нод в старшей группе ко дню заповедников.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яна Сергеевна А.

нод ко дню заповедников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zapovedniki.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №12 «Березка»

143900, Московская область, г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д.39

Тел:8-495-521-99-62, e-mail: mdou_12@bk.ru

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «День заповедников»

Подготовила и провела

Воспитатель Аносова Я.С.

2017 г.

Конспект НОД в старшей группе на тему«День заповедников»

Программное содержание:

1. познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;

2. познакомить детей с географической картой Москвы и Московской области с местоположением заповедников и национальных парков;

3. продолжать учить детей разгадывать кроссворды;

4. развивать мышление, память;

5. развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

6. активизировать словарь детей введением новых словзаповедник, карта области;

7. воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе.

Материалы: карта Московской области с обозначенными заповедными зонами; иллюстрации растений, животных и птиц обитателей Окского заповедника, видеоряд фотографий заповедных зон области; кроссворд «Заповедник».

Ход НОД:

Слайд №1

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)

Воспитатель: Прекрасное стихотворение о лесе. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки. Ну-ка, кто из вас ответит?

1)

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет. (Солнце)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Ответы детей).

2)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он — невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? (Ответы детей).

3)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто такая? (Вода)

4)

Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (Ягода)

5)

Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

6)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет нал цветком

И поделится медком (Пчела)

7)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? (Нет)

Слайд №2

Воспитатель: А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле).

Воспитатель: Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу. Но как можно исправить эти ошибки?

Для того, что бы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

З а я ц

р ы б А

П ч е л а

о с т р О в

В е т к а

в Е т е р

в о з Д у х

п о д с Н е ж н и к

с н е г И р ь

х а т К а

1. Зимой белый, летом серый.

2. Блещет в речке чистой спинкой серебристой

3. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком.

4. Малая часть суши, окруженная со всех сторон водой.

5. Часть дерева, на которой появляются листья.

6. Перемещение большой массы воздуха.

7. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. он невидимый и все же, без него мы жить не можем.

8. На проталинке в лесу первым встретил я в лесу.

Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.

9. Северная птица с ярко красной грудкой.

10. Домик бобра.

По вертикали образуется слово заповедник. Читающие дети называют это слово для всех.

Воспитатель: Так что же такое заповедник(Ответы детей)Заповедникииграют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедникивыполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

Воспитатель: А в Москве и Московской области есть заповедные места(Ответы детей).

Воспитатель: Конечно же есть. Это - национальный парк «Лосиный остров» (г. Москва, Приокско-террасный заповедник (г. Серпухов, Завидовский заповедник (Тверская область, памятник природы «Серебряный бор» (г. Москва, национальный парк «Плещеево озеро», государственный заказник «Журавлиная родина» (г. Сергиев-Посад, ландшафтный заказник «Теплый стан» (г. Москва, Черустинский лес (Шатурский район).

Воспитатель: Но сегодня я хочу рассказать об одном заповеднике, который расположен недалеко от нас, в Рязанской области и называется он Окский. А для этого я предлагаю отправиться туда и получше познакомиться с его обитателями.

Физкультминутка «Лес»

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

Впереди у нас вода.

К водоему подойдем

И беседу заведем.

После физкультминутки дети садятся к видеопроектору.

Воспитатель: Дети, сейчас мы находимся в Окском заповеднике. Этот заповедникрасположен на юго-востоке Мещерской низменности Рязанской области, основан в 1935 году. Там мы можем увидеть красивые сосновые, еловые леса (слайд №3, дубравы (слайд №4, пойменные луга (слайд №5).

Посмотрите, как много животных нашли здесь свой дом. Вы узнали некоторых из них? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это лось (слайд №6, бобр (слайд №7).

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

Воспитатель: Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры – симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем -то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из – за красивого и прочного, а потому дорогого меха. В этом заповеднике никто не охотится.

Воспитатель: А это кто? (Лисица (слайд №8, куница (слайд №9). Более того, человеком созданы для этих редких видов животных питомники. Питомник – это там, где разводят и выращивают животных, помогают им сохранить потомство.

Воспитатель: Огромное Белое озеро на территории заповедника становится безопасным пристанищем для перелетных птиц. Посмотрите на этих прекрасных птиц - это глухарь (слайд №10). Название «глухарь» произошло из-за строения слуховой системы этой птицы. Он теряет слух лишь на некоторое время, это происходит в период токования, то есть во время исполнения пения, когда глухарь приоткрывает клюв, происходит надавливание одной костью черепа и закрывается слуховой проход. Его глухота приходится на руку охотникам, так как птица не слышит выстрелов. Так как глухарь обитает в природе в незначительном количестве, то заслуживает большой интерес у человека для разведения его в зоопарках или заповедниках. Такое малое количество глухарей в природе связано в первую очередь с охотниками, а во вторую очередь с размещением гнезд. Так как гнезда располагаются на земле, то возникает большая вероятность их разорения другими животными или во время лесных пожаров. -

Посмотрите на рябчика (слайд №11, черного аиста (слайд №12) орлан-белохвоста, черного и японского журавля (слайд №13). Японский журавль — герой множества сказок и легенд. Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев.

В настоящее время основную угрозу для роста популяции японских журавлей представляет разрушение человеком мест их обитания, особенно мест гнездования. Уменьшение гнездовых площадей вызывается осушением болотистых районов, строительством дамб, отведением земель под селькохозяйственные угодия, выпасом крупного рогатого скота. Наносит ущерб осеннее и весеннее выжигание сухой травы — палы, которые приводят к гибели гнёзд.

На территории заповедника даже создана орнитологическая станция (слайд №12). Орнитология – наука, изучающая птиц и их миграцию (передвижение). Орнитологи на лапку птицы одевают специальное кольцо (слайд №14, взвешивают ее, отпускают на волю и затем наблюдают за ее жизнью и передвижениями.

Воспитатель: Время нашего путешествия подошло к концу. Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей и птиц? (Окский заповедник в Рязанской области).

Воспитатель: Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике(Ответы детей). Для чего люди создают заповедник(Ответы детей). Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Занятие по экологии в старшей группе "Что такое заповедник?"

Знакомство детей с заповедниками Забайкальского края (Сохондинский заповедник )....

Конспект занятия в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Конспект НОД в старшей группе "Знакомство с заповедником Столбы г Красноярска"

Конспект НОД в старшей группе  "Знакомство с заповедником Столбы г Красноярска"...

Конспект занятия в старшей группе ««Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»

Конспект занятия в старшей группе  «Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»...