«Актуальность использования поисково - познавательной деятельности в ООД»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме
Статья рассказывает, почему сегодня важно включать в ООД поисково-познавательную деятельность: занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1010.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность использования
поисково - познавательной деятельности в ООД»
Сегодня, работая с детьми дошкольного возраста, обращает на себя внимание тот факт, что дошколята стали мало задавать вопросов типа: «Почему? Как? Зачем?» и т.п. А ведь дошколенок- это любознательный и пытливый исследователь окружающего мира! В чем причина? Почему сегодня этот вопрос звучит актуально? Да потому что в настоящий момент в окружающей ребенка среде мало естественных форм для активизации этого процесса. Прогулка почасовая, возможность потоптаться в луже или пошлепать ладошками по мокрому песку – это просто недопустимый факт для мамы, которая должна зайти в магазин, да не в один. А как туда пойдешь, если твой ребенок мокрый да еще и с «автографом» грязи? Кроме того, родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Уставшая мама мало играет с ребенком и ограничивает общение с ним «дежурными вопросами». Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития воображения и любознательности (например, игрушка для лепки снежков!)
А ведь когда ребенок практически взаимодействует с окружающей средой, происходит становление мировидения ребенка и его личностный рост.
Мы, как педагоги понимаем, что преодолеть этот дефицит может поисково–познавательная деятельность. Поэтому и включили в организованную образовательную деятельность дошкольников форму экспериментальных действий. Именно через этот процессе дети преобразуют объекты, а взрослые помогают выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Занимательные опыты, эксперименты которые мы включаем в ООД побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Конечно, вся организация ООД проходит через игру: будь то погружение в сказку, поиски сокровищ или путешествие. Дети начинают задавать вопросы, приносить свои любимые книги, участвовать в проектной деятельности со своими родителями - тем самым давая вектор направления и для нас, педагогов.
Хочется поделиться опытом использования элементов поисково –познавательной деятельности, который мы использовали в рамках проекта «Разноцветная неделя» на примере конспекта ООД.
Конспект
организованной образовательной деятельности
в рамках проекта «Разноцветная неделя»
с элементами посково-познавательной деятельности
для детей 4-5лет
«Волшебный клубок Царевны- Лягушки»
Цель: Закрепить эталон цвета «Зеленый»
Коррекционно- образовательные задачи:
Расширять и конкретизировать представления о предметах зеленого цвета.
Закрепить понятия «широкий»- «узкий».
Определить, что лед тает от тепла, в горячей воде лед тает быстрее.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже), слоговую структуру слова.
Коррекционно- развивающие:
Развивать мышление, слуховое внимание, диалогическую речь, мелкую и
общую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: колокольчик, предметы зеленого цвета, платочки широкие и узкие, веревка, зеленые прищепки, ларец, миска со льдом, кувшин, горячая вода, зеленая миска, зеленый клубок шерстяных ниток, фонограмма со звуками природы: «Ветер», мягкая игрушка сова, 2-3 деревянные ложки.
Совет: как сделать «мертвую» воду. Клубок зеленых шерстяных ниток поместите в прозрачный герметичный пакет. Клубок в пакете положите в миску и залейте водой, сверху положите гнет. Затем все положите в морозильник.
- Организационный момент.
Воспитатель собирает детей : Будем с вами мы играть,
Будем в гости чудо звать.
Глазки закрывайте, вместе повторяйте-
Раз, два, три – чудо, в гости к нам приди!
(раздается звон колокольчика и в группу входит Царевна- Лягушка)
Лягушка: Здравствуйте , маленькие друзья! Вы меня узнали? (Ответы детей) В какую сказку попала я?
Воспитатель: Ты , Лягушка, попала не в сказку, а к ребятам в детский сад!
Лягушка: Ой, беда- беда! (громко плачет, вытирает слезы платочком). Не вернусь я в свою сказку никогда!
Воспитатель: А что случилось?
Лягушка: Кощей рассердился и запутал дорогу в мою сказку.
Воспитатель: А мы поможем тебе с ребятами, только скажи, что нужно сделать?
2. Игра с колокольчиком (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже)
-На болоте я живу и зеленый цвет люблю.
Но из сказки я ушла и про этот цвет забыла я!
Колокольчик мой возьмите-
Что зеленое бывает назовите!
Дети передают друг другу колокольчик и называют слова-предметы:
-Зеленая трава;
-Зеленый огурец;
-Зеленая лягушка;
-Зеленое дерево;
-Зеленые тапки;
-Зеленые листья;
-Зеленая краска; (и т.д.)
Лягушка: Спасибо, друзья, Я уже представляю, какой он бывает «ЗЕЛЕНЫЙ», но вспомнить все равно не могу. А вы у себя по группе пройдите и зеленые предметы найдите
(Дети идут по группе находят зеленые предметы и оформляют «Зеленый уголок»)
Лягушка: Спасибо, что помогли мне вспомнить «зеленый цвет». Да только моей сказки нигде не видно....
(Лягушка плачет)
3.Игра «Широкий- узкий»
( закрепить понятия «широкий»- «узкий»)
Лягушка: Замочила все платки
Где сухой- то мне найти!
Ну- скорее подходите
Платочки развесьте,
просушите!
Высохнут они тот час-
Коли будет строгая
последовательность у нас!
Лягушка вешает на веревку широкий платок , затем узкий, платочки прикрепляет зеленой прищепкой. Просит детей продолжить последовательность.
4. Физ.минутка. Звучит фонограмма шума ветра.
Кощей рассердился (дети выполняют движение «моторчик»)
В ветер злобный превратился (руки вверх, наклоны вправо-влево)
Он деревья так качал,
Так качал, так качал
Он листочки напугал (дети выполняют движение «фонарики»)
Напугал, напугал.
Только нас не испугал (хлопки)
Улетел от нас . (поднять руки вверх, потянуться на носочках)
Отстал . (опустить руки вниз)
5. Лягушка обращает внимание детей на сову.
Сова: Уху- уху-уху! Я везде летаю!
Уху- уху-уху! Я все , про все знаю!
Знаю, нужен вам клубок
Он волшебный, тебя бы в сказку вернуть смог!
Лягушка: Милая сова, не томи! Где его искать скажи?
Сова: Ну-ка вместе становитесь друг за другом повернитесь
Дружно, в ногу все шагайте, никого не потеряйте!
Ты на лево поверни- за собою всех веди!
Ты на право поверни и по сторонам смотри!
Уху-уху-уху- на месте ты!
(дети идут по групповой комнате и выполняют движения по тексту)
Лягушка: ребята, смотрите, какой здесь ларец!
(Лягушка открывает ларец, а там клубок - он попал в «мертвую» воду и оказался замороженным. Лягушка в растерянности).
Сова: Чтобы лед растопить
И волшебный клубочек получить
Надо живой водой его окропить.
Лягушка: А где же нам живую воду найти?
Сова: Ответ мне верный дайте и живую воду получайте!
6. Умные задачки . Сова загадывает логические задачки.
Если сосна выше елки, то елка.................
Если ручеек уже реки, то река .................
Если правая рука справа, то левая...........
(Сова хвалит детей и отдает им кувшин с «живой» (горячей ) водой. Лягушка каждому дает прикоснуться к кувшину с «живой» водой и закрепить понятие «Горячий». Затем переливает «живую» воду в зеленую миску и предлагает детям по одной ложке добавлять «живую» воду в «мертвую». Закрепляет понятия «горячий», «ледяной», «тает». Обращает внимание детей на изменения со льдом. В конце эксперимента Лягушка освобождает волшебный клубок).
Лягушка: Спасибо вам, маленькие друзья. Теперь в свою сказку смогу попасть я.
А вам подарок от меня-
Зеленые предметы вам оставляю я.
Ну, клубочек, помоги-
В мою сказку меня ты верни!
(Лягушка бросает клубочек и за ним уходит)
Воспитатель хвалит детей, просит вспомнить, какое чудо случилось, что им понравилось? Дети делятся самыми яркими впечатлениями. Выполняют аппликацию «Лягушонок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном м...
АКТУАЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ , РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Основа для сохранения контакта между родителями и детьми – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание н...

Статья "Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях"
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях...

Актуальность проблемы изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техники.
Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразиткльной детской деятельности. Развитие художественно - творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисов...

Актуальность исследования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Возрастающая потребность современного общества в людях, которые могут творчески подходить к любым изменениям и находить нетрадиционные решения возникающих проблем обуславливается необходимостью подгот...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...