Долгосрочный интеллектуально-игровой проект «Шашечный марафон»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бородинова Зинаида Григорьевна

Долгосрочный интеллектуально-игровой проект

«Шашечный марафон»

Подготовила воспитатель 1 категории

МАДОУ № 117 г. Сыктывкара

Бородинова Зинаида Григорьевна

Характеристика проекта:

Тема: «Шашечный марафон».

Тип проекта: познавательный, интеллектуальный, игровой, коллективный, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы № 4, воспитатели, родители, специалисты МАДОУ.

Продолжительность проекта: с декабря 2015 года по апрель 2016 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный интеллектуально-игровой проект

«Шашечный марафон»

Подготовила воспитатель 1 категории

МАДОУ № 117 г. Сыктывкара

Бородинова Зинаида Григорьевна

Характеристика проекта:

Тема: «Шашечный марафон».

Тип проекта: познавательный, интеллектуальный, игровой, коллективный, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы № 4, воспитатели, родители, специалисты МАДОУ.

Продолжительность проекта: с декабря 2015 года по апрель 2016 года.

Цель: 

- Формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в настольную игру «Шашки».

Задачи:

  • Научить детей играть в настольную игру «Шашки», соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
  • Информировать родителей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.
  • Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
  • Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
  • Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
  • Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, смекалку.

1 этап – постановка проблемы,

определение цели и задачи проекта,

разработка плана работы над проектом.

Актуальность проекта.

Игра «Шашки» пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Игра в шашки гениальна. Ёе можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает  родителей  с  ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальную игру всей семьи.

Проблема:

-Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки.

2. Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и его видах. Не заинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном возрасте.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Родители и дети познакомились с историей игры в шашки и её видах.

• Изменится взгляд родителей на обучение детей шашечной игре в дошкольном возрасте. Возрастёт  интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми.

• Дети в конце проекта будут с большим интересом, с успехом и чаще играть в настольные игры, в том числе в «Шашки».

• 80% детей группы овладели шашечной игрой.

2 этап – организация работы в рамках проекта

Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта:

  • Ознакомление детей с историей шашечной игры, её видами.
  • Обучение детей игре в шашки и знакомство с правилами игры.
  • Активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на логическое мышление.
  • Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
  • Выставка рисунков на тему: «Настольные игры».
  • Встречи с тренером по играм «Шахматы»  и  «Шашки».
  • Проведение турнира «Шашечный марафон» с воспитанниками других групп.
  • Помощь родителей при подготовки досок и фишек для игры в шашки.
  • Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
  • Наглядная информация (ширмы – передвижки) с описанием истории шашечной игры, его видов, правил игры.
  • Консультация : «Как научить ребёнка играть в шашечную игру и её роль в развитии детей! » (Цель: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в настольную игру.
  • Проведение анкетирования на тему «Роль игры в шашки в вашей семье».
  • Итоговое занятие «Марафон с Шахматной Королевой»

3 этап – презентация результатов реализации проекта

  • Фоторепортаж о реализации проекта.
  • Занятие «Шашечные правила».
  • Итоговое занятие «Марафон с Шахматной Королевой».
  • Проведение турнира «Шашечный марафон» с воспитанниками других групп.

Приложения

Приложение № 1

Схема реализации образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентации «Правила игры в шашки».
  • Занятие «Шашечные правила».
  • Знакомство детей с историей шашечных игр, её видами.
  • Встречи с тренером по играм «Шахматы»  и  «Шашки».
  • Итоговое занятие «Марафон с Шахматной Королевой».
  • Закрепление знаний детей об игре в шашки, закрепление правил игры, умений пользоваться числом, как результатом измерения, определение  равенства нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну), понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

Речевое развитие:

  • Закрепление знаний правил игры в шашки.
  • Занятие «Шашечные правила».
  • Обогащение словаря детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
  • Беседа «Какие настольные игры ты знаешь?»
  • Отгадывание загадок про шашки и другие настольные игры.
  • Сочинение стихов про шашки.
  • Итоговое занятие «Марафон с Шахматной Королевой».
  • Чтение и обсуждение рассказа-сказки Надежды Перетягиной «О том, что случилось в королевстве Шашек»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развитие интереса к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитание чувства уверенности в себе.
  • Занятие «Шашечные правила».
  • Чтение и обсуждение рассказа-сказки Надежды Перетягиной «О том, что случилось в королевстве Шашек»
  • Отгадывание загадок про шашки и другие настольные игры.
  • Сочинение стихов про шашки.

Художественно эстетическое развитие:

  • Изготовление досок для игры.
  • Выставка рисунков на тему: «Настольные игры».
  • Фоторепортаж о реализации проекта.

Физическая культура:

  • Физкультминутки на занятиях.
  • Подвижные игры.
  • Проведение турнира «Шашечный марафон» с воспитанниками других групп.
  • Активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на логическое мышление.
  • Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

Приложение № 2

Анкета для родителей на тему «Шашки в семье».

1. Какие настольные игры вы знаете?

2. Вы знакомы с игрой шашки?

а) да

б) нет

в) частично

3. Во сколько вы научились играть в шашки?

а) 2-5 лет      г) 12-15        ж) 31-40

б) 6-8            д) 16-20         з) 41-60

в) 9-11          е) 21-30         и) 60 выше

4. С семьей играете в шашки?

а) да

б) нет

в) иногда

5. Ваш ребенок, какие настольные игры предпочитает?

6. Как вы думаете, в каком возрасте необходимо научить ребенка играть в шашки?

7. Влияет ли игра в шашки на развитие ребенка?  А) Да      Б) Нет

 Как?

8. Как вы относитесь, если уже в детском саду начать обучать играть в шашки?

9. Ваш ребенок умеет играть в шашки?

а) да                 в) частично

б) нет               г) не интересовался

10. Вы в какой степени владеете игрой в шашки?

а) очень хорошо                  в) плохо

б) хорошо                             г) не умею

Спасибо за участие!

Приложение №3

Конспект занятия

«Шашечные правила».

Цель: Обучение детей игре в шашки.

Задачи:

  • Закрепить знание детей об игре в шашки.
  • Закрепить правила игры.
  • Закрепить  умения пользоваться числом, как результатом измерения.
  • Определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
  • Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
  • Развивать интерес к игре в шашки.
  • Закреплять умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу.
  • Развивать желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Оборудование: шашки, игровое поле, интерактивная доска.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал).

В: Ребята давайте с вами присядем на волшебный ковер, который нас унесет в волшебную страну шашек.

В: Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем детском саду будет проходить шашечный турнир среди детей, которые к нам ходят. А вы хотели бы принять участие?

Д: ответы детей.

В: Тогда,  я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

В: Ребята, кто из вас знает, что такое турнир?

Д: Ответы детей (вид соревнования)

В: Как зовут человека, который играет в шашки?

Д: Ответы детей (Шашист)

В:  А каким должен быть шашист, как вы думаете?

Д: Ответы детей (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

В: Что нужно для игры в шашки?

Д: Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

В: Кто может играть в шашки?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: Кто может быть партнёром для игры?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? Кто знает?

Д: Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры).

В: Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки и рассекретили все диковинные тайны волшебной доски.

(Дети садятся за столы).

В: Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.

(Слайд шашечного поля)

В: Что вы видите на доске?

Д: Ответы детей (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

В: Чем они похожи и чем они отличаются?

Д: Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

В: «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … » Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.

Д: Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

В: Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?

Д: Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

В: Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

(Слайд разных по цвету шашечных полей)

В: А как называется каждый из квадратиков или клеток? Кто знает?

Д: Ответы детей (Поле)

В: Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

(Слайд правильного расположения доски)

В: А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

В: Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

Д: Ответы детей (Горизонтальные линии)

(Слайд доски со стрелками по горизонтали)

В: Сосчитайте, сколько их на доске?

Д: Ответы детей (8 горизонтальных линий)

В: А как ребята, обозначаются горизонтальные линии?

Д: Ответы детей (Цифра ставится сбоку слева и справа от доски) (Поля без цифр на каждого ребенка)

В: Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Д: Ответы детей (Вертикальные линии)

(Слайд шашечного поля с линиями по вертикали)

В: Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам сравнить их по длине, а как вы это сделайте, решите сами (считают количество клеток и сравнивают)

Д: Ответы детей

В: Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Д: Ответы детей (Линии равные)

В: ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. И подойти каждой команде к своему столу.

В: Вот посмотрите, злой волшебник рассыпал шашечные доски, нам с вами нужно их собрать, давайте попробуем!

(Дети выполняют задание за столом - на столе квадраты черные и белые по 32 шт)

В: Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! А теперь пройдемте на свои места.

В: на шашечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.

(Слайд шашечного поля с диагональными стрелками)

В: Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.

Д: Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)

В: Молодцы, а сколько всего диагоналей на доске.

Д: Ответы детей.

В: Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились

В: Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные?

Д: Ответы детей

В: Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

В: А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой?

Д: Ответы детей (Клеточки – поля)

В: Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

(Слайд пример на доске показать С4, D7, Е5)

В: А теперь что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игру.

Игра «Найди свое поле»

В: Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т. д. по кол-ву детей)

В: Молодцы ребята, Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка (музыкальная, на интерактивной доске) 

В: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с помощниками. Будьте очень внимательными! И повторяйте за нашими героями.

В: Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить?

Д: Ответы детей (о шашках)

Дети садятся на ковер.

В:  На каких квадратах располагаются шашки?

Д: Ответы детей (На чёрных)

В: По сколько шашек предоставляется каждому игроку?

Д: Ответы детей (По 12 шашек)

В: Как располагаются шашки в начале игры?

Д: Ответы детей (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

В: А как определить, кому, какими играть?

Д: Ответы детей (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

В: Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

(Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход)

• Тронул – ходи.

• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд».

• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.

• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

• Взятие шашки соперника является обязательным.

Джентельменские правила.

• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.

• Не смеяться над проигрышем другого.

• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

В: Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

В: Ребята, а когда партия считается законченной?

Д:

• если у соперника не осталось ни одной фишки;

• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

• если соперник сам себя признаёт побеждённым;

• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

В: Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры. А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек?

Д: Ответы детей (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

В: Давайте попробуем нарисовать свои шашечные доски, а дома с родителями поиграете, для этого нам нужно присесть за столы. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и простой карандаш и линейка. Приступайте к работе.

В: Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы знали нового на занятие?

Дети: Ответы детей.

Приложение № 4

Конспект

занятия «Марафон с Шахматной Королевой»

Цель:

1. Оценить умения детей играть в шашечную игру. Формировать умения детей планировать очередной ход.

2. Развивать у детей логического мышления, сообразительность, смекалку.

3. Воспитание коллективизма, дружеских отношений.

Предварительная работа: изготовление шахматных досок и шашек, обучение детей играть в шашки, подготовка грамот и призов победителям и участникам.

Участники:

Ведущий.

Дети.

Шахматная Королева.

Ход занятия:

Дети входят  и садятся на стульчики.

Ведущий.

- Здравствуйте, дорогие дети и гости. Мы сегодня в гостях в шашечной стране. У нас сегодня шашечный турнир. Вместе весело поиграем и отдохнем.

- Ребята, а вы какие настольные игры знаете?

- Что нужно для игры в шашки?

- Какой формы шашечная доска?

- Какого цвета квадраты в шашечной доске?

- А в нашей игре мы используем доски разных цветов. Турнир можно  называть «Цветные шашки».

(Звучит музыка, заходит Шахматная Королева).

Шахматная Королева.

- Ой, где и как я здесь очутилась.

Ведущий.

- А вы кто? Как здесь оказались?

Шахматная Королева.

- Ребята, а вы знаете шахматную игру? Я - Шахматная Королева. Вышла осматривать свои владения – и заблудилась. А где же я?

Ведущий.

- Вы, уважаемая Королева, в стране Шашек.

Шахматная Королева.

- Интересно-о-о, кроме страны Шахматов, какая еще страна может быть? Игра в шахматы – это самая увлекательная, древняя, великая игра царей. А шашки! Фи… .

Ведущий.

- Подождите, подождите. Уважаемая Королева, мы много знаем про игру в шашки. Игра в шашки появились ещё в древние времена. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. А в нашей стране шашки появились в X веке. Шашки играют во многих странах: в Англии, Америке, Италии, Канаде и др. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на белые и чёрные клетки. Играют 2 соперника, у одного белые, а другого черные шашки. Начинают игру белые. Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку по диагонали. По ходу игры можно взять, оказавшуюся по соседству фишку соперника. Когда простоя шашка оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски, то она превращается в «дамку». «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками. Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов.

В шашки играют только умные, способные люди.

Шахматная Королева.

- Вы оказывается, очень многое знаете о шашечной игре. А на мои вопросы вы сможете ответить? У меня в сказочной доске есть интересные вопросы. Давайте, попробуем ответить.

1. 5 груш росло на дубе. Пришли мальчишки и сбили 2 груши. Сколько груш осталось?

2. Что можно увидеть закрытыми глазами (Ничего)

3. Когда человек бывает в комнате без головы (Когда высовывает её из окна на улицу.)

4. По чему, когда захочешь спать, идешь к кровати? (По полу)

5. Назовите по порядку цвета радуги.

- Молодцы, ребята. Вы очень умные, способные дети. Мне пора уже идти. В стране Шахматов меня, наверное, заждались. А мы с вами, ребята, в будущем обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий.

- До свидания, Шахматная Королева. А сейчас мы с вами начнём турнир по шашкам. (Выбирают жюри. Приглашаются команды для приветствия.)

1. Здравствуйте, ровесники!

Сегодня мы соперники.

Во всём удачи мы желаем,

И на турнир Вас приглашаем!

2. Шашка древняя игра

Она полезна и нужна.

Быть внимательным и честным

Учит нас всегда.

3. Шашки - игра настольная.

Желающим доступная.

Нужна не только логика,

Но и воля сильная.

4. Иди в наш детский сад,

Там научишься играть.

И возможно, будешь многих

Через время побеждать.

5. Встретимся сегодня

Силы измерять.

На что способны дети

Всем вам показать.

6. Дети современности

Знают много ценностей.

Мы едины и дружны,

И энергией полны.

1. Игра «Выбери свой цвет». (Игроки выбирают шашечные доски разных цветов).

2. Игра «Кто быстрее разложит шашки на доске? »

3. Игра в шашки. В финале дети играют шашки с конфетами.

После каждого тура музыкальная пауза.

4. Оценка жюри. Награждение игроков о победителей грамотами.

Ведущий.

- Наше соревнование подошло к концу. Спасибо тем, кто участвовал, спасибо болельщикам и гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказочный марафон"

Проект "Сказочный марафон" -  разработан для педагогов ДОУ. В ходе реализации данного проекта воспитатели приобрели новый опыт работы с детьми и родителями, систематизировали свои знания по теме ...

проект "Овощной марафон"

этапы проекта,  досуг "Осенние посиделки"...

Комплексный проект "Летний марафон"- воспитательно-оздоровительная программа "летней площадки" в ДОУ. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Проект "Летний Марафон" представляет комплексную летне-оздоровительную программу в форме "летней площадки".  Перспективное планирование на три месяца летнего периода. Все виды детской деятельности. Те...

Проект "Шашечный дебют"

Проект про шашки...

Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».

Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое    ребёнок делает сам!»...

Проект шашечного турнира

Проведение шашечного турнира с детьми старшего возраста.Все вместе, взрослые и дети готовили (рисовали) короны, оформляли зал, показали мини концерт. С большим интересом, серьёзной ответственностью пр...

Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».

Цель проекта:     Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех...