Экологический проект "Встречаем птиц"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Этот материал создан во время проведения кракосрочного проекта с детьми младшего возраста в весенний период. Наша цель была познакомить детей с птицами, с их образом жизни и дать начальные представления о том, как ухаживать и заботиться о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_teoriya.docx | 73.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №58 «Радужка»
Россия, 456219 г.Златоуст, пр. им Ю.А.Гагарина, 3-я линия, дом 2А,
тел: 8(3513)79-11-35 эл.дрес:detsad58@list.ru
Экологический проект
“Встречаем птиц”
Возрастная группа детей: 2 младшая группа
Руководитель: воспитатель 1 категории
МАДОУ «Детский сад №58 «Радужка»
Гулина Н.Н.
Златоуст, 2017 год
Содержание
1. | Пояснительная записка……………………………………………………. | 3 |
2. | Этапы реализации проекта………………………………………………... | 5 |
3. | Перспективное планирование работы с детьми…………………………. | 7 |
4. | Формы и методы в работе………………………………………………… | 9 |
5. | Работа с родителями………………………………………………………. | 11 |
6. | Выводы…………………………………………………………………….. | 12 |
Литература | ||
I. | Приложения | |
Приложение 1. Прогулка «Наблюдение за птицами на участке детского сада | ||
Приложение 2. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности | ||
Приложение 3. Развлечение для детей 2 младшей группы «Встречаем птиц» | ||
Приложение 4. Загадки о перелётных птицах | ||
Приложение 5. Пальчиковые игры о птицах | ||
Приложение 6. Подвижные игры про птиц | ||
Приложение 7. Стихи о птицах | ||
Приложение 8. Приметы о птицах | ||
Приложение 9. Консультации для родителей | ||
Приложение 10. Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений и описанию птиц | ||
Приложение 11. Совместное творчество детей и родителей по художественно-эстетическому развитию | ||
Приложение 12. Совместное творчество родителей и детей по составлению рассказов о птицах | ||
II. | Приложение | |
Презентация из опыта работы ДОУ |
- Пояснительная записка
Многие привыкли к тому, что планета Земля дает нам всё и в большом количестве, никогда не задумывались над тем, а как она себя чувствует? Уничтожаются леса, загрязняются вода, воздух, земля. Нещадно истребляются животные, рыбы, птицы. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней.
Птицы и люди живут рядом друг с другом, но часто не обращают внимание друг на друга, иногда ссорятся, иногда радуются друг другу, как члены одной большой семьи. Кто их них кому больше нужен человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек без птицы, если не Земле не останется птиц? Нужны ли птицы человеку?
Жизнь каждого вида птиц различна и своеобразна. Нет двух видов с одинаковым образом жизни. Изучение и понимание жизни птиц, наблюдение за пернатыми во время прогулок являются одной из важных ступенек к такому пониманию.
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире, формирование начального этапа экологической культуры. В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Проект «Встречаем птиц» нацеливает взрослых:
- на создание условий для формирования представлений о птицах;
- на умение и желание проявлять внимательное отношение к ним;
- на необходимость помочь детям понять своеобразие каждой птицы, ее уникальность и ценность на земле.
Цель проекта заключается в том, чтобы формировать представление о птицах, их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной через экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели, необходимо решить следующие задачи:
- Познакомить детей с отличительными особенностями птиц (птицы покрыты перьями, у них 2 лапки, они несут яйца) и их повадками (клюют, поют, летают, строят себе домики - гнёзда и т.п.)
- Обогащать активный словарь у детей о перелётных птицах (перелётные, птичья стая, птенцы, гнездо);
- Создавать предпосылки к продуктивной деятельности детей, развивая их творческие способности через художественно – эстетическое направление.
- Формировать экологическое, осознанно-правильное отношение к птицам, воспитывая любовь и заботу о них;
Участниками проекта являются дети 2 младшей группы.
В роли социальных партнёров выступают
- Родители
- Детская библиотека
- Парк птиц г. Златоуста, г.Челябинска
Вид проекта: познавательно - экологический
Сроки реализации проекта: краткосрочный (месяц – апрель, 2017г.)
- Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
- подобрать методическую литературу по теме
- подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг
-подбор художественных произведений для заучивания стихотворений, разгадывание загадок, пальчиковых игр по теме
- подбор музыкальных произведений
- изготовление настольных игр
- подборка раскрасок с изображением птиц
- разработка бесед и занятий о птицах
- создание и подборка наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины и т.п.), дидактические настольные игры.
2 этап: основной - практический
Работа с детьми:
- беседы
- организация образовательной деятельности по теме «Птицы»
- наблюдение на прогулке, из окна за прилетевшими птицами
- чтение и заучивание стихотворений, песен, пальчиковых игр, разгадывание загадок
- рассматривание иллюстраций с изображением птиц
- прослушивание музыкальных произведений
- изготовление поделок и творческих работ с птицами
Работа с родителями:
- привлечение родителей к подборке иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми
- создание рисунков и организация выставки «Перелётные птицы»
- проведение консультаций на темы: «Правильное отношение к природе начинается в семье», «Кормушки и гнездовья для птиц», «Перелётные птицы»
3 этап: заключительный - итоговый
- создание коллективных творческих коллажа:
- Коллаж «Перелётные птицы»
- Коллаж «Зимующие птицы»
- Коллаж «Клин птичьего полёта»
- Коллаж «Птицы на ветках»
- проведение развлечения «Встречаем птиц»
- создание презентации проекта о проделанной работе
- Перспективное планирование работы с детьми на апрель месяц
Сроки | Образовательная деятельность | Содержание работы |
1 неделя апреля + пополнение в течение реализации проекта | Развивающая среда. | Сюжетные картины на тему «Птицы». Альбомы для рассматривания: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы». Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор» |
Физическое развитие |
| |
На протяжении всего месяца работы | Социально-коммуникативное развитие |
«Назови птицу» «Кто где живёт?» «Времена года» «Когда это бывает» «Кто как кричит?» «Кого не стало?» «Чей голос?» «Подбери крылышко по цвету»
« Разрезные картинки» «Помогите найти маму» «Какая птица, назови» «Кто что ест?» |
Познавательное развитие |
| |
- «Не разоряйте птичьих гнёзд», - «Не дадим птичке умереть» (защита птиц);
| ||
Речевое развитие, Коммуникация |
«Грачи прилетели» «Кормление птиц»
| |
Художественно-эстетическое развитие |
Чтение худ. литературы
| |
Продуктивная детская деятельность | Работа по лепке: «Птенчики в гнёздышке». Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворца». |
- Методы, приёмы и формы работы
Для осуществления экологического проекта «Встречаем птиц» использовали разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание в игровой и образовательной деятельности иллюстраций с изображением птиц, реальных птиц. |
Информационно-рецептивный | Обследование игрушек-птиц, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: создание и лепка по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей птиц для обыгрывания сюжета |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
Работа по ознакомлению детей с перелётными птицами осуществлялась в разных режимных моментах: во время утренней гимнастики, во время игровой совместной и индивидуальной работе, в свободной деятельности, во время прогулок (наблюдение, трудовая деятельность, организация подвижных игр). Используются также другие виды и формы работы с детьми:
Виды детской деятельности | Формы работы |
Двигательная | игровые упражнения; |
Игровая | сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; |
Изобразительная | работа по изготовлению творческих продуктов детского творчества; реализация проектов совместно с родителями |
Коммуникативная | беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; придумывание историй; |
Познавательно-исследовательская | познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира; организация экскурсий на территории ДОУ и совместно с родителями |
Художественно-эстетическая | - лепка из пластилина по образцу; - совместное создание коллажей; - постановка театральных постановок |
- Работа с родителями
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на экологическое воспитание, выработанные совместно общие цели и задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Для этого необходимо использовать разнообразные формы в работе с родителями:
- Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по данной теме
- Совместное творчество по созданию рассказов о птицах
- Посещение парка птиц в г. Златоусте, в г.Челябинске
- Наблюдение за птицами родного края
- Консультации для родителей по темам:
- «Правильное отношение к природе начинается в семье»
- «Как заботиться о птицах?»
- «Знакомим детей с перелётными птицами»
- Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу».
- Привлечение родителей к участию в выставке детских рисунков на тему «Птицы».
- Привлечение родителей к участию в совместных проектах, практических играх, викторинах и т.д.
- Вывод
В городе Златоусте на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №58 «Радужка» мы организовали экологический проект «Встречаем птиц». Для этого были созданы такие условия, как: создание в развивающей среде выставки с изображением перелётных птиц, подобраны настольные дидактические игры для детей 2 младшей группы, детская художественная литература и музыкальное сопровождение, разработаны беседы и конспекты по данной теме, наполнен уголок по художественному направлению (раскраски, трафареты, силуэты с изображением птиц).
В данном проекте участвовали дети 3 - 4 лет. В работе учитывалось программное и сверхпрограммное содержание, индивидуальные возможности детей младшего возраста. Работа с детьми по данной теме проводилась ежедневно в течение месяца.
На первом этапе реализации проекта проводили знакомство с особенностями птиц и их повадками, показывали разнообразие птиц, рассказывали о том, что не все птицы зимуют в нашем родном крае и, говорили о том, что есть перелётные птицы. Рассматривали иллюстрации, открытки с изображением птиц, репродукции картин по временам года, репродукция А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Проводили пальчиковые игры, разучивали стихи. Пополняли словарный запас детей новыми понятиями, побуждали их использовать в речи сложные предложения. Нацеливали ребят на проявление заботы и бережного отношения к птицам.
На следующем этапе приобщали малышей к творческой деятельности, раскрасить птиц, попробовать нарисовать, создать птиц из пластилина. Организовывали наблюдение за птицами, подкармливали их, ходили на экскурсию на «Птичий двор», в парк Таганай, расположенные на территории ДОУ.
На заключительном этапе создавали индивидуальные и коллективные работы, организовывали выставки детской продуктивной деятельности, выставки совместного творчества детей и родителей. Совместно с педагогом создавали макеты, играли в дидактические и подвижные игры, показывали театральные сказки. Провели развлечение «Встречаем птиц». Свои результаты отобразили в папке-раскладушке.
Параллельно в работе с детьми велась тесная связь с родителями:
- проводились консультации,
- совместное творчество по созданию рисунков, рассказов,
- организовывали экскурсии в Парк птиц, не только в г.Златоусте, но и в г.Челябинск
Проект «Встречаем птиц»:
- способствовал развитию познавательного интереса и любознательности у детей.
- Дети используют в речи сложные предложения, составляют описательные рассказы;
- Узнают птиц по внешнему виду, называют их;
- Проявляют заботу, бережно относятся к птицам;
- Проявляют желание в создании продуктивной деятельности:
- Созданы макеты, оформлены выставки, используют в оформлении группы детский дизайн.
Наша цель на будущее: углубить знания детей среднего возраста по данному
проекту, изучая птиц родного края. В перспективе перед нами стоит несколько задач:
- Создать медиатеку птиц г.Златоуста
- Организовать коллективное посещение в парк птиц г. Златоуста
- Создание «Птичьей столовой» на территории ДОУ декабрь 2017г.
- Создать парк птиц на территории МАДОУ “Детский сад №58”Радужка” (январь 2018г., июль 2018г.)
Литература
- Л.И.Егоренков Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 1999;
- С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002;
- С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет.сада – М.: Просвещение, 2002
- Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» - М: «Карапуз – Дидактика», 2005
- Е.В. Соловьёва, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада. – М.: Просвещение, 2011;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....