Конспект НОД "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Кузько Светлана Валерьевна

Непрерывная образовательная деятельность по развитию познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта дошкольников старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vozduh_vokrug_nas.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тема: «Воздух вокруг нас»

 старшая группа

Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

- организовать познание детей через самостоятельный поиск;

- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, столы, магнитная доска, деревянные стойки, весы, одежда учёных (мантии, конфедератки, воздушные шары, целлофановые пакеты, контейнеры с водой, стеклянные шарики, карточки-схемы опытов, шпажки.

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).

Ход занятия

I. Организационный этап

(дети входят в зал вместе с воспитателем.)

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки).

 А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

II. Мотивационно-ориентировочный этап.

Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

- Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

- Проходите в лабораторию, посмотрите, что приготовлено и как красиво я её украсила.

- А чем она украшена? (шариками)

- Почему-то один какой-то? (вялый, грустный)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик опять стал весёлым? (надо его надуть)

III. Поисково-практический этап

1. Эксперимент «Воздух внутри нас»

- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.

- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.

- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).

- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)

- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).

- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).

- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)

- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).

- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух, и какой опыт поможет это проверить.

- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?

- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.

- Нас, господа учёные, ждут новые открытия.

- Пройдём к нашему лабораторному столу.

2. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»

- Скажите, внутри нас есть воздух?

- А вокруг нас он есть?

- Давайте потрогаем его.

- Попробуем его поймать.

- Можем ли мы это сделать?

- Кто считает, что да? Кто считает, что нет?

- Да или нет? Проведём эксперимент!

- А помогут нам в этом пакеты.

- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).

- Кто поймал? Смотрите, сколько воздуха поймали.

- На что наши пакеты похожи? (показать действием, кошку, подушку).

- А еще на что?

- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?

-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)

- Давайте мы его понюхаем (показ).

-Что вы почувствовали?

- Имеет воздух запах?

- Получается воздух какой? (на цвет?.)

- А какой запах? (без запаха)

- Давайте выпустим воздух, пускай летит.

- Пакет сразу стал плоским. Положите его.

- Теперь вы знаете, что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить.

- Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.

- Давайте вместе скажем: воздух вокруг нас, он без цвета и без запаха.

- Это наше второе открытие.

- В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?

(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)

- Вдыхаем мы воздух, который не имеет цвета и запаха - это хороший воздух, чистый.

- Воздух, который выходит из труб имеет цвет и запах, загрязнён и вреден.

- Предлагаю продолжить исследования, согласны?

3. Эксперимент «Воздух имеет вес» + ТБ

- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?

- Можно его взвесить? Давайте проверим.

- Да… или нет? Проведём эксперимент!

- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.

- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)

- Что взвешивать? (шары)

- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?

- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,

- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)

- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.

- Посмотрим, что получится?

(дети лопают по одному шару на весах)

- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)

- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)

(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)

- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик проткнуть.

- Господа учёные, кто ещё не проткнул  шарики, прошу.

- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).

- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.

- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.

- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).

- Третье наше открытие воздух имеет вес! (все хором)

Музыкальная физминутка «Самолеты».

4. Эксперимент «Воздух легче воды»

- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.

- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.

- Посмотрите что у нас здесь приготовлено?

- Шарики, тоже воздушные? (нет)

- А какие? (Стекляные)

-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?

-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.

-Шарики утонули.

-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).

-А что они делают? (плавают)

- Почему?

- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)

- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.

- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)

- Значит, воздух легче воды (проговорить хором)

- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?

- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?

5. Итоги исследований с воздухом

- Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий!

Всё про всё стремись узнать,

Для того чтоб умным стать!

Чтобы точным был ответ,

Проведи эксперимент!

( дети уходят с воспитателем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект "Воздух вокруг нас"

Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"

Конспект занятия по познавателдьному развитию....

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...