Познавательно- исследовательская деятельность " От чего и почему?" подготовительная к школе группа Тема : " Камень рожденный деревом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомимся с камнем, рожденным деревом — солнечным янтарем: цвет, происхождение, его свойства, использование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamen_yantar.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательская деятельность « От чего и почему?» с детьми подготовительной группы
Тема: КАМЕНЬ, РОЖДЕННЫЙ ДЕРЕВОМ
Задачи: Закрепить знания детей об объектах неживой природы: мел, угль
и коралл.
Познакомить с камнем, рожденным деревом — солнечным янтарем: цвет, проис
хождение, его свойства, использование.
Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть красоту камня.
Продолжать учить детей приемам работы с лупой. Развивать их сло
варный запас.
Оборудование и материалы:
1. Мел, уголь, коралл; янтарь и лупы на каждого ребенка;
2. Выставка украшений из янтаря ( иллюстрации);
3. запись «Звуки природы»
Ход экспериментирования
Воспитатель. Ребята, вы уже знакомы со многими разными кам
нями. Сейчас я хочу проверить ваши знания. Проверять буду с по
мощью загадок, все мои загадки — о камнях. Отгадки вы будете
находить на этом столе.
Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Попадет комочек в речку — утечет, как молоко. (Мел)
Воспитатель. Правильно, мел.— Следующая загадка.
Причудлив и красив собой подводный камень, неземной.
Неторопливо он растет, с годами рифы создает.
Он без садовника возник — природы сказочный цветник.
Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.
Обычно корабли любые обходят цветники такие. (Коралл)
Воспитатель. А что это за камень, коралл?
Дети. Рожден в море, очень красив, великолепен, сказочный
камень.
Воспитатель. Кто его создает? (Моллюски, морские существа —
полипы).
— Сегодня мы познакомимся с новым камнем. (Показ иллюстраций янтаря).
— Кто знает, как он называется?
— Да, янтарь. Полюбуйтесь этим красивым, солнечным камнем.
Воспитатель 'предлагает детям сесть за столы и рассмотреть ян
тарь поближе.
Воспитатель. Что вы можете сказать о цвете?
Дети. Золотистый, солнечный, желтый.
Воспитатель. Правильно, мы видим разные оттенки желтого
цвета, есть пятна коричневого цвета.
— Какой он: блестящий или матовый?
— Какой на ощупь: гладкий или шершавый?
— А он такой же твердый как гранит? (Нет мягче и крошится).
— А каких размеров этот камень?
— Этот янтарь обработан человеком. Давайте сравним его с ку
сочками необработанного янтаря. Что вы можете сказать?
— Правильно, необработанный янтарь — мутный, шершавый,
тусклый, не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета.
— Возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую — простой
камень. Скажите какой из них легче? Давайте проверим и одновре
менно осторожно опустим их в воду.
— Что вы видите? (Они утонули).
— Одновременно ли? (Нет, янтарь медленнее).
— Как вы думаете, почему янтарь утонул медленней, чем про
стой камень?
30 — Да, янтарь легче, чем простой камень, поэтому он медленней
погружается в воду. В далеком прошлом янтарем было усеяно все
побережье сурового Балтийского моря.
Воспитатель предлагает подойти к глобусу.
Воспитатель. Глобус — это что? (Модель Земли).
— Где мы с вами живем? Покажите. А в каком городе? Покажите.
Воспитатель. Вот — Балтийское море. Здесь, на побережье, раньше
было очень много янтаря. Давайте приклеим значок янтаря около
Балтийского моря. (Дети клеят значок янтаря).
— После каждого шторма волны оставляли на. берегу россыпи
янтаря.
— Ребята, как вы думаете янтарь — это морской или лесной ка
мень? Оказывается — лесной, а в море он попал из леса. Давайте
опять сядем за столы и я вам расскажу о нем.
— Вы знаете, что такое смола? Это — прозрачное липкое, густое
вещество. А где вы видели смолу, на каких деревьях? Да, на ли
ственнице, сосне, ели, то есть на хвойных деревьях.
— Янтарь — это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некото
рые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обло
милась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выде
ляться смола, которая и закрывала ранку.
Воспитатель. Когда вы поранитесь, чем вам обрабатывают рану?
Дети. Зеленкой.
Воспитатель. Для чего это делается? (Чтобы рана не загноилась).
Так же и у деревьев. Но в отличии от людей, они себе помогают
сами, сами себя смолой лечат.
— Как вы думаете, что произойдет, если какое-нибудь насеко
мое усядется на липкую смолистую поверхность? Давайте посмот
рим, но вместо смолы мы возьмем липкую ленту. Опустим на нее
перышко. Что произошло? Опустим нитку, кусочек бумаги. Какой
результат? Что можем сказать про увиденное? (Все прилипло).
— Тоже самое происходит и со смолой. К ней все очень хорошо
липнет. Смола липкая, вязкая.
— Так что же произойдет, если насекомое сядет на смолу? Да,
оно прилипнет. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие
мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто перышки, кто шерстинку.
В янтаре так можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.
Воспитатель. Возьмите лупы и повнимательнее приглядитесь к
янтарю, что вы увидели?
— Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много
времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землей и
31 глубоко, под навалившимся тяжелым слоем земли, смола затверде
вала, как камень, и становилась янтарем.
— А как же янтарь попадал в море? Через лес протекала река,
янтарь — камень мягкий и воды реки вымывали из земли этот сол
нечный камень, и несли его с собой. Река впадает в море. И янтар
ный клад оказывался в море. Но не весь янтарь брала с собой река,
какая — то часть осталась в лесу, глубоко под землей. (Включается
шум моря). Шторм и буря на море размывали морское дно и янтарь
всплывал и оказывался вновь на берегу. (Выключается шум моря).
Сейчас в Балтийском море почти не осталось янтаря. Поэтому ян
тарь добывают лишь под землей. Его промывают, высушивают на спе
циальных сушилках и отправляют мастерам. Там его сортируют. Самые
красивые камни идут на изготовление украшений и поделок. Так же из
янтаря делают разные забавные фигурки. А кусочки янтаря, в которых
оказались разные насекомые: муравьи, мухи, стрекозы, пауки и дру
гие, передают в музеи. Янтарь еще обладает и лечебными свойствами:
им лечатся от ангины, лихорадки, разных недомоганий.
Воспитатель. Я вам хочу загадать загадку:
Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.
Как красивые украшения дарят их на день рождения.
Солнце луч играет в них — легких, теплых, золотых.
Угадайте дошколята, чем Прибалтика богата?
Что за камни ищут там на Балтийских берегах? (Янтарь)
Задание. Скажите красивые, хорошие слова о янтаре.
Воспитатель. Пришло время пригласить вас на выставку пред
метов из янтаря. (Включается музыка).
— Полюбуйтесь работой мастеров-умельцев, которые сделали эти
вещи. Какие они красивые, элегантные, разные, причудливые, изу
мительные. Здесь мы видим и кольца, и бусы, и кулоны, и сереж
ки... Все эти украшения сделаны умелыми руками человека.
— Знайте, ребята, что сейчас уже нет тех пород хвойных деревь
ев, которые были миллионы лет тому назад. Нет тех хвойных дере
вьев, которые вырабатывали смолу для будущего янтаря. В Балтийс
ком море янтаря осталось очень мало, только в лесу, под землей.
Поэтому и обращаться с янтарем, золотистым теплым камнем, надо
бережно и с любовью. Янтарь — это камень, рожденный деревом.
Воспитатель. Вот сколько много интересного вы узнали о янта
ре и увидели на выставке янтарных украшений. Давайте сделаем
сваю выставку янтаря. Но выставку не простую, а выставку рисунка
«Янтарные украшения в подарок маме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Колобка»
ЗадачиØ Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Ø Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при ...
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
В конспекте представлены цель, задачи и ход совместной познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...