Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Пресмыкающийся и земноводные" Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Пресмыкающийся и земноводные" | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
для подготовительной группы
на тему «Земноводные и пресмыкающиеся»
Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;
2. Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;
3. Развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь
Оборудование:
демонстрационный материал: (картинки) с изображением пресмыкающих (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, тритон);
раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраска «Дорисуй картинку» (лягушка), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.
Животные не водные
И не совсем земные
Прекрасно плавают в воде
Но сухопутные вполне
- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.
2. Кто такие земноводные?
- Отгадай такие загадки:
Летом в болоте
Её вы найдете.
Зеленая квакушка –
Кто это?.. (лягушка – предъявляется картинка)
Он в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка)
- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).
- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».
- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.
- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.
- Жизнь земноводных начинается весной — из яиц (икринок), отложенных в водоеме или во влажном месте. Например, самки лягушек откладывают икру в хорошо прогреваемые солнцем лужи, канавы, мелкие пруды. Через 2-3 недели из икринок появляются головастики. В отличие от взрослой лягушки, головастик имеет хвост и напоминает малька рыб. Головастик дышит растворенным в воде кислородом, а для этого у него есть жабры, растущие по бокам головы. Удивительно, но у маленького головастого существа нет не только ног, но и рта! Со временем у головастика прорезывается рот, появляются легкие (а жабры исчезают), вырастают задние и передние конечности (лапки). Хвостик становится все тоньше и короче и постепенно совсем исчезает. Так в течение 3-4 месяцев, головастик постепенно превращается в маленького лягушонка. (демонстрация картинки)
3. Физкультминутка «Две лягушки»
Видим – скачут по опушке
Две зелёные лягушки
Повороты в стороны
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгать с пятки на носок
Переступание с носка на пятку
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо наклонялись
Влево наклонялись
Выполнять движения в соответствии с текстом
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям – физкультпривет!
Ходьба на месте
4. Кто такие пресмыкающиеся?
- Я хочу загадать тебе ещё несколько загадок.
Он на экваторе живет.
И у него огромный рот.
Он солнце в сказке проглотил.
Кто? Догадался? – …….. (крокодил –предъявляется картинка)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
На земле клубком свернется.
Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (ящерица – предъявляется картинка)
Очень медленно идет,
Дом она с собой несет.
Испугается чего-то,
В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка)
- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.
- Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.
5. Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
Пять маленьких рыбок играли в реке
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке
Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение
Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»
Качаем сомкнутыми ладонями
А третья сказала: «Мне хочется спать»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать
быстро качаем ладонями – дрожь
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот
Плывите отсюда чтоб не проглотил!»
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают
6. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?
- Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) - холоднокровные животные. Как ты думаешь, что это значит? (у них холодная кровь). А как это – холодная кровь? (ответ ребёнка). Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны отчасти контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.
7. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
- Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).
- Дорисуй картинки.
- Скажи, что получилось (змея и лягушка). А кто из них пресмыкающееся, а кто – земноводное.
8. Итог занятия
- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)
Расскажи, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).
- Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим "Родной город" старшая группа
История возникновения города Ржева, происхождением герба, со старинными названиями улиц.Подвиг ржевитян в Великой отечественной войне....
Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».
Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Школа».
Цель занятий: Закрепить знания детей о школе, о тех, кто там работает; уметь ориентироваться в здании школы. Вызвать у детей интерес к школе, желание учиться, общаться с друзьями. Активизировать слова...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе в сюжетно-ролевой игре "Доктор".
Данный материал направлен на актуализацию и обогащение представлений дошкольников о профессии врача, её значении, особенностях. Педагог продолжает учить детей играть вместе, распределять ...
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром в средней группе
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл,...
Конспект по ознакомлению с окружающим «Сигнализация светофора» (младшая группа).
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История вилки и ложки» (с применением ИКТ)
Цель: познакомить детей с историей возникновения ложки и вилки;активизировать познавательную деятельность детей;вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.Материалы и оборудование:Проектор...