Конспект"Осенние туманы , ветры , дожди"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пацева Наталья Александровна

·         повторить характерные явления осенней погоды: дождь, ветер, туман;

·         рассказать и наглядно (с помощью глобуса) показать, как рождается ветер, почему появляется туман, откуда приходят осенние дожди;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательной образовательной деятельности
«Осенние туманы, ветры, дожди»

Задачи:

  • повторить характерные явления осенней погоды: дождь, ветер, туман;
  • рассказать и наглядно (с помощью глобуса) показать, как рождается ветер, почему появляется туман, откуда приходят осенние дожди;
  • пополнить словарный запас новыми понятиями: экватор, пустыня, полюса.

Оборудование: карточки с изображением природных явлений (листопад, дождь, слякоть, непогода); аудиозапись песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова) или мультфильм «Трям! Здравствуйте!» (реж. – Ю. Бутырин, по сказке С. Козлова, 1980).

Ход образовательной деятельности:

Вступительная часть

Дупловик приходит в гости к дошкольникам. Он показывает детям несколько карточек с изображением разных времен года и просит выбрать картинку по теме. Если дети затрудняются, задает им наводящие вопросы.

Дидактическая игра «Времена года»

Воспитатель выкладывает карточки с изображением различных природных явлений и просит детей выбрать те, которые характерны для осеннего времени года (например, листопад, дождь).

Основная часть

Дупловик: Конечно, ребята, осень – время дождей и луж! Хотя дождей в осенние месяцы бывает почти столько же, как весной и летом, но они более затяжные и холодные, моросящие и грустные.

Воспитатель читает стихотворение «Мокрый гость».

Воспитатель:
По стеклу текут пунктиром
Ледяные струйки слез –
Дождик просится в квартиру,
Потому что он замерз.
Он чихает, он простужен.
Угловатый и хромой,
Зябко бегает по лужам.
Я возьму его домой.
Я открою гостю окна,
Побеседую с Дождем.
Ничего, что сам промокну, –
Вместе маму подождем!
Дождь доверчиво закапал,
Шепелявя: «Ты прости,
Что тебе случайно на пол
Бросил капель полгорсти.
У меня глаза припухли,
Долго плакал на ветру.
Я чуть-чуть просохну в кухне,
После брызги подотру».
Дождь погрел босые ножки,
Как продрогший мальчуган.
И оставил на окошке
Перламутровый туман.

Воспитатель просит ребят вспомнить стихи и песни на данную тему.

Дупловик: Ребята, а вы знаете, как рождается ветер?

Дети высказывают свои предположения.

Дупловик: Ветер появляется потому, что солнце по-разному греет Землю. Самая большая жара на экваторе и в пустынях. А холоднее всего на Южном и Северном полюсах. Теплый воздух постепенно поднимается наверх, и на его место рвется холодный воздух. Раз воздух повсюду на планете то теплый, то холодный, вот они и перемешиваются друг с другом – и от движения воздуха получается ветер. Он бывает маленьким ветерком, но может и подрасти до размера ветрища! Как называют такой ветер?

Дети: Ураган.

Дупловик: Ураган – опасное погодное явление. Он может топить корабли в море и срывать крыши домов на суше. Ветер дует в любое время года – зимой он приносит метели, летом особенно сильный во время грозы, а весной бывает теплым ласковым ветерком. А какой ветер осенью?

Дети: Сильный и холодный.

Дупловик: Правильно! Но при этом осенний ветер красочный и заметный, потому что крутит разноцветные листья, вздувает пузыри на лужах, хороводит первые снежинки.

Воспитатель читает стихотворение «Ветренок».

Воспитатель:
Любознательный Ветренок
Убежал от папки.
До рассвета прыгал в кленах,
Согревая лапки.
Пролетел по лесу утром,
Сбросил шишки с елки.
А березкам златокудрым
Разлохматил челки.
Днем пожаловал в квартиру
К Соловьевой Наде.
Повертелся там задира,
Полистал тетради.
А пока возился в шторе,
Наступил и вечер.
Ждет Ветренка на просторе
Строгий папа Ветер.
Озорник усы у киски
Потрепал немножко.
Не прощаясь, по-английски,
Упорхнул в окошко.

Воспитатель с детьми обсуждает стихотворение «Ветренок»,
задает им вопросы по содержанию.

Вопросы для обсуждения:

  • Как звали девочку, к которой Ветренок заглянул в гости? Что он делал в гостях?
  • Как провел время озорник Ветренок? Что он еще успел натворить?
  • Каким бывает ветер в начале осени? В конце осени?
  • Почему появляется ветер?

Дупловик: Туманы тоже бывают в любое время года, но чаще – в конце лета и осенью. Туман похож на облако – он и есть «родственник» облака, который живет на другом «этаже» – облако на самом высоком, в небе, а туман – на первом, прямо над землей. А как появляется туман?

Дети высказывают свои предположения.

Дупловик: Туман образуется оттого, что при охлаждении воздуха водяной пар в нем превращается в маленькие капельки воды. Они настолько легкие, что не падают на землю, а находятся в воздухе. Когда капелек много, воздух получается непрозрачным – белым, как облако! Или как молоко.

Воспитатель читает стихотворение «Вкусный туман».

Воспитатель:
Воздух очень-очень бел,
Вымазан в сметанке.
К нам туманчик прилетел.
Подставляйте банки!
Он пришел к нам с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух нынче с молоком,
Подставляйте кружки!
Воздух словно творожок
Для кота и киски.
Выходите на лужок,
Подставляйте миски!

Дети слушают аудиозапись песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова)
или смотрят мультфильм «Трям! Здравствуйте!».

Рефлексия

Дети обсуждают с воспитателем, о чем песня. Еще раз слушают песню, затем рисуют по ее содержанию.

Заключительная часть

Воспитатель спрашивает дошкольников:

  • что они делали на занятии;
  • что они узнали (ветер, дождь и туман по-разному проявляют себя в разное время года).

Наводящими вопросами подводит детей к выводу, что природные явления связаны с климатическими изменениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект наблюдения за ветром в старшей группе «Ветер, ветер, ты могуч»

Наблюдение за ветром на прогулке в старшей группе" Ветер, ветер, ты могуч"  Задачи:1. Формировать представления о взаимосвязи температуры воздуха, силы ветра от времени суток (солнце садится...

Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему «Осенний рисунок ветра»

Задачи:     С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.     Учить детей рисовать осеннее дерево...

Работа по худ.творчеству и аппликации "Осенний листопад под дождем"

Рисунок получается очень красивым. Детям нравится сам процесс выполнения работы, так как используются нетрадиционные способы работы. (при помощи губки, а так же работа с настоящими листочками)Работа в...

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы...

«Богата осень не только дождями, но и урожаями»

В огороде много гряд:Тут и репа и салат,Тут и свекла и горох!А картофель разве плох?Огород в детском саду является неотъемлемой частью трудового и экологического воспитания дошкольников. Совместный тр...

Сценарий осеннего праздника "Бал Дождя"

Сценарий был разработан для подготовительной логопедической группы с учётом интересов, характеров и индивидуальных особенностей детей и педагогов группы. Главные герои: Королева Слякоть, Королева...

Сценарий для старшей и подготовительной групп на осенний праздник "Бал дождя"

Сценарий осеннего праздника с героями Слякотью, Королем Дождя, Королевой Осени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....