Тема: «Путешествие в страну Экспериментов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №32 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Путешествие в страну Экспериментов»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Составил воспитатель:
Холоденко А.С.
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, чкснок, лимон, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.
ХОД НОД:
- Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, покажите мне какое у вас настроение. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение.
Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.
Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
Воспитатель: Давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты)
- Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.
-Здравствуйте профессор! (тишина)
-Странно, почему-то его нет?
(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)
Видео профессора №1
Профессор: Добрый день, Анастасия Сергеевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. (Звучит сигнал, видео исчезает)
Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами великолепно справимся. Ребята давайте найдем конверт.
Воспитатель: Прежде чем вам преступить к выполнению заданий я предлагаю вам разделиться на две команды.
Воспитатель достает лист с первым заданием и читает его.
Воспитатель: Ребята здесь загадка давайте отгадаем.
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это в небе… (Радуга)
- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (слайд)
Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)
Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.
Опыт №1 «Растущая радуга»
1.Раскрась шнурок цветными фломастерами как показано на рисунке.
2.Понемножку поворачивай его, чтобы прокрасить со всех сторон.
3.Наполни бутылку водой до линии.
4.Отпусти шнурок в воду.
5.Чтобы он не упал внутрь, свободный конец шнурка обвяжи вокруг горлышка бутылки.
6.Проследи за результатом.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать ещё что нибуть интересное (Ответы детей). Тогда давайте мы с вами определим если у воды запах.
Воспитатель: Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята, давайте определим, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь положим в воду чеснок и помешаем. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Воспитатель: Теперь положим кусочек лимона и помешаем. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать, что растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)
Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(ВИДЕО № 1)
(Действующий вулкан)
Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.
Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды
Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.
Воспитатель: Какую, например? (воду)
Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.
Воспитатель:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?
Воспитатель: А почему так получилось?
Воспитатель: Вам понравился наш опыт?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.
Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!
- Итог. Рефлексия.
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....
«Увлекательное путешествие в страну экспериментов»
Сценарий Районного семинара по экспериментальной деятельности в ДОУ «Увлекательное путешествие в страну экспериментов»...
Конспект занятия «Путешествие в страну Экспериментов» по теме «Вулкан»
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....
Конспект экспериментирования в подготовительной группе "Путешествие в страну экспериментов"
Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения....
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов».
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе«Путешествие в страну Экспериментов». Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулк...
Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе.Тема: "Путешествие в страну Экспериментов"
Роль экспериментирования в развитии дошкольников велика. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают ...
Опытно -экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну экспериментов!"
Актуальность экспериментирования в старше - подготовительной группе обусловлена тем, что для развития личности ребенка особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело...