Долгосрочный проект "Байкал жемчужина Сибири"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Салихова Светлана Викторовна

Проект «Байкал – жемчужина Сибири» - это один из вариантов формирования эмоционального, доброжелательного отношения дошкольников к родному краю, бережного, заботливого отношения к уникальному озеру, воспитания любознательности, желания постоянно открывать что-то новое, экспериментировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhemchuzhina_baykala_ssv_2017.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка»

П Р О Е К Т

«Байкал – жемчужина Сибири»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                                      Автор Проекта:

                  Салихова С.В.

                                                             2016г.

Паспорт проекта

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность Проекта
  3. Гипотеза Проекта
  4. Цель Проекта
  5. Задачи Проекта
  6. Участники Проекта
  7. Тип Проекта
  8. Срок реализации Проекта
  9. Ожидаемые результаты
  10. Этапы Проекта
  11. Результат работы по Проекту
  12. Библиография

Пояснительная записка

Все мы дети природы. С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.                                Природа – первый эстетический воспитатель ребенка. Через наблюдения за окружающей природой, дошкольник учиться видеть, ценить и понимать ее красоту. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к природе, ее явлениям.

Приобщение ребенка к миру природы развивает различные стороны его личности: развивается интерес и желание познавать природное окружение, самостоятельная жизнь животных вызывает у ребенка сочувствие, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой  форме, необходимость сохранять ее, уважительно и бережно с ней обходиться.  

И таким уникальным объектом для детского познания является  озеро Байкал. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей водой, которой можно напоить весь мир. Проживая в непосредственной близости от него, многие мало знают о его фауне. Дети и их родители не задумываются о том, что будет с Байкалом через 50, 100 лет. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала. И решение этой задачи, возможно, предстоит подрастающему поколению.

Актуальность

Богатый воспитательный и образовательный потенциал нашего региона заложен в ближайшем природном окружении – озере Байкал.

Основой построения работы по ознакомлению детей с озером является формирование у них устойчивого интереса, познавательного отношения к данному материалу. Ознакомление с уникальностью озера позволяет дошкольнику устанавливать взаимосвязи организмов друг с другом, ребенок узнает о приспособленности уникальных животных славного моря к среде  обитания. Ознакомление с природой Байкала обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире, происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной и выразительной. Общение с природой помогает пробудить эмоционально - чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность.

Проект «Байкал – жемчужина Сибири» - это один извариантов формирования эмоционального, доброжелательного отношения дошкольников к родному краю, бережного, заботливого отношения к уникальному озеру, воспитаниялюбознательности, желания постоянно открывать что-то новое, экспериментировать.

Уникальность Проекта заключается в создании социума для решения  задач проекта, который включает некоторые социальные институты – это Селенгинская детская модульная библиотека МАУ КДЦ «Жемчужина», МАОУ «Дом детского творчества»,ГАПОУ МЗРБ «Байкальскиймедицинский колледж», детские сады Кабанского района, детские сады г. Улан-Батор (Монголия).

 В Проекте реализуются технологии ценностно-ориентирующие (беседы, ролевые игры); адаптивные (модульное обучение); технологии творческого развития (метод проектов, технология творческих мастерских, экспериментальная работа).

Гипотеза:

Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.

Цель Проекта:

Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, его животным миром. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.

Задачи Проекта:

  1. Знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием животного и растительного мира озера Байкал, передавать знания о достопримечательностях и экологии родного края.
  2.   Формировать знания об особенностях обитания животного мира в условиях жизни Байкала, дать понятие о том, что большинство видов животных и растений эндемичны.
  3.   Подводить к пониманию хрупкой красоты природы; формировать бережное отношение к Байкалу, активную жизненную позицию детей по сохранению уникальной экосистемы Байкала.
  4.  Развивать желание экспериментировать, познавать природу.
  5. Привлекать родителей к совместной деятельности в ходе реализации  Проекта.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения, педагоги  детских садов поселка, педагоги детских садов г. Улан-Батора, студенты медицинского колледжа.

Сроки реализации Проекта: с 1.09.2015г.по 31.05.2016г.

Ожидаемый результат

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к озеру и его обитателям, умение видеть красоту окружающего мира, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту. Кроме того, предполагается формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Этапы Проекта

1 этап подготовительный

  • Изучение материалов, определение цели и задач.
  • Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями;
  • Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта:                                                                                  

книг, стихов, рассказов, легенд, песен о Байкале;

слайды, фотографии, картины с изображением озера Байкал ;

 видеофильм о Байкале;

пополнение предметно - развивающей среды: изготовление дидактических игр «Составь картинку», создание макета озера Байкал;

сбор материала для изготовления поделок ;

создание уголка экспериментальной деятельности;                                                                         подготовка материала для изобразительной деятельности.                                                                                      

Основной этап

  1. Просмотр видео фильмов о Байкале.
  2. Экскурсия в детскую библиотеку поселка, знакомство с материалом о Байкале.
  3. Рассматривание картин и фотографий с изображением озера     Байкал.
  4. Знакомство с географическим положением озера и его видом из космоса.
  5. Чтение стихов, рассказов и легенд о Байкале.
  6. Беседы на тему «Отдыхаем на Байкале», «Берегите воду».
  7. Познавательно-экспериментальная деятельность «Животный мир Байкала», «Самая чистая, самая вкусная, самая прозрачная».
  8. Дидактические игры «Составь картинку», «Животный мир Байкала».
  9. Сюжетно-ролевая игра  «Поездка на Байкал»
  10. Художественное творчество (рисование) на тему «Славное море – священный Байкал».
  11. Рисование на байкальских камнях.
  12.  Рисование по легенде «Ангарские бусы».
  13.  Рисование по легенде «Омулевая бочка».
  14. Аппликация «Утро на Байкале».
  15. Аппликация + рисование «Защитим Байкал вместе»
  16. Аппликация + рисование «Нерпы на льдинах»
  17. Лепка «Лежбище нерпы»
  18.  Разучивание танца с веерами «О, Байкал!».
  19.  Слушание песен о Байкале, о реке Ангаре.
  20. Организация фотовыставки «Неповторимые пейзажи».
  21. Взаимодействие с родителями по изготовлению поделок по теме Проекта.

Заключительный этап

  1. Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ и педагогов детских садов Кабанского района «Юные исследователи».
  2. Презентация Проекта «Байкал – жемчужина Сибири» на Педагогическом Совете в ДОУ.
  3. Оформление уголка природы по теме «Удивительный мир Байкала»
  4. Совместное участие детей старшего дошкольного возраста и студентов Байкальского медицинского колледжав концерте  «О, Байкал!»
  5. Встреча детей ДОО и воспитателей г. Улан-Батора. Постановка пьесы «Ангара и Енисей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-краеведческий проект "Это все моя Сибирь-моя родина,мой мир"

С целью воспитания нравственного гражданина своего края   создан данный проект. Он является по сроку-долгострочным, в течении года и ориентирован на детей 5-7- лет. Данный проект носит интег...

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».

Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....

Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»

Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнамен...