Тема : Зима: покой природы.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:
- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование:
Презентация
Ход
- Организационный момент.
Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Кажется ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам : (мороз)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий : (лед)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а : (снежинки)
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?
- Они связаны со словом "зима".
- Отгадаете следующую загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Это зима и зимние месяцы.
- Кто назовёт зимние месяцы?
Рассказ воспитателя
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Физкультминутка.
- Встаньте и представьте, что мы с вами отправляемся в зимний лес.
Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
III. Совместное "открытие" новых знаний.
- Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?
- А почему зиму называют «покой природы»?
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?
- Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).
- Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.
- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Но не все деревья сбрасывают листья.
- Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?
- Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.
- Какие трудности испытывают птицы и звери зимой, чем они питаются?
Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.
- А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…
- Какие птицы остаются зимовать?
- Воробьи, овсянки, сороки, синицы.
- Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.
Как мы можем им помочь?
- «Покормите птиц зимой».
Но и животным трудно приходится зимой. Некоторые животные готовятся к зиме, делают запасы пищи.
- Ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"?
Подведение итогов
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какое сейчас время года?
- Какие вы запомнили признаки зимы?
- Какие вы знаете зимние месяцы?
- - Какие явления природы бывают зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы».
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы». Направление: Экологическое.Образовательная обла...
Презентация по познавательному развитию(ознакомление с миром природы)на тему «Зимующие птицы»
1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.4. Воспитывать доброту, ...
Презентация "Зима и покой природы"
наглядный материал к занятию...
Самоанализ проведения ООД на прогулке на тему «Как подготовилась природа к встрече с зимой» (средняя группа)
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе прогулки с применением здоровьесберегающих технологий....
Конспект ОД по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе на тему «Зимующие птицы».
Конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп., содержит элементы проектной деятельности. Был составлен как итоговое мероприятие проекта "Наши пернатые друзья"....
Тема «Зима в природе»
Задание направленно на развитие внимания,памяти,мышления,восприятия,развитие речи.Совершенствование знаний об окружающем мире.Закрепление знаний по лексической теме "Зима"...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы и социальным окружением с применением интерактивных технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Возраст детей: старшая группа для детей с ТНРВоспитатель: Митрошенкова Светлана АнатольевнаЦель: обогащение и закрепление знаний детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»Задачи:1. Образов...