"Скоро зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней  группе «Скоро зима» (Беседа о жизни диких животных в лесу) образовательная область «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_skoro_zima.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 62»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в средней  группе

«Скоро зима»

(Беседа о жизни диких животных в лесу)

образовательная область «Познавательное развитие»

Составила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Нагодкина Е.Н.

                                                         2017 г.                                                    

Конспект непрерывной  образовательной деятельности

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Возрастная группа: средняя.

Тема НОД: «Скоро зима» (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования представления о жизни диких животных в лесу и их подготовке к зиме.

Задачи:

 Образовательные

  • Продолжать формировать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме;
  • Формировать умение  выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
  • Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных, делать выводы;
  • Формировать умение наносить нарезанные нитки на основу, покрытую клеем, не выходя за контуры рисунка; продолжать учить аккуратно работать с клеем.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук,
  • эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным;

Словарная работа:

Пушистая, мягкая, тёплая, берлога, дупло, хищник.

Материал к занятию:

Мультимедийная установка, ноутбук, экран, презентация «Скоро зима», листы бумаги с силуэтами диких животных,  тарелочки с нарезанными шерстяными нитками серого, коричневого, белого, оранжевого цвета), клей, кисти, салфетки, осенний лист,  запись спокойной музыки для фона.

Предшествующая работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений Георгия Скребицкого о животных,
- беседы о зиме.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит музыка

В: Ребята, отгадайте загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети проходят по группе. останавливаются у окна. Наблюдают осеннюю природу.                               

- Осенью

- Ребята, посмотрите, к нам в окно залетел осенний листочек! На нём что –  то написано. Это письмо от осени.

«Я скоро ухожу. Приглашаю в свой осенний  лес на последнюю встречу».

- Хотите пойти в лес?

- Тогда давайте подумаем, как надо вести себя в лесу

Речь с движением «По тропинке в лес»

Мы шагаем по дорожке
На ногах у нас сапожки
В лес осенний мы идем  
Дружно песенку поём.
Нелегка у нас дорожка
Промочить тут можно ножки
Через лужи прыг да прыг
Перепрыгнем мы их вмиг              
Друг за другом, вместе, в ряд

Идёт дружный наш отряд!

- Ну вот, мы с вами и пришли в лес.

ответы детей

(не ломать ветки, не шуметь, зверей не обижать)

Дети вместе с воспитателем  идут друг за другом, выполняя движения в соответствии с текстом.

-проводят рукой по лбу

-показывают на ноги

- прыжки на двух ногах

-шагают

дети рассаживаются полукругом перед экраном.

II. Основная  часть

1 слайд с изображением леса поздней осенью.

- Посмотрите, как вокруг красиво! Листья на деревьях почти опали.

-  Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?   - Почему?

- Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы.

- Нет, не поют.

- Они улетели в теплые края

Слайд 2   

- Под ногами шелестят осенние листья.

- Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит?  Отгадаете загадку – узнаем, кто это.

Сердитый недотрога

живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

а нитки ни одной.

Появляется ёжик.

- Здравствуй, ежик, как ты поживаешь?

Ежик: - У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

- Ребята, не будем мешать ёжику, он очень занят.

- Это же ежик!

Дети прощаются с ежиком.

Слайд 3

- Как вы поняли, чем же занимается ёжик?

- Интересно, какое оно, ежиное гнездо? Давайте посмотрим на картинке.

- Ну что ж, пойдёмте дальше.

- ищет себе пищу, делает из листьев и травы гнездо.

Рассматривают ежа, устроившегося в листве на зимнюю спячку.

Слайд 4

Появляется белочка.

- Посмотрите, а кто это сидит на ветке?

- Здравствуй, белочка, чем ты там занимаешься?

-Белочка.

Дети здороваются с белочкой.

Слайд 5

Белочка: - У меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

- Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: - Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

- Ну не будем тебе мешать, белочка. До свидания!

Дети прощаются  с белочкой.

Слайд 6  

- Ребята, как белочка готовится к зиме?

- Где живёт белочка?

- Ребята, как будет белочка спасаться от морозов?

На экране появляется изображение  белочек в летней и зимней шубке.

- Ребята, посмотрите на двух белочек.

- Чем они отличаются?

- Какая белочка в зимней шубке, а какая – в летней?

- Как вы догадались?

 

- делает припасы себе и бельчатам.

- в дупле.

- заберётся в дупло и укроется своим пушистым хвостиком, у неё шерсть тёплая отрастёт.

Ответы детей.

- Летняя шубка рыжая, а зимняя – серая, серебристая.

Слайд 7  

Появляется зайчик.

- Здравствуй, зайчик, а как ты готовишься к зиме?

Зайчик: -  Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

- А где твой домик, где ты зимой жить будешь?

Зайчик: -  А мне домик не нужен, я под любым кустиком могу спрятаться.

- Попрощаемся, не будем отвлекать зайчика от важных дел.

Дети здороваются  с зайчиком.

Дети прощаются  с зайчиком.

Слайд 8 с изображениями  зайчика  в летней и зимней шубке.

- Ребята, давайте посмотрите на экран. Что вы можете сказать о зайчиках?

- Чем они отличаются?

- Какой из них в зимней шубке?

- Почему она белая?

- Давайте проверим, действительно ли белая шубка делает зайца незаметным.

Дети сравнивают зайчиков в летней шубке и в зимней.

- Тот, что в белой шубке.

- Чтобы быть незаметнее на снегу.

Слайд 9  на слайде на снежной полянке сидят заяц – русак и беляк.

- Какой зайчик более заметен на снегу?

- Серый зайка сильно выделяется на снегу, а зайчик в белой шубке почти не виден.

Слайд 10       Появляется ворона.

Ворона: - Кар! Кар! Дети, не ходите по этой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

- Спасибо, ворона, что предупредила нас. С медведем в лесу лучше не встречаться.

- Ребята, как мишка готовится к зиме? 

- Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Не пойдём дальше. Издалека посмотрим.

Ответы детей.

Слайд 11 с изображением медведя в берлоге.

- Берлога – это убежище, в котором медведи проводят холодные зимние месяцы в состоянии  сна. Посмотрите, мишка выкопал большую яму под корнями старого дерева, натаскал туда веток, листвы. Его засыплет зимой снегом и будет он там спать до самой весны.

Дети рассматривают изображение медведя в берлоге

Слайд 12

- Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу?

-  Как зимуют волк и лиса?

Воспитатель  обобщает ответы детей:

-Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов.

- Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом.

- Пора нам назад возвращаться.

- В лесу живут волки, лисы…

- Они не спят, ловят мышей и других мелких зверушек.

Дети с воспитателем возвращаются в д.с. под стихотворение.

Мы шагаем по дорожке
На ногах у нас сапожки
Мы из леса идём
Дружно песенку поём.
Нелегка у нас дорожка
Промочить тут можно ножки
Через лужи прыг да прыг
Перепрыгнем мы их вмиг              
Друг за другом, вместе, вряд

Идёт дружный наш отряд!

- Вот мы и пришли назад. Понравилась вам прогулка?

-Кого мы встретили в лесу?

- Как их можно назвать одним словом?

- Ребята, все звери к зиме меняют свои шубки на более тёплые. Давайте поможем тем животным, которые не успели сменить шубку, ведь зима совсем скоро!

Дети вместе с воспитателем  идут друг за другом, выполняя движения в соответствии с текстом.

-проводят рукой по лбу

-показывают на ноги

- прыжки на двух ногах

-шагают

 

Ответы детей

- Ёжика, белку, зайчика, ворону, медведя.

- Дикие.

III. Практическая часть

На столе лежат листы бумаги с силуэтами диких животных и стоят тарелочки с нарезанными шерстяными нитками разного цвета (серый, коричневый, белый, оранжевый).

- Выберите силуэт животного и  нитки, подходящие по цвету выбранному животному.

 Пройдите за столы.

- Сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

                          Кому в лапочку.

- Смажьте  клеем шаблон, посыпьте его  нитками и  прижмите нитки салфеткой.

- А теперь давайте выпустим наших зверей в лес.

Дети берут необходимый материал и проходят за столы.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику.

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

Под спокойную музыку дети выполняют задание.

После выполнения задания дети приносят своих животных в лес (на стол рядом с экраном)

IV. Заключительная часть

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- С кем встретились?

- Кому и как мы сегодня помогли?

Вы сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Скоро зима" (средняя группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами моделирования....

Скоро зима

ВоспитательПуçтарăнарçаврашканаЭп сан юлташ,эсманюлташАлла-аллăнтытăнарСавăнăçлăйăлкулар. Ачасемпĕр-пĕринçинепăхăр-ха.Эпир паян пурте савăнăçлă,пурин те пичĕ çинче йăл-кулă çиçет. Çанталăкĕ...

"Скоро зима"

Цель: дать  детям представление о жизни диких животных зимой; формировать интерес к окружающей природе; воспитывать заботливое отношение к животным.Материал: панорама зимнего леса.игрушки6 дикие ...

Здоровье и физическая культура. Ура! Скоро зима. Скоро лыжи.

Как правильно подобрать лыжи, учитывая индивидуальные особенности ребенка.Крепления.Как правильно подобрать и нанести мазь, учитывая погодные условия.Одежда лыжника.Первые шаги....

Занятие "Скоро зима"

познакомить детей с зимними особенностями...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема "Скоро зима!"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо направлению социально – личностного развития детей...