Экологический проект «Деревья-зеленые защитники планеты»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Экологический проект «Деревья-зеленые защитники планеты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_po_derevyam_2.docx | 32.1 КБ |
tablitsa_derevya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Деревья-зеленые защитники планеты»
в подготовительной группе № 3 МАДОУ ЦРР д/с 76
города Калининграда.
воспитатель Данова Е.В.
Тема экологического проекта: «Деревья-зеленые защитники планеты».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет, родители воспитанников).
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему) Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
2.Основной. Практическая деятельность Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, поделок к выставке «Что нам осень подарила», помогают детям определить последовательность работы.
3.Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей- итоговое мероприятие «Звездный час». Изготавливают поделки для выставки из природного материала, составляют гербарий листьев.
Примерная схема осуществления проекта «Деревья-зеленые защитники планеты».
Разделы программы, виды детской деятельности
Социально – личностное и познавательно – речевое развитие.
Физическое и познавательно – речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие. Сюжетно – ролевые игры:
«Поездка в лес», «Путешествие в лес в поисках интересных семян и листочков».
Дидактические игры:
«Как зовут тебя, деревце?», «Что растёт в лесу?», «Выложи дерево», «Четвёртый лишний».
Словесно – дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Что будет, если?».
Рассматривание иллюстрированного материала по теме.
Составление альбома со стихами и загадками «Моё любимое дерево».
Создание в группе макета «Деревья и кустарники участка нашего детского сада».
Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.
Речевые логические задачи: «Что за дерево такое?».
Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?».
Составление и решение задач на сложение и вычитание.
Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».
Подвижные игры на участке:
«Найди дерево по листу», «Найди пару».
Экскурсия по участку детского сада, в ботанический сад.
Занятие «Пернатые друзья деревьев».
Рассматривание семян различных деревьев.
Беседы: «О видах деревьев», «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете?», «Деревья «Красной книги Калининградской области», «Почему желтеют и опадают листья?».
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Уборка участка после зимы, посадка саженцев деревьев. Уход за молодыми саженцами.
Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель».
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми «Дары осени».
Изготовление оригами – «Листик клена», «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях: Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник, внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют осенью свой цвет?», «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями: мастер-класс «Деревья зимой. Как определить возраст дерева?»; совместная посадка саженцев лиственных деревьев.
Предварительный просмотр:
Мероприятия, проводимые в рамках проекта
«Деревья – зелёные защитники планеты»
№ | Название НОД | Цель |
Сентябрь | ||
1. | «Деревья вокруг нас» | Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы. Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ. |
2. | «Чем питаются деревья?» Составление плана-схемы «Деревья нашего детского сада» | Сформировать понятия об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития. Учить детей находить предмет по описанию, классифицировать деревья по внешним признакам. Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выбирать содержание. |
Октябрь | ||
1. | «Почему желтеют и опадают листья в октябре» Провести мониторинг: у каких деревьев быстрее желтеют и опадают листья. | Дать детям знание о том, почему осенью желтеют листья на деревьях, о зависимости окраски, яркости листьев в зависимости от погоды; развивать представление детей о признаках осени |
2. | «Деревья – не только украшение Земли» | Учить детей различать хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать два дерева по внешним признакам; учить относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса. |
Ноябрь | ||
1. | Развлечение «Люблю берёзку русскую» | Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве. |
2. | «Что нам осень подарила» Выставка детских работ | Закрепить знания детей о плодах деревьев и кустарников. Уточнить представление о многообразии плодов, активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям. |
Декабрь | ||
1. | «Лесная красавица ель» | Дать представление о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком |
2. | «Зимнее дерево» Нетрадиционное рисование | Обучение детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как о времени года. |
Январь | ||
1. | «Семья. Родословное дерево» | Расширить представление детей о своей семье, семейных традициях |
2. | «Шишка для клеста» | Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, воспитывать любовь к птицам, желание помогать им выживать в зимнее время. |
Февраль | ||
1. | «Деревья зимой» Как определить возраст дерева. | Обобщение и систематизация детей о деревьях. Развитие связной речи; воспитание бережного отношения к природе. |
2. | «Лес – наше богатство» | Расширить представление детей о лесе. Приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. Формировать у детей представление о взаимосвязи леса и человека, растениях и животных, их пищевой зависимости друг от друга. |
Март | ||
1. | «Весеннее пробуждение деревьев» | Познакомить детей с изменениями, происходящими в природе весной в жизни деревьев |
2. | «Верба распустилась» | Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл; закреплять умения, создавать изображение вербы |
Апрель | ||
1. | Посадка саженцев лиственных деревьев | Расширить знания о растениях, формировать бережное отношение к ним; формировать трудовые навыки у детей. |
2. | Цветущие деревья | Создать условия для обобщения деревьев в весенний период – (распускание листьев, почек, цветение берёзы, черемухи, плодовых деревьев, их рост); воспитывать эмоционально положительное отношение к красоте природы; учить делать цветы черёмухи нетрадиционным способом. |
Май | ||
1. | «В гостях у нашего дерева - клёна» | Расширить и уточнить знания детей о клёне, обобщить представление о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром. |
2. | «Деревья – зелёные защитники планеты» | Обобщить знания детей о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека. Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Станет чище на планете, если ей помогут дети".
Целью проекта является привлечение детей и родителей к проявлению заботы к окружающей среде....
Экологический проект на тему «Продлим планете жизнь».
Благодаря этому проекту дети научились осознанно относиться к тому, что каждый из нас отправляет в собственное мусорное ведро. Ведь чтобы через столетие человечество не захлебнулось в глобальных «мусо...
Презентация экологического проекта "Станет чище на планете, если ей помогут дети" 2016 - 2017 учебный год.
Презентация состоит из слайдов....
Экологический проект на тему "Сохраним планету вместе".
Занимаясь экологией, мы с вами преподаем в первую очередь школу жизни, которую должен постигнуть каждый ребенок. И только от нас завит какой фундамент мы заложим в души детей и какими глазами на мир б...
Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в подготовительной группе
Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в подготовительной группе...
Экологический проект «Сдай батарейку – спаси Планету»
Содержание ВведениеГлава 1 Теоретическое исследование пальчиковой батарейки…………….4Глава 2. Экспериментальная часть………….&helli...
Экологический проект «Берегите первоцветы – украшение планеты»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически грамотного поведения в природе весной, понимать значение и необходимость сохранять первоцветы своего города и ближайшего окружения...