занятие « Удивительный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
занятие с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_udivitelnyy_mir_prirody.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Одуванчик»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
с детьми подготовительной группы
Тема: « Удивительный мир насекомых»
Составила:
Воспитатель: Могилевец С.П
22.04.2017г
п Турма
Цель: Создать детям условия для формирования интереса к познанию окружающего мира
Образовательные задачи:
1.Уточнить и обобщить знания детей о насекомых
2.Формировать у детей представление о пользе насекомых для людей и растений.
Развивающие задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь, формировать грамматически правильную речь,
2. Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей умение работать в группах: прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
2. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать осознанно бережное отношение к объектам природы, закреплять правила поведения в природе.
Демонстрационный материал: Мультимедийный проектор, презентация «Насекомые»; футажи «Цветы», «Дискотека»; видиоролик «Разнообразие мира животных»; шапочки с изображением насекомых; мнемотаблицы со стихами и скороговорками; 4 конверта со схемами; таблички;
Предварительная работа:
• Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых;
• Чтение художественной литературы о насекомых:
- из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец»,
«Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»;
- Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»;
- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»;
- В.Зотов «Лесная мозаика»;
• Запоминание пословиц и поговорок о насекомых;
• Настольно – печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»;
• Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо – плохо», «Докажи по модели»,
«Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;
• Разыгрывание театрализованного представления «Спор насекомых»;
Ход занятия:
1.Орг. момент. Ком игра «Тропинка»
(Дети вход, в зал под веселую музыку, положив руки на плечи впереди стоящему, по команде дети выполняют задание)
«Гуляем» - идем ;
«Яма» - приседаем;
«Гора» - поднимаем руки вверх;
«С горы»- бежим;
«Гуляем» - идем ;
«Кочки» - садимся.
2. Вхождение в тему
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня на нашем волшебном экране цветы переливаются разными красками. Как вы думаете почему? (футаж «Цветы»)
Ответы детей: будет сюрприз
Воспитатель: Правильно, сегодня нас ждет сюрприз. Посмотрим какой? ( На экране демонстрируется минутный сюжет фильма «Разнообразие мира животных»)
Воспитатель: О ком этот фильм?
Ответы детей: О животных.
Воспитатель: Кто относится к животным?
Ответы детей: насекомые, птицы, рыбы, звери (схема)
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, кто здесь лишний и почему?(картинка) Ответы детей: это паук, он не относится к насекомым, потому что у насекомых 6 ног; есть голова, грудь и брюшко; 2 или 4 крыла; усики.(картинка)
Воспитатель: Кто знает, почему насекомых так называют?
Ответы детей: потому что у многих из них тело (брюшко) разделено полосками – насечками, отсюда уже и слово насекомые.
Воспитатель: Правильно. Скажите, как вы относитесь к ним?
Ответы детей: мы их боимся, потому что кусаются; они не нравятся, потому что противные на вид; они полезные – приносят мед; и т.д.
Воспитатель: вы все правильно сказали, но мнения ваши разделились.
- А хотите вы разобраться полезные насекомые или нет?
Ответы детей: да
Воспитатель: для этого мы с вами превратимся в энтомологами. Это люди, которые изучают насекомых. Согласны? (картинка)
Ответы детей: да
Воспитатель: Каждый сможет показать свою эрудицию, смекалку, знания, но одно условие вы будите работать в группах, то есть сообща. Самая эрудированная и дружная группа получит подарок.
3. Работа в командах
Воспитатель: Посмотрите на столах лежат 4 картинки. Подойти к той, на которой изображено ваше любимое время года.
- Сейчас я вас прошу сесть за столы и начнем. Каждой группе нужно будет ответить на вопрос, который я задам. Помните, когда один отвечает из группы, то другие его слушают, не перебивают, если нужно, то дополняют.
- Как вы думаете, с какой группы начнем?
Ответы детей: с зимы.
Воспитатель: правильно. Почему?
Ответы детей: потому что это время года начинается новый год.
1 группа - зима: как насекомые переносят зиму? (осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают, многие погибают)
2 группа - весна: что объединяет насекомых и птиц? (У птиц, как и у насекомых есть крылья и ноги. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку или вообще погибают. От этого птицам все труднее становится добывать себе пропитание. Вот именно поэтом на зимовку на юг улетают ласточки, утки, журавли и дрозды, улетая в далекие южные страны. Эта же причина заставляет покидать родину и диким гусям).
3 группа - лето: чем питаются насекомые? (нектаром, кровью, листьями, другими насекомыми)
4 группа - осень: Как защищаются от врагов? (маскировка в виде окраски: рисунок и цвет под цвет коры, травы и т. д., некоторые насекомые замирают, другие издают треск, например жук-бомбардир, чтобы испугать)
Воспитатель: Молодцы! Все хорошо поработали.
4. Музыкальная игра.
(Включается музыка, дети танцуют по залу, смешиваясь. Когда музыка останавливается-образовывают пару с рядом стоящим ребенком. Дается проблемные вопросы:)
- Начинает говорить тот, кто выше ростом.
- У какого насекомого бумажный дом?
- Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)
- Где у кузнечиков уши? (на ногах)
- Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)
- Начинает говорить тот, кто родился зимой.
- Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
- Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)
- Что связывает муравьев с тлей? (муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость)
- Какое насекомое самое сильное? (муравей)
- Начинает говорить тот, кто самый младший в семье
- Сколько глаз у мухи? (пять)
- Какое насекомое может прожить без головы 9 дней? (таракан)
- Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (погибает)
- Для чего нужны мухам ноги?
- Назовите водных насекомых? (водомерка, стрекоза, жук – водолюб)
- Продуктивная деятельность
Воспитатель: Отдохнули. Продолжаем работать. Предлагаю разойтись по центрам.
- Центр математики
- работа по клеточкам: «Бабочка»
- узнать, сосчитать и записать, сколько бабочек нарисовано на картинке.
- составить условие задачи по картинке и записать её.
- определить и записать состав числа – 10 –
- работа по клеточкам:
- «Жук» разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам.
-
- Центр экспериментов
- провести опыт с весами с участием взрослого и ребенка.
- Центр творчества-
- слепить или нарисовать по опорной схеме насекомое
- Центр речевичок
- по мнемо – схеме прочитать скороговорку, стих.
Во время работы по центрам, воспитатель смотрит, принимает участие в выполнении и помогает ребятам по мере необходимости (по сигналу задания заканчиваются).Для обсуждение полученных результатов ребята располагаются на ковре.
- Театрализованное представление «Спор насекомых».
Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!
Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!
Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.
Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!
Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.
Муха: - Да.
Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.
Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.
Божья коровка: - От вас только вред.
Бабочка: - Недаром вас люди не любят.
Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.
Пчела: - Вы никому не нужны.
Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.
Муха: - И болезни я не специально разношу.
Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.
Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.
Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.
Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.
Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.
Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.
Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!
- Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: сейчас мы проведем игру «Чудесный мешочек». Достаёте по очереди картинку с насекомым и доказывает пользу или вред насекомого. (дети сидят в кругу на паласе)
1. Тля (вредное – поедает растения; полезное – еда для божьей коровки)
2. Шмель (полезное – опыляет растения)
3. Божья коровка (полезное – ест тлю)
4. Пчела (опыляет цветы, приносит мед)
5. Таракан (вредное – разносит инфекцию)
6. Комар (вредное - больно кусается, но это еда для птиц и рыб, медведей)
7. Муравей (полезное – рыхлит землю, очищает лес)
8. Муха (вредное - разносит микробы; полезное ей питаются птицы, пауки)
9. Медведка ( полезное - рыхлит землю)
- .Итог
Воспитатель: Ребята, скажите, поменялось у вас отношение к насекомым?
Ответы детей: да
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Нет бесполезных насекомых. Каждое насекомое в природе важное и нужное. Одни являются пищей для других животных: рыб, жаб, ящериц, пауков, птиц, барсуков, медведей. Другие опыляет растения, а третьи сами уничтожает вредных насекомых.
- Рефлексия « Солнышко».
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Длительность занятия: 35 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете....
Конспект занятия"Знакомые насекомые"
Закрепление материала....
Презентация к занятию о насекомых
Презентация разработана к занятию по окружающему миру....
Конспект занятия тема "Насекомые"
Цель: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.Задачи.Развивающие: Создать условия для развития речи и воображения. Развивать мелкую моторику.Воспитательные: Воспитыва...
план-конспект занятия «Мир насекомых»
план-конспект занятия Тема: «Мир насекомых»...
Конспект физкультурного занятия "Знакомые насекомые"
Конспект сюжетного занятия по физкультуре....