Экскурсия и наблюдение - источник экологических знаний дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Лускова Светлана Михайловна

Приобщение ребёнка к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Приобщение ребёнка к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

      Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

     Сущность экологического воспитания и эстетического мировосприятия составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природной среде во всех видах деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, Особое внимание должно уделяться изучению и охране окружающей среды, формированию нравственно-эстетического отношения детей к природе.

      Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

     Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. 

      На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы:

 - защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе. Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе.

      Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

      Задача воспитателя заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты.

      В разном возрасте дети по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания. Чем младше дошкольники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. Идет осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний, начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с самим актом познания, раскрытия тайн природы.

      В работе по экологическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности.

      Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:

 - темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;

 - разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;

 - отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;

 - воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц;

 - различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки);

 - замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).

        Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать, как использовать природный материал. Старшим дошкольникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу.

       Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

       На экскурсии дети наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.

       Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях. В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

       На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

       Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

       Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

       Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

  В своей работе необходимо тщательно готовиться к экскурсии и составить подробный план подготовки:

 1. Наметить тему экскурсии (название темы должно звучать эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей).

 2. Определить цель, задачи экскурсии и составить предварительный план экскурсии.

 3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.

 4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

 5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

 6. Запланировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяю обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

        Можно предложить детям заучить перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина и др. На экскурсии используются загадки. Перед экскурсией дать детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.

        Практически на каждой экскурсии уделяется большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводятся дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

      Последовательность проведения экскурсий следующая:  

1. Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа" (сентябрь).

2. Экскурсия по лесу "Где растут растения?» (сентябрь).

3. Экскурсия в парковую зону "Осень - прекрасная пора!"         (октябрь).

4. Экскурсия в лес  "Природа готовится к зиме" (ноябрь).

5. Экскурсия в парковую зону "Птицы и следы" (декабрь).

6. Экскурсия в парковую зону "Красота и разнообразие зимних деревьев" (январь).

 7. Экскурсия в зимний парк "В гостях у зимушки-зимы" (январь).

 8. Экскурсия в парковую зону "Разноцветные облака в разноцветном небе" (март).

 9. Экскурсия в весенний лес "Природа просыпается" (апрель).

 10. Экскурсия в парковую зону  "Красота цветущей ветки" (май).

 18. Экскурсия в весенний лес "Весна красна" (май).

       Экскурсии проводятся по следующей методике:

 Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа".

        Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

 Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

 Экскурсия "Где растут растения?".

       Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие "среда обитания". Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить, чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.

 Экскурсия "Осень – прекрасная пора».

        Цель: закрепить и обыграть темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

 Экскурсия в лес "Природа готовится к зиме".

        Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

 Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым? Почему нет ярких цветов?

 Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? ,"По кругу".

 Экскурсия в парковую зону "Следы и птицы".

        Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.

 Экскурсия в зимний лес "В гостях у зимушки-зимы".

         Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

     Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу. Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

 Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево. Какое? Послушайте:

 Ее всегда в лесу найдешь,

 Пойдем гулять и встретим.

 Стоит колючая, как еж,

 Зимою в платье летнем.

 А к нам придет под Новый год -

 Ребята будут рады,

 Хлопот веселых полон рот,

 Готовят ей наряды.

 Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской:

  Ни листочка, ни травинки!

 Тихим стал наш сад.

 И березки, и осинки

 Скучные стоят.

 Только елочка одна

 Весела и зелена.

 Видно ей мороз не страшен -

 Видно смелая она.

 Провести игру "Угадай-ка" (цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя; ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему).

 Экскурсия "Разноцветные облака в разноцветном небе".

       Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

 Выяснить с детьми, что такое облака, что такое небо. При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".

 Экскурсия «Природа просыпается».

       Цель: наступление весны - смена условий существования. С детьми наблюдать за окружающей природой и замечать, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие.

 Экскурсия в весенний лес "Весна красна".

        Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.

          Конспект проведения экскурсии "Осень – прекрасная пора".

        Цель: развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях; развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей; развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

 Проведение экскурсии:

 I. Начинать экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок, стихотворением И. Бунина "Листопад":

 "Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, елочки темнеют,

 А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

 Просветы в небо, что оконца..."

 Раскрыть  для детей тайны удивительных вещей природы.

 II. В ходе рассказа конкретизировать понятие "дерево", "кустарник", "трава", обратить  внимание дошкольников на их многообразие, ввести  видовое название растений. Объяснить им:

 • причины изменения окраски листьев, листопада;

 • чем вызвано многообразие плодов;

 • чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

 При объяснении использовать стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной":

 Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора -

 Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера..."

 III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево". Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево". Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.

 Игру используется  с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

 IV. После экскурсии выяснить, как дети усвоили материал по данной теме. Для этого используются следующие вопросы:

 1. Чем кустарник отличается от дерева?

 2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

 3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

 4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

 5. Какие плоды преобладают у кустарников?

 6. Как они распространяются?

 7. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?

        В беседу включить занимательные вопросы, пословицы, загадки, например: почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год"; "Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

      Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес),"Многорук, а нога одна" (дерево), "Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза) ,"Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет" (лист),"Летом одевается, зимой раздевается" (растения).

      В конце беседы отметить смышленых, наблюдательных, организованных ребят, сделать вывод, придав материалу целостность.

      Подобно осенней экскурсии проводятся зимняя и весенняя экскурсии. Это дает возможность собрать данные в разные сезоны года, а затем сравнивать их.

        

 

Дошкольное учебное учреждение № 73

                      «Веснянка»

        Консультация на тему:

«Экскурсии и наблюдения – источник природно-         экологических знаний дошкольников»

        Подготовила: Лускова С.М.

                 Симферополь 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Роль процесса наблюдения в экологическом воспитании дошкольников

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РОЛЬ ПРОЦЕССА НАБЛЮДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»отчёт к методическому совету...

Конспект интегрированного занятия-наблюдения по экологическому воспитанию дошкольников, конструированию, аппликации "Бабочка или рыбка"

Уточнить знания детьми условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок; развивать деятельность наблюдения: учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видеть характерные признаки п...

«Экологическое воспитание: диагностика экологических знаний дошкольников 5-6 и 6-7 лет.

Что должны знать и уметь дети старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...