Конспект занятия "Сказочная дорога доброты и вежливости" - старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Конспект НОД по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

Тема: «Сказочная дорога доброты и вежливости»

Старшая «Б» группа

                                                                                   Подготовила и провела:

Сусликова Л.Н.

      Тема: «Сказочная дорога доброты и вежливости»

      Программное содержание: 

      - формировать у детей нравственные качества через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной;

      - закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость;

      - учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи;

       - развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;

      - развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи;

      - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

      Активизация словаря: доброта, спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания.

       Предварительная работа: чтение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка»; заучивание стихов и пословиц о доброте, беседы и разыгрывание разных ситуаций на нравственную тему, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Помощники».

      Методы и приемы: словесный – беседа, объяснение; наглядный - показ.

      Оборудование: цифры 1-7; куклы; картинки с изображением плохих и хороших поступков; клубок; звёздочки; ножницы, красный картон; сердечки; «дерево» загадок; шкатулочка; импровизированное «облако».

Ход:

Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.

 Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

                           К ним сейчас вы повернитесь,

                           Улыбнитесь, подружитесь.

Давайте начнём нашу встречу с улыбки друг другу. Возьмитесь за руки, поверните голову к другу слева, потом справа и улыбнитесь.

 Воспитатель: За чистым – чистым полем, за дремучим лесом, есть «Сказочная страна». Всех чудес в этой стране не перечесть. Жить поживать в ней одно удовольствие. Все жители в этой стране сказочно вежливы и все они знают «волшебные» слова.

– А, вы ребята хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей).

 Воспитатель: Так давайте мы с вами отправимся в путешествие в удивительную страну, в которой мы оказываемся, сразу, как только произносим добрые слова, когда мы совершаем добрые поступки, улыбаемся и дарим другим людям радость. Как вы думаете, дети, как называется эта страна? (Ответы детей).

 Воспитатель: Эта страна Доброты и Вежливости, а царит в ней добрая волшебница . Она зовет нас в увлекательное путешествие по своей стране, где нам предстоит пройти задания, которые для нас приготовили сказочные персонажи – жители этой страны. Готовы отправиться в эту чудесную страну?  (Ответы детей).

 Воспитатель: Что же нам взять с собой, чтобы порадовать волшебницу?  (Ответы детей).

 Воспитатель: Конечно, прежде всего, понадобятся улыбки и добрые слова.

А отправимся мы туда на волшебном облаке (дети садятся на импровизированное облако).

(Далее под номерами 1,2,3,4,5,6,7 – находятся разные персонажи – куклы. При встрече с каждым персонажем дети здороваются, а уходя, – говорят «до свидания»).

1. Домовёнок Кузя

 Воспитатель: Первое задание от Домовёнка Кузи: ребята, будьте добры, назовите друг друга ласково, передавая этот клубочек и скажите добрые слова о товарище, которому передаёте клубочек.

 Дети: Полина: «Это Лилиана, она очень веселая», Лилиана: «Это Максим, он любит животных », Максим: «Это Ксюша, она очень активная», Ксюша: «Это Руслан, он большой выдумщик», Руслан: «Это Ангелина, она любит танцевать», Ангелина: «Это Алина, она очень самостоятельная», Алина: «Это Даша, она очень озорная», Даша: «Это Егор, он очень добрый», Егор: «Это Марина, она очень скромная», Марина: «Это Таня, она очень подвижная», Таня: «Это Миша, он любознательный», Миша: «Это Алёша, он очень старательный», Алёша: «Это Соня, она очень внимательная».

Наш девиз:               Мы, дружные ребята, не ссоримся совсем.

                                  Мы, шустрые ребята, скажите это всем!

 Воспитатель: Спасибо, вы сказали хорошие, добрые слова друг о друге. А что такое «доброта»? Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу,  чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек». (Добрый – добросердечный). А легко ли быть добрым?   

 Ребенок:         Добрым быть совсем не просто,

                          Не зависит доброта от роста,

                          Не зависит доброта от цвета,

                          Доброта не пряник ни конфета.

                          Доброта с годами не стареет,

                          Доброта от холода согреет.

                          Если доброта, как солнце светит,

                          Радуются взрослые и дети!

 Воспитатель: Какие слова характеризуют «добро» и связаны с ним? (Любовь, внимание, улыбка, помощь, сочувствие, радость, тепло, душа, сердце, нежность).  Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием Домовёнка Кузи. Скажем ему «до свидания» и отправимся дальше.

2. Золушка

 Воспитатель: Посмотрите, здесь повсюду лежат бусинки, зачем они здесь? Я, кажется, догадалась, в них спрятаны вежливые слова.? Как еще называют эти  слова?– волшебными. Да, ребята, услышав такие слова, на душе становится радостнее, теплее. Нанизывая бусинки на эту ниточку,  вы будете называть вежливые слова и увидим, что из этого получится. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Бусинки плотно прилегают друг к другу, как будто очень дружны между собой и я хочу, чтобы вы в группе были сплоченные и дружные. Давайте послушаем стихи про то, зачем нужны  вежливые слова людям:

 1 реб.: Добрый день! —  тебе сказали. Добрый день! – ответил ты.

             Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2 реб.: Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.

             И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

3 реб.: Нам желают «Доброго пути!». Будет легче ехать и идти.

             Приведет, конечно, добрый путь тоже к доброму чему-нибудь.

4 реб.: Здравствуйте! — ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется   он                       в ответ.

              И, наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.

5 реб.: За что мы говорим «Спасибо»? За все, что делают для нас.

             И мы припомнить не смогли бы, кому сказали, сколько раз.

6 реб.: Отменить что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно.

             Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» нам становится неуютно.

3. Баба-Яга

  (На мольберте картинки с изображением хороших и плохих поступков (мальчик дёргает девочку за косу, девочка помогает старушке донести сумку, девочка сама ест яблоко и т.д.).

 Воспитатель: Ребята, Баба-Яга перепутала хорошие и плохие поступки. Давайте мы разберёмся. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить плохие поступки? (чёрным, тёмным). А хорошие? (жёлтым, светлым).

 Воспитатель: Справа, где чёрный квадрат выставим картинки с плохими поступками, к жёлтому кругу - хорошие и объясним, почему.

(Это поступок плохой. Девочка сама ест яблоко, а с детьми не делиться. Нужно яблоко разделить на всех.)

 Воспитатель: Куда ты его поставишь? ( К чёрному квадрату.) И т. д.

Физминутка

На всей большой планете (чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри
(голова: влево-прямо -вправо)
И взрослые и дети
(руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)
Мечтают о любви
(обе ладони к сердцу)

И птички, и котята (руками-крыльями полет; ладошками сделать ушки)
И волк, и лягушата
(царапки- когти; прыжки на месте вприсядку)
Чтобы дарить друг другу радость
(поднять руки вверх и покружиться)
Тепло и доброту
(ладонь влево; ладонь вправо)
Приду домой и сразу
(ходьба на месте)
Я маму обниму
(обнять себя руками)
И бабушку и папу
(вяжет на спицах; отдает честь)
Люблю я всю семью
(начертить в воздухе сердце двумя руками)

4. Звездная девочка

 Воспитатель: А это звёздная девочка. Я вам сейчас расскажу сказку о ней.

«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. Она отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Девочка была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и всем людям, дарила небесные искорки. А когда у неё не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять. Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле».

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям? ( Наверно, это были доброта, радость, любовь…)

 Воспитатель: Отлично, ребята. Одна небесная звёздочка упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится. (Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

 Воспитатель: Давайте прочитаем, что здесь написано.

 Дети (читают): «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».

 Воспитатель: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают? (Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)

 Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.

 Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.

 Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

 Воспитатель: А в вашей  жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки? Расскажите о них. (Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)

 Воспитатель: Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.

6. Варвара-краса – длинная коса

 Воспитатель: Ребята, у вас есть друзья? А вы любите делать подарки? Варвара-краса – рукодельница, и предлагает вам тоже потрудиться: сделать для своих друзей подарки. Продуктивная деятельность «Сердечки доброты» (дети вырезывают сердечки из картона.)

Молодцы, а теперь подарите их друг другу.

7. Дерево загадок

(На «листочках» дерева написаны загадки-задания для детей, которые они должны выполнить).

1 задание: Рассказать пословицы о доброте и вежливости.

              - Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

              -Учись доброму, худое на ум не пойдет.

              - Ласковое слово лучше мягкого пирога.

              - Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

              - Доброе слово дороже богатства.

             

2 задание: Объяснить, кто такой добрый человек?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

3 задание: Что такое доброта?

         Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.

 Воспитатель: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще  говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей

1 ребёнок:    Как научиться доброте?
                     Ответ простой – она везде:
                      В улыбке доброй и в рассвете,
                      В мечте и в ласковом привете.
                      По всей земле добра частицы,
                      Их надо замечать учиться
                      И в сердце собирать своем,
                      Тогда не будет злобы в нем.

 Воспитатель: А вот и сама королева Добронрава. (Дети здороваются). Она приготовила для гостей, вот такие сердечки с добрым словом, которые вы сейчас подарите им. (Дети дарят сердечки гостям). Молодцы, ребята, и для вас подарки (детям раздаются медальки, затем  дети прощаются и «улетают» домой.)

1  2

        3  4

   5      6

   7      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет) Тема: «В мире вежливости и доброты»

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)Тема: «В мире вежливости и доброты» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникат...

Конспект НОД « Фея Доброты» для детей старшей группы

Цель:Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни....

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Вежливость и доброта»

Конспект непрерывно-образовательной деятельностис детьми старшей группы «Вежливость и доброта»с использованием игровой технологииОбразовательная область «Речевое развитие»Цель:...

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа)

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа)...

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа)

Проект «Мир доброты и вежливости» (старшая группа)...

Конспект занятия "Путешествие в страну Вежливости" старшая группа

Цель: способствовать нравственному развитию личности детей....