Конспект НОД "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Непрерывная образовательная деятельность по развитию познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта дошкольников старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vozduh_vokrug_nas.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Воздух вокруг нас»
старшая группа
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, столы, магнитная доска, деревянные стойки, весы, одежда учёных (мантии, конфедератки, воздушные шары, целлофановые пакеты, контейнеры с водой, стеклянные шарики, карточки-схемы опытов, шпажки.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Ход занятия
I. Организационный этап
(дети входят в зал вместе с воспитателем.)
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).
А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
II. Мотивационно-ориентировочный этап.
Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
- Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
- Проходите в лабораторию, посмотрите, что приготовлено и как красиво я её украсила.
- А чем она украшена? (шариками)
- Почему-то один какой-то? (вялый, грустный)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик опять стал весёлым? (надо его надуть)
III. Поисково-практический этап
1. Эксперимент «Воздух внутри нас»
- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.
- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.
- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).
- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)
- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).
- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).
- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)
- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).
- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух, и какой опыт поможет это проверить.
- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?
- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.
- Нас, господа учёные, ждут новые открытия.
- Пройдём к нашему лабораторному столу.
2. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»
- Скажите, внутри нас есть воздух?
- А вокруг нас он есть?
- Давайте потрогаем его.
- Попробуем его поймать.
- Можем ли мы это сделать?
- Кто считает, что да? Кто считает, что нет?
- Да или нет? Проведём эксперимент!
- А помогут нам в этом пакеты.
- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).
- Кто поймал? Смотрите, сколько воздуха поймали.
- На что наши пакеты похожи? (показать действием, кошку, подушку).
- А еще на что?
- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?
-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)
- Давайте мы его понюхаем (показ).
-Что вы почувствовали?
- Имеет воздух запах?
- Получается воздух какой? (на цвет?.)
- А какой запах? (без запаха)
- Давайте выпустим воздух, пускай летит.
- Пакет сразу стал плоским. Положите его.
- Теперь вы знаете, что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить.
- Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.
- Давайте вместе скажем: воздух вокруг нас, он без цвета и без запаха.
- Это наше второе открытие.
- В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?
(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)
- Вдыхаем мы воздух, который не имеет цвета и запаха - это хороший воздух, чистый.
- Воздух, который выходит из труб имеет цвет и запах, загрязнён и вреден.
- Предлагаю продолжить исследования, согласны?
3. Эксперимент «Воздух имеет вес» + ТБ
- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?
- Можно его взвесить? Давайте проверим.
- Да… или нет? Проведём эксперимент!
- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.
- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)
- Что взвешивать? (шары)
- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?
- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,
- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)
- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.
- Посмотрим, что получится?
(дети лопают по одному шару на весах)
- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)
- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)
(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)
- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик проткнуть.
- Господа учёные, кто ещё не проткнул шарики, прошу.
- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).
- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.
- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.
- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).
- Третье наше открытие воздух имеет вес! (все хором)
Музыкальная физминутка «Самолеты».
4. Эксперимент «Воздух легче воды»
- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.
- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.
- Посмотрите что у нас здесь приготовлено?
- Шарики, тоже воздушные? (нет)
- А какие? (Стекляные)
-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?
-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.
-Шарики утонули.
-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).
-А что они делают? (плавают)
- Почему?
- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)
- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.
- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)
- Значит, воздух легче воды (проговорить хором)
- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?
- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?
5. Итоги исследований с воздухом
- Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий!
Всё про всё стремись узнать,
Для того чтоб умным стать!
Чтобы точным был ответ,
Проведи эксперимент!
( дети уходят с воспитателем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Конспект "Воздух вокруг нас"
Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"
Конспект занятия по познавателдьному развитию....
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...