Конспект"Осенние туманы , ветры , дожди"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
· повторить характерные явления осенней погоды: дождь, ветер, туман;
· рассказать и наглядно (с помощью глобуса) показать, как рождается ветер, почему появляется туман, откуда приходят осенние дожди;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_osennie_tumanyvetry_dozhdi.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательной образовательной деятельности
«Осенние туманы, ветры, дожди»
Задачи:
- повторить характерные явления осенней погоды: дождь, ветер, туман;
- рассказать и наглядно (с помощью глобуса) показать, как рождается ветер, почему появляется туман, откуда приходят осенние дожди;
- пополнить словарный запас новыми понятиями: экватор, пустыня, полюса.
Оборудование: карточки с изображением природных явлений (листопад, дождь, слякоть, непогода); аудиозапись песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова) или мультфильм «Трям! Здравствуйте!» (реж. – Ю. Бутырин, по сказке С. Козлова, 1980).
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть
Дупловик приходит в гости к дошкольникам. Он показывает детям несколько карточек с изображением разных времен года и просит выбрать картинку по теме. Если дети затрудняются, задает им наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Времена года»
Воспитатель выкладывает карточки с изображением различных природных явлений и просит детей выбрать те, которые характерны для осеннего времени года (например, листопад, дождь).
Основная часть
Дупловик: Конечно, ребята, осень – время дождей и луж! Хотя дождей в осенние месяцы бывает почти столько же, как весной и летом, но они более затяжные и холодные, моросящие и грустные.
Воспитатель читает стихотворение «Мокрый гость».
Воспитатель:
По стеклу текут пунктиром
Ледяные струйки слез –
Дождик просится в квартиру,
Потому что он замерз.
Он чихает, он простужен.
Угловатый и хромой,
Зябко бегает по лужам.
Я возьму его домой.
Я открою гостю окна,
Побеседую с Дождем.
Ничего, что сам промокну, –
Вместе маму подождем!
Дождь доверчиво закапал,
Шепелявя: «Ты прости,
Что тебе случайно на пол
Бросил капель полгорсти.
У меня глаза припухли,
Долго плакал на ветру.
Я чуть-чуть просохну в кухне,
После брызги подотру».
Дождь погрел босые ножки,
Как продрогший мальчуган.
И оставил на окошке
Перламутровый туман.
Воспитатель просит ребят вспомнить стихи и песни на данную тему.
Дупловик: Ребята, а вы знаете, как рождается ветер?
Дети высказывают свои предположения.
Дупловик: Ветер появляется потому, что солнце по-разному греет Землю. Самая большая жара на экваторе и в пустынях. А холоднее всего на Южном и Северном полюсах. Теплый воздух постепенно поднимается наверх, и на его место рвется холодный воздух. Раз воздух повсюду на планете то теплый, то холодный, вот они и перемешиваются друг с другом – и от движения воздуха получается ветер. Он бывает маленьким ветерком, но может и подрасти до размера ветрища! Как называют такой ветер?
Дети: Ураган.
Дупловик: Ураган – опасное погодное явление. Он может топить корабли в море и срывать крыши домов на суше. Ветер дует в любое время года – зимой он приносит метели, летом особенно сильный во время грозы, а весной бывает теплым ласковым ветерком. А какой ветер осенью?
Дети: Сильный и холодный.
Дупловик: Правильно! Но при этом осенний ветер красочный и заметный, потому что крутит разноцветные листья, вздувает пузыри на лужах, хороводит первые снежинки.
Воспитатель читает стихотворение «Ветренок».
Воспитатель:
Любознательный Ветренок
Убежал от папки.
До рассвета прыгал в кленах,
Согревая лапки.
Пролетел по лесу утром,
Сбросил шишки с елки.
А березкам златокудрым
Разлохматил челки.
Днем пожаловал в квартиру
К Соловьевой Наде.
Повертелся там задира,
Полистал тетради.
А пока возился в шторе,
Наступил и вечер.
Ждет Ветренка на просторе
Строгий папа Ветер.
Озорник усы у киски
Потрепал немножко.
Не прощаясь, по-английски,
Упорхнул в окошко.
Воспитатель с детьми обсуждает стихотворение «Ветренок»,
задает им вопросы по содержанию.
Вопросы для обсуждения:
- Как звали девочку, к которой Ветренок заглянул в гости? Что он делал в гостях?
- Как провел время озорник Ветренок? Что он еще успел натворить?
- Каким бывает ветер в начале осени? В конце осени?
- Почему появляется ветер?
Дупловик: Туманы тоже бывают в любое время года, но чаще – в конце лета и осенью. Туман похож на облако – он и есть «родственник» облака, который живет на другом «этаже» – облако на самом высоком, в небе, а туман – на первом, прямо над землей. А как появляется туман?
Дети высказывают свои предположения.
Дупловик: Туман образуется оттого, что при охлаждении воздуха водяной пар в нем превращается в маленькие капельки воды. Они настолько легкие, что не падают на землю, а находятся в воздухе. Когда капелек много, воздух получается непрозрачным – белым, как облако! Или как молоко.
Воспитатель читает стихотворение «Вкусный туман».
Воспитатель:
Воздух очень-очень бел,
Вымазан в сметанке.
К нам туманчик прилетел.
Подставляйте банки!
Он пришел к нам с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух нынче с молоком,
Подставляйте кружки!
Воздух словно творожок
Для кота и киски.
Выходите на лужок,
Подставляйте миски!
Дети слушают аудиозапись песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова)
или смотрят мультфильм «Трям! Здравствуйте!».
Рефлексия
Дети обсуждают с воспитателем, о чем песня. Еще раз слушают песню, затем рисуют по ее содержанию.
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает дошкольников:
- что они делали на занятии;
- что они узнали (ветер, дождь и туман по-разному проявляют себя в разное время года).
Наводящими вопросами подводит детей к выводу, что природные явления связаны с климатическими изменениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект наблюдения за ветром в старшей группе «Ветер, ветер, ты могуч»
Наблюдение за ветром на прогулке в старшей группе" Ветер, ветер, ты могуч" Задачи:1. Формировать представления о взаимосвязи температуры воздуха, силы ветра от времени суток (солнце садится...
Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему «Осенний рисунок ветра»
Задачи: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Учить детей рисовать осеннее дерево...
Работа по худ.творчеству и аппликации "Осенний листопад под дождем"
Рисунок получается очень красивым. Детям нравится сам процесс выполнения работы, так как используются нетрадиционные способы работы. (при помощи губки, а так же работа с настоящими листочками)Работа в...
План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы
План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы...
«Богата осень не только дождями, но и урожаями»
В огороде много гряд:Тут и репа и салат,Тут и свекла и горох!А картофель разве плох?Огород в детском саду является неотъемлемой частью трудового и экологического воспитания дошкольников. Совместный тр...
Сценарий осеннего праздника "Бал Дождя"
Сценарий был разработан для подготовительной логопедической группы с учётом интересов, характеров и индивидуальных особенностей детей и педагогов группы. Главные герои: Королева Слякоть, Королева...
Сценарий для старшей и подготовительной групп на осенний праздник "Бал дождя"
Сценарий осеннего праздника с героями Слякотью, Королем Дождя, Королевой Осени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....