Педагогический проект по экологии:"Окно в природу.Осень"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Все хорошеев детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивить,узнать,полюбить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Принято педагогическим  советом                                     Утверждаю:                                                                                                            «____»__________ 2017г.                                                        Заведующий МКДОУ                                                                                

Приказ №   от  «__» _________2017г                                    _____________ОрловцевА.В.                                                                                                   «____»__________ 2017г                                 

                                                                                                 Приказ №   от  «__» _______2017г

Педагогический проект по экологии в средней   группе

«Окно в природу. Осень»

                                                                                Автор проекта: 1КК.СухининаО.Н

                                              Ноябрь2017 года

Педагогический проект по экологии «Окно в природу. Осень» для детей средней группы

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

                                                                                                В.А. Сухомлинский

Вид проекта:    познавательно-исследовательский ,творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный. групповой(октябрь-ноябрь)

Участники проекта: Воспитатели ,дети  группы  (4-5 лет),родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Авторы проекта: Cухинина О.Н.  

Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года -осень., а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

-углубить представления об изменениях в природе осенью;                               -развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                      -познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;                                                                              - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;                                                                                                                - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;                                                                                                 - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.                                                                                                   -воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

- привлечь родителей к участию к проектной деятельности детей.

Актуальность. Ознакомление детей с природой -эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме.  У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

 Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой речь ребенка , становиться разнообразной, выразительной.

 Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.!

Формы и методы работы:
* Наблюдения;
* Опыты и исследования;
*.Конкурсы и викторины, КВН;                                                                                                      * Инсценировки и театрализации                                                                           *Экологические развивающие,   подвижные, дидактические, имитационные    игры, игры-путешествия;                                                                                                                                      *Просмотр познавательного видео;
* Чтение художественной литературы;
* Рассматривание иллюстраций;
* Экскурсии на другие участки детского сада;
* Рисование;
* Аппликации.                                                                                                   *Лепка;
*Итоговое мероприятие  .                                                                                                              

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

- расширение и  закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;                                                                                                      - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;                                  - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;                                                                                                                      - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);                                                                                               - дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы;    -познакомятся с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Родители:

 - заинтересованность и активное участие родителей в НОД  группы

Педагоги:  сформированная ориентация на реализацию проекта.  Предложенный проект- попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ углубить представления об изменениях в природе осенью;     развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. Сформировать детей необходимые представления умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.                                                                                                                                                                  

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;  - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;               - Подборка фотографий, литературы;                                                                      - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;                             - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;                                    - Принять участие в празднике «Осень в гости к нам пришла».

2. Основной этап:

Образовательные области

Вид детской   деятельности

Речевое развитие

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах, грибах.     Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы осени», «Мы гуляли на участке»,«Что я видел в парке?»          - Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь». А.Плещеев «Осень наступила»,

«Скучная картина»

 Словесные игры: «Опиши  словами осень!»,  «Осень в лесу», «Осенние слова»,» «Вспомни – назови», «Один – много»,  «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот». Чтение детям: Н. Сладков «Осень на пороге», русская народная сказка «Мужик и медведь», В. Сутеев «Под грибом»,  Г. Юдин «Как варить компот», В. Осеева «Синие листья», народная сказка «Дурак и береза»,  Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Пословицы, поговорки, загадки об осени;«Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин,  «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» .Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев .Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова В. Сутеев «Капризная кошка», В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси». К.Ушинского «Кленовый лист».И.Соколов-Микитов «Как звери готовятся к зиме»

Художественное- эстетическое

развитие

Рисование: Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни». «Осень в лесу», «Любимый овощ», «В лес по грибы», «Любимые фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Ветка рябины и паучок», «Деревья и кусты, «Осеннее настроение»,       «Тарелочка для госпожи Осени» Аппликация: «Овощи на тарелке», «Золотые подсолнухи» (коллаж из природного материала), «Листопад», «Береза». «Отговорила роща золотая…» Что нам осень принесла?!»                                          Лепка: «Осеннее дерево», «Мухомор», «Фрукты из сада».

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".Разучивание песен об осени. П. И. Чайковский «Осенняя песнь»,А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой.«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкальная игра с пением : «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».  Досуги, развлечения: Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков» Осенний утренник «?» Спортивное развлечение «Осенний хоровод»

Познавательное развитие:

Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».                                         - цикл НОД «Ранняя осень», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Поздняя осень», «Путешествие в осенний лес»                                                                            - цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?». Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.                                      РМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера Опыты: «Отгадай, что за фрукт?», «Отгадай, что за овощ?» ,«Угадай на вкус», «Как пьют листочки воду»      .  Эксперимент: «Что произошло с листом?», «Шишка»

Социально -коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес»,«Семейный праздник», «Магазин«Овощи и Фрукты»» Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть», «Зимние запасы», «Что растёт на грядке?» « С какой ветки детка» «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Парные картинки».                Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери»Совместное украшение группы к осеннему празднику. Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула), окапывание кустарников на участке, сбор природного материала для поделок.                         Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула), окапывание кустарников на участке, сбор природного материала для поделок                          Беседы :«Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Безопасность в лесу»

Физическое развитие

Подвижные игры:«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;                                                          Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»                    Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички»., «Солнышко» Пальчиковая гимнастика: Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;     Беседы «Будем знакомы», «Здоровые зубы», «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров

Работа с родителями.

Анкетирование родителей;                                                                                                            - Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;                                       - Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);                                                                                                               - Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях», «Кормушка для птиц».

      - разучивание стихотворений об осени;                                

      - подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;                                                                     - оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;                     - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;                                                                              - Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;    

   - Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Осень – славная пора!»        - Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);                               - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;     - Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;

    участие в выставке работ на тему «Осень»,

    подборка иллюстраций, литературы;            

   -Приобретение раскрасок для детей про осень.

Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ «Осень в гости к нам пришла»;                                                                                                                     - оформление фотоальбома «Осенние прогулки по селу»; (с участием родителей).                                                                                                                 - семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние фантазии»;                                                                                                                    -  музыкальное развлечение для детей «Осень в гости к нам пришла?»;                                                              - фотографии НОД, прогулок, игр, утренника;                                                       - выставка книг по теме «Осень»;                                                                             - дидактические игры, настольно – печатные игры                                                 -Презентация «Что нам осень принесла»

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Презентация педагогического проекта по экологии на тему :

«Окно в природу. Осень»

для детей средней группы

                                                                    Автор : 1КК.СухининаО.Н

Отчет о проделанной работе  проектной деятельности в cредней группе: «Окно в природу. Осень» ноябрь-2017.

                                                     Работу выполнили:1ККCухинина О.Н

                                                                                           

                                                                             Всё хорошее в детях из детства!

                                                      Как истоки добра пробудить?

                                                      Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                      Удивиться, узнать, полюбить!

                                                      Мы хотим, чтоб земля расцветала.

                                                      Росли как цветы, малыши.

                                                      Чтоб для них экология стала.

                                                      Не наукой, а частью души!

                                                                 В.А. Сухомлинский

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Поэтому был разработан средне- срочный проект «Окно в природу. Осень» для детей средней группы. Вид проекта был представлен как познавательно-исследовательский ,творческий  – информационный ,участниками которого стали дети(4-5лет), родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.                                                                                                       Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнению и обогащению знаний детей о времени года -осени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

        -углубить представление об изменениях в природе осенью;                               -развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                      -познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;                                                                              - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;                                                                                                                - пополнить и обогатить знание детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;                                                                                                 - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.                                                                                                   -воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразие.                                                                                                              - привлечь родителей к участию в проектной деятельности детей.

Актуальность нашего проекта: ознакомление детей с природой- эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно многое узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме.  У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.                Через общение с природой речь ребенка , становиться разнообразной, выразительной. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир .В работе над проектом соблюдался принцип последовательности создания атмосферы сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.                           На  1-ом  этапе воспитателями был подготовлен материал для  реализации проекта:                                                                                                  Организовали предметно-развивающую среду (уголок «Осень в гости к нам пришла», дидактические , настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, картины, иллюстрации. сбор природного материала для развития творчества, иллюстрации.

- Подобрали методические материалы  для детей и родителей;

На 2-ом (практическом) этапе у детей происходило формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Нами строилась  работа на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Для этого использовали:

-Непосредственно образовательную деятельность  с детьми.

 -Совместную  деятельность  ребенка со взрослыми.

-Самостоятельную  деятельность  детей.

-Интерактивную  работу  с родителями.

Организованная образовательная деятельность по выбранной теме позволила продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения развивать желание делать поделки совместно со взрослыми ,используя природный материал. Участие в проекте позволило расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развить у детей доброжелательные отношения к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также донести до родителей актуальность экологического воспитания..

В ходе проекта проводились краткосрочные и длительные наблюдения за трудом взрослых, за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе и птицами ,за их повадками, за ростом растений     ,обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений ,но  прикрепленность их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений – корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни пионов и лилий. Знакомились с видами природы- живой и неживой. .

На прогулке дети собирали лекарственные травы, замысловатые палочки, сучки, красивые осенние листья («Чей букет самый осенний»), сравнивали: клен и берёзу, мать и мачеху и одуванчик, воробья и ворону. В октябре была организованна выставка поделок из даров природы «Осенние фантазии».

Дети вместе с родителями изготовили шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены.

 Игра -ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделялась большая роль дидактическим играм, «Грибная поляна», «С какого дерева листок»,  «Найди дерево по описанию» «Знатоки осенней природы» ,«Чей детёныш», «Парные картинки», «Времена года», «Цветочный магазин», «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Птицы, звери, рыбы» «Отгадай загадку- нарисуй отгадку» «Что было бы если бы леса исчезли»,» «Две корзины», «Целое и часть» «Зимние запасы».

 Проводились словесные игры: «Опиши словами осень», «Осенние слова» «Вспомни и назови», «Много –один», «Будь внимательным», «Подбери действие признак», «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевые игры «Семья – собираемся на прогулку в лес» «Магазин –овощи и фрукты».             С детьми читали произведения об осени в частности Н.Сладков «Осень на пороге».» ,  А.Плещеев "Наступила Осень"«Листопад»  и др. с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, продолжать работу над развитием связной речи, формировать умение отвечать на вопросы, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. На занятиях по художественно – эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы присущие осени. Дети с удовольствием рисовали, лепили на темы«Осень в лесу…»,»Осеннее настроение»  аппликация-«Золотые подсолнухи,«Овощи и фрукты»«Красивый мухомор»  и др.

      В самостоятельной деятельности:

-  дети раскрашивали иллюстрации овощей и фруктов; листья деревьев,

- играли в игру «Овощи на грядке», составляли овощи и фрукты с помощью пазлов, кубиков;

Развивали образное и логическое мышление ребенка, его

 творческие способности, речь, знакомясь с окружающим миром.

 С помощью воспитателей учились рассказывать описательные рассказы о

объектах природы, используя схемы «Расскажи, что увидел».

Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью, так же продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи. расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения. 

В рамках проекта «Окно  в природу» с детьми проводились беседы: «О лесных обитателях и леснике», «Лесные модники», «Овощи и фрукты»,  «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада».

Была проведена , беседа с родителями по теме «Берегите природу»

Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.

Изготовление кормушек для птиц. Участие родителей в данном проекте позволило установить доверительные и партнёрские отношения и дало возможность повысить их педагогическую культуру



Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Принято педагогическим  советом                                     Утверждаю:                                                                                                            «____»__________ 2017г.                                                        Заведующий МКДОУ                                                                                

Приказ №   от  «__» _________2017г                                    _____________ОрловцевА.В.                                                                                                   «____»__________ 2017г                                 

                                                                                                 Приказ №   от  «__» _______2017г

Педагогический проект по экологии в средней   группе

«Окно в природу. Осень»

                                                                                Автор проекта: 1КК.СухининаО.Н

                                              Ноябрь2017 года

Педагогический проект по экологии «Окно в природу. Осень» для детей средней группы

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

                                                                                                В.А. Сухомлинский

Вид проекта:    познавательно-исследовательский ,творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный. групповой(октябрь-ноябрь)

Участники проекта: Воспитатели ,дети  группы  (4-5 лет),родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Авторы проекта: Cухинина О.Н.  

Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года -осень., а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

-углубить представления об изменениях в природе осенью;                               -развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                      -познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;                                                                              - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;                                                                                                                - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;                                                                                                 - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.                                                                                                   -воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

- привлечь родителей к участию к проектной деятельности детей.

Актуальность. Ознакомление детей с природой -эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме.  У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

 Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой речь ребенка , становиться разнообразной, выразительной.

 Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.!

Формы и методы работы:
* Наблюдения;
* Опыты и исследования;
*.Конкурсы и викторины, КВН;                                                                                                      * Инсценировки и театрализации                                                                           *Экологические развивающие,   подвижные, дидактические, имитационные    игры, игры-путешествия;                                                                                                                                      *Просмотр познавательного видео;
* Чтение художественной литературы;
* Рассматривание иллюстраций;
* Экскурсии на другие участки детского сада;
* Рисование;
* Аппликации.                                                                                                   *Лепка;
*Итоговое мероприятие  .                                                                                                              

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

- расширение и  закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;                                                                                                      - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;                                  - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;                                                                                                                      - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);                                                                                               - дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы;    -познакомятся с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Родители:

 - заинтересованность и активное участие родителей в НОД  группы

Педагоги:  сформированная ориентация на реализацию проекта.  Предложенный проект- попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ углубить представления об изменениях в природе осенью;     развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. Сформировать детей необходимые представления умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.                                                                                                                                                                  

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;  - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;               - Подборка фотографий, литературы;                                                                      - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;                             - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;                                    - Принять участие в празднике «Осень в гости к нам пришла».

2. Основной этап:

Образовательные области

Вид детской   деятельности

Речевое развитие

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах, грибах.     Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы осени», «Мы гуляли на участке»,«Что я видел в парке?»          - Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь». А.Плещеев «Осень наступила»,

«Скучная картина»

 Словесные игры: «Опиши  словами осень!»,  «Осень в лесу», «Осенние слова»,» «Вспомни – назови», «Один – много»,  «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот». Чтение детям: Н. Сладков «Осень на пороге», русская народная сказка «Мужик и медведь», В. Сутеев «Под грибом»,  Г. Юдин «Как варить компот», В. Осеева «Синие листья», народная сказка «Дурак и береза»,  Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Пословицы, поговорки, загадки об осени;«Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин,  «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» .Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев .Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова В. Сутеев «Капризная кошка», В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси». К.Ушинского «Кленовый лист».И.Соколов-Микитов «Как звери готовятся к зиме»

Художественное- эстетическое

развитие

Рисование: Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни». «Осень в лесу», «Любимый овощ», «В лес по грибы», «Любимые фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Ветка рябины и паучок», «Деревья и кусты, «Осеннее настроение»,       «Тарелочка для госпожи Осени» Аппликация: «Овощи на тарелке», «Золотые подсолнухи» (коллаж из природного материала), «Листопад», «Береза». «Отговорила роща золотая…» Что нам осень принесла?!»                                          Лепка: «Осеннее дерево», «Мухомор», «Фрукты из сада».

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".Разучивание песен об осени. П. И. Чайковский «Осенняя песнь»,А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой.«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкальная игра с пением : «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».  Досуги, развлечения: Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков» Осенний утренник «?» Спортивное развлечение «Осенний хоровод»

Познавательное развитие:

Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».                                         - цикл НОД «Ранняя осень», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Поздняя осень», «Путешествие в осенний лес»                                                                            - цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?». Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.                                      РМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера Опыты: «Отгадай, что за фрукт?», «Отгадай, что за овощ?» ,«Угадай на вкус», «Как пьют листочки воду»      .  Эксперимент: «Что произошло с листом?», «Шишка»

Социально -коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес»,«Семейный праздник», «Магазин«Овощи и Фрукты»» Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть», «Зимние запасы», «Что растёт на грядке?» « С какой ветки детка» «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Парные картинки».                Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери»Совместное украшение группы к осеннему празднику. Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула), окапывание кустарников на участке, сбор природного материала для поделок.                         Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула), окапывание кустарников на участке, сбор природного материала для поделок                          Беседы :«Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Безопасность в лесу»

Физическое развитие

Подвижные игры:«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;                                                          Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»                    Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички»., «Солнышко» Пальчиковая гимнастика: Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;     Беседы «Будем знакомы», «Здоровые зубы», «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров

Работа с родителями.

Анкетирование родителей;                                                                                                            - Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;                                       - Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);                                                                                                               - Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях», «Кормушка для птиц».

      - разучивание стихотворений об осени;                                

      - подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;                                                                     - оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;                     - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;                                                                              - Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;    

   - Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Осень – славная пора!»        - Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);                               - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;     - Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;

    участие в выставке работ на тему «Осень»,

    подборка иллюстраций, литературы;            

   -Приобретение раскрасок для детей про осень.

Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ «Осень в гости к нам пришла»;                                                                                                                     - оформление фотоальбома «Осенние прогулки по селу»; (с участием родителей).                                                                                                                 - семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние фантазии»;                                                                                                                    -  музыкальное развлечение для детей «Осень в гости к нам пришла?»;                                                              - фотографии НОД, прогулок, игр, утренника;                                                       - выставка книг по теме «Осень»;                                                                             - дидактические игры, настольно – печатные игры                                                 -Презентация «Что нам осень принесла»

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Презентация педагогического проекта по экологии на тему :

«Окно в природу. Осень»

для детей средней группы

                                                                    Автор : 1КК.СухининаО.Н

Отчет о проделанной работе  проектной деятельности в cредней группе: «Окно в природу. Осень» ноябрь-2017.

                                                     Работу выполнили:1ККCухинина О.Н

                                                                                           

                                                                             Всё хорошее в детях из детства!

                                                      Как истоки добра пробудить?

                                                      Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                      Удивиться, узнать, полюбить!

                                                      Мы хотим, чтоб земля расцветала.

                                                      Росли как цветы, малыши.

                                                      Чтоб для них экология стала.

                                                      Не наукой, а частью души!

                                                                 В.А. Сухомлинский

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Поэтому был разработан средне- срочный проект «Окно в природу. Осень» для детей средней группы. Вид проекта был представлен как познавательно-исследовательский ,творческий  – информационный ,участниками которого стали дети(4-5лет), родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.                                                                                                       Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнению и обогащению знаний детей о времени года -осени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

        -углубить представление об изменениях в природе осенью;                               -развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;                                                                                                                      -познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;                                                                                                                      -развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;                                                                              - творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;                                                                                                                - пополнить и обогатить знание детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;                                                                                                 - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.                                                                                                   -воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразие.                                                                                                              - привлечь родителей к участию в проектной деятельности детей.

Актуальность нашего проекта: ознакомление детей с природой- эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно многое узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме.  У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.                Через общение с природой речь ребенка , становиться разнообразной, выразительной. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир .В работе над проектом соблюдался принцип последовательности создания атмосферы сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.                           На  1-ом  этапе воспитателями был подготовлен материал для  реализации проекта:                                                                                                  Организовали предметно-развивающую среду (уголок «Осень в гости к нам пришла», дидактические , настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, картины, иллюстрации. сбор природного материала для развития творчества, иллюстрации.

- Подобрали методические материалы  для детей и родителей;

На 2-ом (практическом) этапе у детей происходило формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Нами строилась  работа на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Для этого использовали:

-Непосредственно образовательную деятельность  с детьми.

 -Совместную  деятельность  ребенка со взрослыми.

-Самостоятельную  деятельность  детей.

-Интерактивную  работу  с родителями.

Организованная образовательная деятельность по выбранной теме позволила продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения развивать желание делать поделки совместно со взрослыми ,используя природный материал. Участие в проекте позволило расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развить у детей доброжелательные отношения к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также донести до родителей актуальность экологического воспитания..

В ходе проекта проводились краткосрочные и длительные наблюдения за трудом взрослых, за сезонными явлениями природы, сравнение сезонов смежных и отличающихся друг от друга, за облаками на небе и птицами ,за их повадками, за ростом растений     ,обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений ,но  прикрепленность их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений – корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни пионов и лилий. Знакомились с видами природы- живой и неживой. .

На прогулке дети собирали лекарственные травы, замысловатые палочки, сучки, красивые осенние листья («Чей букет самый осенний»), сравнивали: клен и берёзу, мать и мачеху и одуванчик, воробья и ворону. В октябре была организованна выставка поделок из даров природы «Осенние фантазии».

Дети вместе с родителями изготовили шедевры из природного материала, лучшие работы были отмечены.

 Игра -ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделялась большая роль дидактическим играм, «Грибная поляна», «С какого дерева листок»,  «Найди дерево по описанию» «Знатоки осенней природы» ,«Чей детёныш», «Парные картинки», «Времена года», «Цветочный магазин», «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Птицы, звери, рыбы» «Отгадай загадку- нарисуй отгадку» «Что было бы если бы леса исчезли»,» «Две корзины», «Целое и часть» «Зимние запасы».

 Проводились словесные игры: «Опиши словами осень», «Осенние слова» «Вспомни и назови», «Много –один», «Будь внимательным», «Подбери действие признак», «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевые игры «Семья – собираемся на прогулку в лес» «Магазин –овощи и фрукты».             С детьми читали произведения об осени в частности Н.Сладков «Осень на пороге».» ,  А.Плещеев "Наступила Осень"«Листопад»  и др. с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, продолжать работу над развитием связной речи, формировать умение отвечать на вопросы, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. На занятиях по художественно – эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы присущие осени. Дети с удовольствием рисовали, лепили на темы«Осень в лесу…»,»Осеннее настроение»  аппликация-«Золотые подсолнухи,«Овощи и фрукты»«Красивый мухомор»  и др.

      В самостоятельной деятельности:

-  дети раскрашивали иллюстрации овощей и фруктов; листья деревьев,

- играли в игру «Овощи на грядке», составляли овощи и фрукты с помощью пазлов, кубиков;

Развивали образное и логическое мышление ребенка, его

 творческие способности, речь, знакомясь с окружающим миром.

 С помощью воспитателей учились рассказывать описательные рассказы о

объектах природы, используя схемы «Расскажи, что увидел».

Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью, так же продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи. расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения. 

В рамках проекта «Окно  в природу» с детьми проводились беседы: «О лесных обитателях и леснике», «Лесные модники», «Овощи и фрукты»,  «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада».

Была проведена , беседа с родителями по теме «Берегите природу»

Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.

Изготовление кормушек для птиц. Участие родителей в данном проекте позволило установить доверительные и партнёрские отношения и дало возможность повысить их педагогическую культуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Огород на окне"

В презентации представлен опыт работы по педагогическому проекту "Огород на окне". Воспитанники в ходе реализации пректа познавали сезонные изменения в природе, связанные с наступлением весны, габлюда...

Краткосрочный педагогический проект по экологии «Наши младшие друзья».

Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду....

Педагогический проект «Огород на окне» для детей второй младшей группы

Педагогический проект «Огород на окне»для детей 1 младшей группы...

Педагогический проект "Огород на окне" (подготовительная группа)

Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе ...

Педагогический проект "Огород на окне в младшей группе

 Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных раст...

Паспорт педагогического проекта "Огород на окне"

Паспорт педагогического проекта "Огород на окне"...

Паспорт педагогического проекта "Огород на окне"

Паспорт педагогического проекта "Огород на окне"...