конспект "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шитикова Татьяна Анатольевна

Закрепление знаний детей о характерных признаках зимы. Устанавливаем простейшие причинно - следственные связи. Расширяем представление детей о диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_-_zima.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в младшей группе на тему:

«Зимушка – зима»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

*Закреплять знание детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях; формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);

*Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на тёплой руке и в тёплой комнате); закрепление названия белого цвета;

* Расширять представления о диких животных (заяц, лиса, медведь, их характерные особенности);

Развивающие:

*Развивать внимание, наблюдательность, речь, зрительное восприятие, мышление, воображение, двигательную активность;

Воспитательные:

*Воспитывать любовь к окружающей природе, интерес к животным;

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Словарная работа:

- существительные: снег, снежинки, сугроб, мороз, одежда, ёлочка, сахар, соль;

- действия: тает, лежит.

Признаки: холодный, мягкий, пушистый, белый, тёплый.

Декорация: сугробы, ёлочка в снегу.

Игрушки: заяц, лиса, медведь, снег, снеговик из картона, крахмал в мешочке.

Музыкальное сопровождение о зиме: отображение вьюги.

Ход НОД:

Организационный момент: музыкальное сопровождение о зиме;

В: Ребята подойдите к окошку, посмотрите на улицу.

- Что вы там видите? (много – много снега)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.  (И. Суриков)

В: Скажите ребята, когда это бывает?

Дети: Зимой.

В: А у нас сейчас какое время года?

Дети: Зима.

В: Почему вы думаете что зима?

Дети: Потому что холодно, снег на улице.

В: А ещё где видите снег?

Дети: На деревьях.

В: Правильно ребята, снег лежит на улицах, на дорогах, на полях, на крышах домов, на деревьях.

Дети: Да, как много снега на деревьях.

В: Для чего снег на деревьях?

Дети: Чтобы не замёрзли.

В: Правильно. «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай».

- А теперь ребята, садитесь все на стульчики. Сели все красиво.

- А теперь давайте рассмотрим с вами снег (ставит на столе ёмкость со снегом).

В: Какого цвета снег?

Дети: Снег белого цвета.

В: Потрогайте снег, какой он на ощупь?

Дети: Холодный, мягкий, пушистый.

В: На что похож снег?

Дети: Снег похож на сахар, соль.

В: Ребята, я положу вам на ладошку снежок. Посмотрите внимательно, из чего состоит снег?

Дети: Из снежинок.

В: Какие снежинки?

Дети: Маленькие, беленькие.

В: Снег – это много – много снежинок. Ребята, подышите на снег, как я?

- Ой, смотрите, куда же пропал снег из ваших рук?

Дети: Он растаял.

В: Как вы думаете, почему он растаял?

Дети: Потому что наши ладошки тёплые.

В: Правильно, ребята, наши ладошки тёплые и тёплое дыхание, а от тепла снег тает.

И в помещении у нас тепло.

В: Ребята, посмотрите, и в нашей чашке снег растаял и превратился в воду.

- А эта вода чистая?

Дети: Нет.

В: А теперь объясните, почему нельзя есть снег?

Дети: Потому что снег холодный и грязный.

В: А теперь закройте все глазки и послушайте (нажимает рукой на пакетик).

- Что напоминает вам этот звук?

Дети: Скрип снега.

В: Правильно, молодцы. Попробуйте и вы нажмите.

- Ребята, снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». А когда на улице не очень холодно, то снег липкий. Чем тогда любят заниматься дети?

Дети: Гулять, кататься на санках, лепить снеговика.

В: Ребята, а мы сегодня с вами пойдём в зимний лес. Для этого нам надо тепло одеться.

- А что мы носим зимой?

Дети: Шубу, пальто, шапку, валенки, варежки.

В: А как можно всё это одним словом назвать?

Дети: Одежда.

В: Правильно, молодцы! Давайте встанем все со стульчиков и будем одеваться.

Игра – массаж: «Оденемся теплее»

Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

И конечно валенки     (гладят обе ноги одновременно)

Шубу тёплую оденем (поглаживают тело)

Шапку потеплее          (поглаживают голову)

И пойдём все вместе, мы гулять скорее!

В: Ну что, ребята, все готовы?

Физкульт минутка:

(включается музыка «Отображение вьюги»)

В: Идёмте все за мной, ребята.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

В: Ой, куда же мы с вами пришли? Как красиво в лесу! Всё вокруг белым – бело. А какой воздух вокруг! Вдохните свежий воздух в себя. (Делаем вдох и выдох).

- Ребята, посмотрите какие большие сугробы. А за сугробами спрятались зверюшки. Садитесь все на пенёчки.

В: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать. Если правильно отгадаете, кто – то появится.

Загадки:

1. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку  (Заяц)

(Убирает сугроб)

В: Давайте посадим его возле ёлки.

2. Пришла из леса птичница

В рыжей шубки кур считать.  (Лиса)

В: Правильно. Вот и лиса за сугробами спряталась.

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна

Просыпается со сна.  (Медведь)

В: А медведь зимой что делает?

Дети: Спит.

- А где он спит?

Дети: В берлоге.

В: Тихо, ребята! Тогда не будем его будить, пусть спит до весны.

- Ребята, а какие это животные?

Дети: Лесные. (Дикие).

В: А где они живут?

Дети: В лесу.

В: Правильно, ребята, это дикие животные. Они живут в лесу.

- Как и мы, ребята, эти животные тоже любят зиму и зимние забавы.

Что же они сделали?

4. Посмотри – ка, это кто?

На морозе без пальто?

Нарисованная бровь

Вместо носика (Что) – морковь.

В: Кто же это, ребята?  (Снеговик)

(Воспитатель открывает снеговика на доске. У снеговика нет носа, шапки, метлы: прикреплены рядом).

В: Наши зверушки до конца не сделали снеговика, давайте поможем нашим зверушкам

доделать снеговика.

(Дети по очереди прикрепляют недостающие детали)        

В: Вот какой у нас красивый снеговик получился!

Игра: «Что изменилось?

В: А давайте теперь поиграем со снеговиком.

(Дети внимательно рассматривают снеговика. По сигналу воспитателя, дети отворачиваются от снеговика, а воспитатель убирает одну из значимых деталей. Затем дети поворачиваются и определяют, что исчезло)

- Что изменилось у снеговика?

(Воспитатель поощряет детей, игра повторяется 2 – 3 раза)

В: Молодцы, ребята, хорошо вы играли. Зверушкам понравилось. Они приготовили вам гостинцы.

- А что надо сказать?

Дети: Спасибо.

В: А нам с вами, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем лесным животным «До свидания!».

Дети: До свидания!

В: А мы пойдём по протоптанной дороге. Вот мы и снова в детском саду.

- А теперь, ребята, подойдите все ко мне! Чем мы сегодня занимались?

Дети: Рассматривали снег.

Слушали, как скрипит снег.

Отгадывали загадки.

Побывали в лесу.

Помогли зверушкам доделать снеговика.

Играли со снеговиком (Игра: «Что изменилось?»)

В: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....