" По следам избушки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Меняйленко Валентина Дмитриевна

 Знакомство детей 5-6 лет с предметами русской старины и выявление  их сходств и различий с предметами нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_izbushki.docx9.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: используя элименты квест игры, познакомить детей с предметами русской старины и выявить их сходства и различия с предметами нашего времени.

  • Задачи:
    закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (сундук, печь, самовар и т. д.);
  • обогащать словарь: "изба", "ступа", "пест", "ухват";
  • развивать внимание, память, мышление, речь , художественно-творческие способности детей.
  • воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа;

Предварительная работа : чтение русских народных сказок и сказок К. И. Чуковского; просмотр мультфильмов по этим сказкам; беседы на тему "Быт людей в стародавние времена", "Бытовая техника в нашем доме", экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба".

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Мне сегодня на почту пришло одно фото. Интересно, от кого оно и что это могло бы значить (фото избушки)

(Это избушка бабы Яги )

Воспитатель:

-Почему вы так решили?

(предположения детей)

Воспитатель:

-А что такое избушка? (ответы детей)

Воспитатель:

-Изба —это  деревянный, сложенный из брёвен жилой дом в сельской  местности.

-А чем отличается избушка от избы?

-Посмотрите в каких раньше избах жили люди (рассматривают постройку на слайде)

-А где мы сейчас живём? (рассматривают современные постройки)

Видеозвонок от бабы Яги:

«Здравствуйте, мои яхонтовые! Вы меня узнали? Не пугайтесь, я вас не обижу, мне нужна помощь ! Пока я по делам летала, моя избушка по лесу целый день со Змеем Горынычем на перегонки бегала, да и растеряла всё то, что я годами копила. Помогите найти потерянные предметы из моей избушки!»

Воспитатель:

-Вы готовы помочь бабе Яге вернуть потерянные вещи?!  Баба Яга одолжила нам свою ступу с пестом, чтобы мы в ней отправились в сказку.

Воспитатель:

-А кто знает, что такое ступа и пест?

- Ступа для Яги летательный аппарат. А на кухне ступа с пестом инструменты для толчения или растирания любого продукта. Ступы были в каждом крестьянском доме.

Звучит сказочная мелодия и дети вместе с восптателем на большой ступе летят в лес.

Воспитатель:

-Как можно определить направление сбежавшего животного, человека , предмета? (по следам)

-Чьи следы нам нужно найти?

(из нескольких следов дети выбирают куриный, так как избушка на курьих ножках)

Дети находят след с подсказкой и воспитатель зачитывает её.

Воспитатель:

Первую вещь ты в той сказке найдёшь

Если мою загадку поймёшь.

От бабки посуда решилась сбежать,

И он старался от неё не отстать.

По дороге он бежал покрякивал

Через лужи, через лужи перескакивал.

Воспитатель:

-Какая сказка и какой предмет мы будем искать?

 (К. Чуковский «Федорино горе», утюг)

Воспитатель:

-Ребята, а давайте , когда мы  передвигаемся, то будем представлять себя избушками, согнём ноги в коленях , выпрямим спину, как-будто несём на себе дом и он не должен наклоняться.

Дети идут к Федоре и обнаруживают несколько утюгов.

 Воспитатель:

-Что вы знаете об утюгах? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Первым в быту людей появился   цельнолитой утюг из чугуна (показ утюга). Такой утюг разогревали на огне, и он был очень тяжелым. Тогда придумали угольный утюг .Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробке делали специальные отверстия по бокам, чтобы помещённые в неё угли, лучше грели. Утюгом нужно было всё время размахивать. С появлением электичества, утюги стали электрическими.

Воспитатель:

-Какой из них бабушки Яги?  

-Если вы правильно соедините цифры на рисунке, то сможете догадаться.

Дидактическая игра "Соедини по точкам"

 Дети забирают утюг и находят под ним второй след с подсказкой:

Воспитатель:

Эта вещь попала в сказку,

Где живёт один чудак.

Охраняет дом от сглазу,

Часто лазит на чердак.

Мило улыбнулся

Домовёнок …(Кузя)

Дети отправляются к домовёнку и находят у него два  сундука (большой и маленький). Рассматривают их.

Воспитатель:

-Что такое сундук? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Правильно! Это мебель. В давние времена сундук был самым главным предметом мебели. Его могли использовать как стол, стул или кровать.Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Чаще всего сундук изготавливался из дерева и отделывали металлическими деталями. Так же были, да и сейчас ими пользуются,  маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них хранятся   драгоценности.

Воспитатель:

-А куда люди складывают вещи в наше время? (шкаф)

-А какой сундук бабкин?

Воспитатель:

-Давайте немного развлечём Кузю, а он нам за это сундук вернёт.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Жил на свете домовой

Был весёлый, озорной.

Пляску очень он любил,

Танцевал, что было сил.

А ещё посуду мыл,

Подметал, обед варил.

На метле с Ягой летал,

Людям счастье предвещал.

Под сундуком дети находят ещё один след с подсказкой.

Воспитатель:

Она по полю пошла,

Она денежку нашла.

Побежала на базар и купила (самовар)

Воспитатель:

-Какая  сказка и какой предмет будем искать?

(Муха-Цокотуха, самовар)

Отправляются к мухе. Находят несколько самоваров  и чайник, рассматривают.

Воспитатель:

-Дети, что такое самовар и для чего он нужен?

 (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Сперва самовары грели на углях, затем появились электрические самовары. Самовары различались формой, размером, росписью. Со временем самовары устарели и им на смену пришли электрические чайники.

Воспитатель:

-Чтобы отгадать, какой из них бабы Яги, вы должны помочь мухе побольше узнать о гостях, которых она пригласила на свой день рождения.

Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Ход: воспитатель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Жук жужжит , а стрекоза?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Стрекоза стрекочет.

– Пчела  летает, а кузнечик ?

– Пчела живёт в улье, а муравей ?

– Божья коровка питается тлёй, а бабочка ? и т. д.

За правельные ответы воспитатель подсказывает, где самовар Яги и под ним ребята находят следующую подсказку:

Воспитатель:

Эту вещь найдёте в сказке

Про Емелю чудака.

Он на ней к царю катался,

Да отлёживал бока.

Воспитатель:

-Какая  сказка и какой предмет будем искать?

(сказка "По щучьему велению", предмет печка)

Отправляются к Емеле. Находят печь и  рассматривают.

Воспитатель:

- Дети, что вы знаете о печи?

 (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )

Воспитатель:

-В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Чтобы посадить хлеб в печь или достать чугунок с кашей использовали деревянную лопату и ухват.

А ещё печь нужна для обогрева жилища.

-А как люди сейчас обогревают жилище и готовят пищу? (ответы)

 -Ребята, а вы знаете, что хлеб, испечённый в русской печи отличается особым вкусом, ароматом?

Воспитатель:

-Для того, чтобы вернуть  последнюю потерянную вещь, мы должны для Емели что-нибудь приготовить.

-Какие будут предложения?

-А в каком городе мы живём? (в городе Калач)

-Чем славится наша калачеевская земля? (большим урожаем хлеба, выпечкой)

-Посмотрите, как выглядят наши калачи (показ слайда)

-А давайте для Емели испечём наш калач!

Практическая работа (лепка калача из солёного теста)

Баба-Яга:

-Спасибо, мои золотые дети! Теперь у меня всё на своих местах, а за ваши труды я вам передала подарок.

Воспитатель:

-Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали ?

- Спасибо за ваше старание!

Литература:

  1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском
  2. саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Детство Пресс».- 2010.
  3.  Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
  4.  Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., «Дрофа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

"Новый год" "Заюшкина избушка"

Сценарий на Новый год для младшей группы....

По следам Колобка

Конспект занятия по математике в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)

Закрепить знания детей о русских на­родных сказках.  Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоцио­нальный отклик,...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...

Театрализованная деятельность по сказке"Заюшкина избушка".Сказка "Заюшкина избушка"(текст).Сказка "Заюшкина избушка"(стихи).

1).Театрализованная деятельность.Презентация по теме:"Международный День Театра-27 марта".Инсценировка русской-народной сказки "Заюшкина избушка".Литературно-художественное сопрово...