Путешествие с Флориком в страну экспериментов
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Минина Татьяна Владимировна

Занятие по эгологии в старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ФЛОРИКОМ В СТРАНУ ЭКСПЕРИМЕНТОВ».

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям

Воспитательные:  воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материал:  Воздушные шарики, самодельные веера, коробка с листьями, глобус, краски, кисти, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки. Игрушка Флорик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: Давайте  встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики.  У нас сегодня еще один гость его зовут Флорик. Флорик охраняет и бережет нашу природу.

Воспитатель: Посмотрите, что Флорик  нам принёс.

Дети: Это глобус.

Воспитатель:  А что такое глобус?

Дети:  Это модель нашей планеты земля.

Воспитатель:  А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?

Дети: Моря, реки, озёра, океаны.

Воспитатель: Кто живёт в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины…

Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

Дети: На земле, на суше.

Воспитатель: Ребята, а Флорик хочет  открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Отгадайте загадку.

«Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух)

«Есть невидимка: в дом не просится, вокруг нас находится». (Воздух)

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Ребята, воздух окружает нашу Землю.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Услышать воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Почувствовать?

Дети: Нет

Воспитатель:  А может,  проверим?

Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?

Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель:  А кому нужен воздух?

Дети: Людям, животным, растениям

Воспитатель:  А кому воздух не нужен?

Дети: Камни, вода, горы, песок, солнце…(называют объекты неживой природы)

Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.

Игра на внимание «Живое – неживое»

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть объекты живой и не живой природы, а вы выполнять движения руками, кому воздух нужен – подняли руки вверх, а кому не нужен  - спрятали за спину.  (Птицы,  камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?  (Нет, не видим, он невидимый)

Воспитатель: Поиграем? Попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?

Дети: Не получается. Он везде, но поймать его нельзя.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам показать Флорику как можно почувствовать и увидеть воздух, с помощью экспериментов.

Опыт «Что в воздушном шарике»

Воспитатель: Возьмите воздушные шарики. Посмотрите, что там?

Дети: Там ничего нет, он пустой.

Воспитатель:  Ребята, а теперь давайте надуем воздушные  шарики. Закрутите воздушные   шарики (Дети закручивают шарики). Что внутри воздушных шариков? Вы что-нибудь видите? (Нет).  Почему воздушный шарик стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

 (В воздушном шарике воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)

А теперь давайте откроем воздушные шарики. Что произошло? Почему воздушный шарик перестал быть упругим?  (в воздушном шарике был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и шарик перестал быть упругим).

Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?  (Нет, он невидимый). Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.

Воспитатель: Молодцы  ребята, а ещё, я хочу загадать вам  загадку. Попробуйте отгадать.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

(ветер)

Воспитатель: Правильно, это – ветер. Давайте разберёмся, что же такое – ветер. Как вы думаете? А мы сейчас проверим.

Опыт «Движение воздуха»

Воспитатель:  У нас есть  коробка, с листьями, возьмем наши веера и помашем, сначала медленно, потом быстрее.

Вывод: Воздух, попадая в коробку, с силой поднимает листья. Почему поднимаются листья? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха, но он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята, а каким бывает ветер?

Дети: (Ветер бывает ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т.д.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Для этого нам понадобится лист бумаги, краски, трубочки.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки нарисовать для Флорика цветок. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети пробуют рисовать). Ребята посмотрите, какие у нас красивые получились цветы. (Необычные, удивительные, красочные).

Воспитатель: Ребята чем мы сегодня занимались на занятие?

Дети: Отгадывали загадки, проводили опыты, рисовали красками.

Воспитатель:  Что то новое вы узнали на занятии.

Воспитатель: Сегодня мы узнали, что нас окружает?  (воздух).

Воспитатель: ь: Какой воздух – лёгкий, прозрачный, невидимый. А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). Ещё мы узнали, что ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  Что было трудно вам сделать на занятии, а что легко.(ответ)

Воспитатель:  Ребята вам понравилось наше занятие. Флорику тоже очень понравилось сегодня с нами проводить опыты. И он придет к нам еще раз на занятие.

Воспитатель:  Ребята вы сегодня молодцы, наше занятие закончилось, спасибо вам за работу на занятие.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем

Дети: До свидание. (Дети прощаются с гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Путешествие в страну Экспериментов»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи:Обучающие:-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его изверж...

Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

«Увлекательное путешествие в страну экспериментов»

Сценарий Районного семинара по экспериментальной деятельности в ДОУ «Увлекательное путешествие в страну экспериментов»...

Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Конспект экспериментирования в подготовительной группе "Путешествие в страну экспериментов"

Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов».

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе«Путешествие в страну Экспериментов». Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулк...

Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе.Тема: "Путешествие в страну Экспериментов"

Роль экспериментирования в развитии дошкольников велика. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают ...