Готовил летом теплую постельку. Настелил в неё ветки да хвоинки, листики, травинки - вот и теплая перинка. И теперь до весны будет крепко спать. А весна придет и вновь пойдёт гулять).
- Вот и ожил наш лес! Можно присесть на лесные пенечки отдохнуть и вспомнить детенышей животных.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: закрепление знаний детёнышей диких животных; развитие моторики.
Это зайчонок,
Это бельчонок,
Это лисенок,
Это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
- А как называется детёныш ёжа? (ежонок)
Знакомство с «новым» жителем леса.
Цель: познакомить детей с типичным представителем животного мира Севера – оленем.
Звучит голос: «Ребята, про меня совсем забыли, меня даже не назвали. Как же так? Я ведь живу здесь, совсем рядом с вами, вы меня даже в посёлке встретить можете. Неужели я так и останусь заколдованным?»
Воспитатель: - Ребята, кто же это может быть? Белочка, может ты нам поможешь, подскажешь?
Белочка: - Ой, я знаю, знаю. Это красивое, большое и сильное северное животное. Только я забыла, как оно называется.
Воспитатель: - Ребята, а я хочу познакомить вас и белочку еще с одним лесным жителем, жителем севера. Ведь мы с вами живем, в каком краю? (На севере). Это очень красивое и сильное животное. (На экране слайд с изображением оленя) – Оленя называют сыном Севера.
Сообщение воспитателя сопровождается показом слайд-подборкой соответствующих фотографий.
Вот он – северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Лёгок его бег.
Друг мой – северный олень,
Белый, словно снег.
Он в сугробах до колен,
Не убавит бег.
- Олень очень легко может ходить по снегу и льду. У него очень тёплая шерсть, а шкура почти не промокает. Олень умеет плавать. На зиму он запасает жир, поэтому не боится рыться мордой в снегу в поисках ягеля (корма) и переносит морозную погоду. Вот какие животные живут у нас, на Севере!
Олень с экрана благодарит детей за то, что они смогли и ему помочь.
Физкультминутка « Кто как передвигается»
Цель: переключить детей с умственной деятельности на двигательную
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисёнок.
За мамой ежихой катился ежонок.
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамою белкой скакали бельчата.
За мамой зайчихой косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Д/и «Кто что любит»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о продуктах питания диких животных.
- Ребята, а в письме белки было написано, что звери забыли, что им есть и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь, чем питаются дикие животные.
На доске предметные картинки (малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава, мышка, заяц).
- Дети выберите картинку. Скажите, кто любит это есть. Заяц любит морковку, капусту. Белка – орешки, грибы. Еж любит грибы, яблоки. Медведь - мед, ягоды. Волк ловит мышей. Лиса охотится за мышами, зайчатами, курами.
Д/ и « Закончи предложение»
Цель: конкретизировать знания детей отличительных признаков диких животных, упражнять в подборе слов противоположных по смыслу.
Белочка: - Ребята помогите мне выполнить еще одно задание. Нужно досказать всего одно слово. Начало предложения у меня есть, нужно докончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.
Заяц зимой белый, а летом …
У зайца хвост короткий, а уши …
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а лиса в норе…
Лиса хитрая, а заяц…
Заяц пушистый, а еж…
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли белочке, справились с заданием.
- А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесными жителями, пусть они готовятся к встрече с зимой.
Белочка благодарит детей и дарит им «грибочки»: - Ребята, я грибочки собирала. Старалась, но их, почему то не получилось их расколдовать – они все белые.
Воспитатель: - Не переживай белочка, мы с ребятами всё исправим. Правда? (Да). Скажем волшебные слова.
1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.
3. Заключительная часть (5 минут)
Цель: подведение итога занятия, рефлексия.
Методы: словесный, наглядный, контроля, практический
Приёмы: беседа, анализ выполненных заданий и самооценка детьми результатов деятельности, изготовление поделки.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная фронтальная.
- Ребята, понравилось вам путешествие в лес?
- Как вы думаете, мы справились с заданием – помогли Белочке и её друзьям?
- С каким животным нашего края мы сегодня познакомились?
– Что вы запомнили интересного об этом животном?
Практическая часть
Дети подходят к столам, с приготовленным оборудованием для раскрашивания «грибочков», раскрашивают и помещают на панно из осенних листьев.
Воспитатель: - Какие красивые грибочки выросли на нашей полянке из листьев.
Интернет ресурсы:
http:Maaam.ru;
http: // nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к НОД с детьми средней группы
по теме «В гостях у жителей леса»
Здоровой Галины Анатольевны, воспитателя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей
«Северное сияние» п.Нижнесортымский Сургутского района
Занятие разработано и проведено согласно программы «Детство»: Программы развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой; авторской парциальной программы «Первые шаги в мир Природы» на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста (пятый год жизни), с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.1.2660-10.
Доминирующая образовательная область НОД – познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (упражнение в умении отгадывать животного по характерным признакам, использование слов противоположных по смыслу, поощрение речевой активности детей при ответах на вопросы, упражнение в умении вести диалог и отвечать на вопросы),
«Социально-коммуникативное развитие» (побуждение детей к бережному отношению к природе, воспитывать умение работать в команде);
«Художественно-эстетическое развитие» (использование аудиозаписи: голос животных)
«Физическое развитие» (содействование укреплению здоровья через использование дыхательной и пальчиковой гимнастик, физминутки).
Данное занятие проводится в группе детей 5 года обучения. Дети посещают детский сад с 1-ой младшей группы (с 2-х лет). У воспитанников данной группы в достаточной мере сформированы коммуникативные навыки, ребята легко вступают в контакт с взрослыми и сверстниками. Любят творческие игры, стараются следовать правилам. Проявляют активность в познании природы и животного мира. Большинство воспитанников группы отличаются повышенным чувством взаимопомощи, доброжелательности и отзывчивости.
В проведении НОД прослеживается:
- традиционный подход - присутствие в ходе занятия организационного момента, основной и заключительной частей;
- инновационный характер – присутствие регионального компонента; применение современных технологий и методов и ИКТ – компонента; привлечение к участию в НОД ребёнка – школьника, обучающегося в начальной школе.
Тема НОД: «В гостях у жителей леса» является одной из частей цикла о животном мире, соответствует интересам детей данного возраста.
Форма проведения - игровая со сменой видов деятельности.
Вид НОД носит как обобщающий характер, направленный на формирование у детей бережного отношения к природе и закрепление полученных ранее знаний и умений, так и знакомство с представителем животного мира родного края.
Весь ход НОД логично связан единым игровым сюжетом. Продолжительность НОД 20 минут, что соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста.
Цель: закрепление знаний детей о диких животных, о месте проживания; знакомство с жителем северных лесов - оленем.
Программные задачи.
Образовательные:
- Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
- Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, формировать умение выделять отличительные признаки диких животных.
- Способствовать развитию связной речи.
- Познакомить детей с представителем животного мира севера – оленем, особенностями его жизни и ценностным отношением коренных жителей к этому животному.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережному отношению к обитателям живой природы.
- Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Развивающие:
- Развивать представление о сезонных изменениях в природе, любознательность.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу
Предварительная работа.
- Рассматривание иллюстраций и картин с изображением леса, его обитателей. Беседы по содержанию картин.
- Отгадывание и заучивание загадок про животных.
- Чтение стихотворений об обитателях леса, рассказов Е.Чарушина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова о животных.
- Беседы о сезонных изменениях, способах приспособляемости животных, их повадках.
- Рассказывание сказок про животных.
- Изготовление панно из осенних листьев в совместной деятельности.
Материал и оборудование: берёзовый листик; конверт с письмом от жителей леса; грибочки из белого картона по количеству детей; панно из осенних листьев; костюм белочки для героя; дидактический материал к игре «Кто что любит» (картинки с кормом для животных, фигурки животных); слайд-подборка фотографий оленя; презентация с видеоэффектами и аудио озвучиванием.
Аппаратное обеспечение:
Мультимедийное оборудование;
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007;
Образовательные ресурсы:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой; авторская парциальная программа «Первые шаги в мир Природы» на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательное занятие "В гостях у жителей леса"
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»
Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»
Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....
Презентация "В гостях у жителей леса"
Данный материал можно использовать на занятиях и в совместной деятельности с детьми....
Тема логопедического занятия «В гостях у жителей зимнего леса» (притяжательные прилагательные) Цели:
продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные, упражнять в правильном употреблении их в речи;упражнять в употреблении существительных в творительном падеже; предлогов –за-, -...
Конспект вечернего досуга с детьми подготовительной к школе группе "В гостях у жителей леса"
Конспект вечернего досуга с детьми подготовительной к школе группе направленное на формирование фонетического восприятия ребенка, развитие чувства языка, культуры устной речи и интеллектуальных возмож...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «В гости к жителям леса». Для детей среднего возраста.
Конспект разработан для детей среднего возраста...
- Мне нравится (2)