"Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цели: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей и обогащать словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozduha.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Свойства воздуха».
Цели: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей и обогащать словарь.
Оборудование:
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей),
зубочистки (по количеству детей),
стаканчики (по количеству детей),
сухие салфетки (по количеству детей),
пустая пластиковая бутылка,
таз с водой,
коктейльные трубочки (по количеству детей),
песочные часы,
веера (по количеству детей),
резиновые мячики (по количеству детей),
морские камушки (по количеству детей),
тарелка с апельсином, тарелка с чесноком,
флакон духов,
бумажный кораблик,
бутылка с уксусом,
шарик с содой,
моющее средство.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает детям стать в круг.
Приветствие.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!!!
Воспитатель поворачивается к ребенку, стоящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша!». Ребенок передает игрушку дальше по кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Дети, я хотела бы узнать, что вы знаете о воздухе.
Ответы детей.
Воспитатель: Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты.
Опыт №1 «Поймаем воздух».
Воспитатель: Давайте поймаем воздух рукой. В руке есть маленькие щелочки, через которые выходит воздух. Рукой его не поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?
Ответы детей: Плоский, маленький. В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Ответы детей: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Ответы детей: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Ответы детей: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: В какие предметы можно запереть воздух?
Ответы детей: Колесо, мяч и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт №2 «Воздух занимает место».
Воспитатель: Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая. Хорошо их сомните и поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?
Ответы детей: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Опыт № 3 «Воздух в бутылке».
Воспитатель опускает бутылку в таз с водой, держа ее под наклоном. Из бутылки начинают выходить пузырьки воздуха.
Вывод: Воздух занимает место. Он не имеет формы, а принимает ту, в которой находится.
Опыт №4 «Воздух в человеке».
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
Ответы детей: Воздухом.
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
Ответы детей: Воздух.
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
Ответы детей: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А я поставлю минутные песочные часы. Долго человек может не дышать?
Ответы детей: Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт №5 «Воздух легче воды»
Воспитатель: возьмем резиновые мячики и попробуем опустить их на дно. Не получается. А камушки падают. Почему так происходит?
Ответы детей.
Вывод «Воздух легче воды»
Физкультминутка. Игра «Пузырь».
Опыт №6 «Воздух не имеет запаха».
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Ответы детей: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
Ответы детей: Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д
Воспитатель: Предлагаю закрыть глаза и определить, чем пахнет.
Ответы детей: Чеснок, апельсин, пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №7 «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: А как мы можем это сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Ответы детей: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер.
Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Опыт №8 «Кораблик плывет по воде».
Воспитатель предлагает детям подуть на бумажный кораблик, находящийся в тазу с водой.
Опыт №9 « Надувание шарика при помощи бутылки, уксуса и соды».
В шарик насыпана сода. В бутылке налит уксус. Воспитатель надевает шарик на бутылку, сода высыпается в уксус, происходит химическая реакция, выделяется углекислый газ, шарик надувается.
Шарик отпускают, и он летит, как ракета.
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты? Почему она полетела?
Ответы детей: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Воспитатель: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Опыт № 10 «Мыльные пузыри».
Воспитатель предлагает детям сделать мыльную воду и надуть пузыри.
Вывод: С помощью воды, мыла и воздуха можно сделать мыльные пузыри.
Воспитатель предлагает детям собраться в круг.
Воспитатель рассказывает детям стихотворение
«Прозрачный невидимка».
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель предлагает детям передать обезьянку и рассказать, что понравилось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....