" По следам избушки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей 5-6 лет с предметами русской старины и выявление их сходств и различий с предметами нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_izbushki.docx | 9.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: используя элименты квест игры, познакомить детей с предметами русской старины и выявить их сходства и различия с предметами нашего времени.
- Задачи:
закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (сундук, печь, самовар и т. д.); - обогащать словарь: "изба", "ступа", "пест", "ухват";
- развивать внимание, память, мышление, речь , художественно-творческие способности детей.
- воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа;
Предварительная работа : чтение русских народных сказок и сказок К. И. Чуковского; просмотр мультфильмов по этим сказкам; беседы на тему "Быт людей в стародавние времена", "Бытовая техника в нашем доме", экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба".
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Мне сегодня на почту пришло одно фото. Интересно, от кого оно и что это могло бы значить (фото избушки)
(Это избушка бабы Яги )
Воспитатель:
-Почему вы так решили?
(предположения детей)
Воспитатель:
-А что такое избушка? (ответы детей)
Воспитатель:
-Изба —это деревянный, сложенный из брёвен жилой дом в сельской местности.
-А чем отличается избушка от избы?
-Посмотрите в каких раньше избах жили люди (рассматривают постройку на слайде)
-А где мы сейчас живём? (рассматривают современные постройки)
Видеозвонок от бабы Яги:
«Здравствуйте, мои яхонтовые! Вы меня узнали? Не пугайтесь, я вас не обижу, мне нужна помощь ! Пока я по делам летала, моя избушка по лесу целый день со Змеем Горынычем на перегонки бегала, да и растеряла всё то, что я годами копила. Помогите найти потерянные предметы из моей избушки!»
Воспитатель:
-Вы готовы помочь бабе Яге вернуть потерянные вещи?! Баба Яга одолжила нам свою ступу с пестом, чтобы мы в ней отправились в сказку.
Воспитатель:
-А кто знает, что такое ступа и пест?
- Ступа для Яги летательный аппарат. А на кухне ступа с пестом инструменты для толчения или растирания любого продукта. Ступы были в каждом крестьянском доме.
Звучит сказочная мелодия и дети вместе с восптателем на большой ступе летят в лес.
Воспитатель:
-Как можно определить направление сбежавшего животного, человека , предмета? (по следам)
-Чьи следы нам нужно найти?
(из нескольких следов дети выбирают куриный, так как избушка на курьих ножках)
Дети находят след с подсказкой и воспитатель зачитывает её.
Воспитатель:
Первую вещь ты в той сказке найдёшь
Если мою загадку поймёшь.
От бабки посуда решилась сбежать,
И он старался от неё не отстать.
По дороге он бежал покрякивал
Через лужи, через лужи перескакивал.
Воспитатель:
-Какая сказка и какой предмет мы будем искать?
(К. Чуковский «Федорино горе», утюг)
Воспитатель:
-Ребята, а давайте , когда мы передвигаемся, то будем представлять себя избушками, согнём ноги в коленях , выпрямим спину, как-будто несём на себе дом и он не должен наклоняться.
Дети идут к Федоре и обнаруживают несколько утюгов.
Воспитатель:
-Что вы знаете об утюгах? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )
Воспитатель:
-Первым в быту людей появился цельнолитой утюг из чугуна (показ утюга). Такой утюг разогревали на огне, и он был очень тяжелым. Тогда придумали угольный утюг .Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробке делали специальные отверстия по бокам, чтобы помещённые в неё угли, лучше грели. Утюгом нужно было всё время размахивать. С появлением электичества, утюги стали электрическими.
Воспитатель:
-Какой из них бабушки Яги?
-Если вы правильно соедините цифры на рисунке, то сможете догадаться.
Дидактическая игра "Соедини по точкам"
Дети забирают утюг и находят под ним второй след с подсказкой:
Воспитатель:
Эта вещь попала в сказку,
Где живёт один чудак.
Охраняет дом от сглазу,
Часто лазит на чердак.
Мило улыбнулся
Домовёнок …(Кузя)
Дети отправляются к домовёнку и находят у него два сундука (большой и маленький). Рассматривают их.
Воспитатель:
-Что такое сундук? (дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )
Воспитатель:
-Правильно! Это мебель. В давние времена сундук был самым главным предметом мебели. Его могли использовать как стол, стул или кровать.Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Чаще всего сундук изготавливался из дерева и отделывали металлическими деталями. Так же были, да и сейчас ими пользуются, маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них хранятся драгоценности.
Воспитатель:
-А куда люди складывают вещи в наше время? (шкаф)
-А какой сундук бабкин?
Воспитатель:
-Давайте немного развлечём Кузю, а он нам за это сундук вернёт.
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Жил на свете домовой
Был весёлый, озорной.
Пляску очень он любил,
Танцевал, что было сил.
А ещё посуду мыл,
Подметал, обед варил.
На метле с Ягой летал,
Людям счастье предвещал.
Под сундуком дети находят ещё один след с подсказкой.
Воспитатель:
Она по полю пошла,
Она денежку нашла.
Побежала на базар и купила (самовар)
Воспитатель:
-Какая сказка и какой предмет будем искать?
(Муха-Цокотуха, самовар)
Отправляются к мухе. Находят несколько самоваров и чайник, рассматривают.
Воспитатель:
-Дети, что такое самовар и для чего он нужен?
(дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )
Воспитатель:
-Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Сперва самовары грели на углях, затем появились электрические самовары. Самовары различались формой, размером, росписью. Со временем самовары устарели и им на смену пришли электрические чайники.
Воспитатель:
-Чтобы отгадать, какой из них бабы Яги, вы должны помочь мухе побольше узнать о гостях, которых она пригласила на свой день рождения.
Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Ход: воспитатель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Жук жужжит , а стрекоза?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Стрекоза стрекочет.
– Пчела летает, а кузнечик ?
– Пчела живёт в улье, а муравей ?
– Божья коровка питается тлёй, а бабочка ? и т. д.
За правельные ответы воспитатель подсказывает, где самовар Яги и под ним ребята находят следующую подсказку:
Воспитатель:
Эту вещь найдёте в сказке
Про Емелю чудака.
Он на ней к царю катался,
Да отлёживал бока.
Воспитатель:
-Какая сказка и какой предмет будем искать?
(сказка "По щучьему велению", предмет печка)
Отправляются к Емеле. Находят печь и рассматривают.
Воспитатель:
- Дети, что вы знаете о печи?
(дети отвечают на вопрос, а воспитатель уточняет и расширяет их знания )
Воспитатель:
-В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Чтобы посадить хлеб в печь или достать чугунок с кашей использовали деревянную лопату и ухват.
А ещё печь нужна для обогрева жилища.
-А как люди сейчас обогревают жилище и готовят пищу? (ответы)
-Ребята, а вы знаете, что хлеб, испечённый в русской печи отличается особым вкусом, ароматом?
Воспитатель:
-Для того, чтобы вернуть последнюю потерянную вещь, мы должны для Емели что-нибудь приготовить.
-Какие будут предложения?
-А в каком городе мы живём? (в городе Калач)
-Чем славится наша калачеевская земля? (большим урожаем хлеба, выпечкой)
-Посмотрите, как выглядят наши калачи (показ слайда)
-А давайте для Емели испечём наш калач!
Практическая работа (лепка калача из солёного теста)
Баба-Яга:
-Спасибо, мои золотые дети! Теперь у меня всё на своих местах, а за ваши труды я вам передала подарок.
Воспитатель:
-Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы узнали ?
- Спасибо за ваше старание!
Литература:
- Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском
- саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Детство Пресс».- 2010.
- Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., «Дрофа», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»
Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....
"Новый год" "Заюшкина избушка"
Сценарий на Новый год для младшей группы....
По следам Колобка
Конспект занятия по математике в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Конспект интегрированного занятия «По следам русских народных сказок» ( старший возраст)
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик,...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...
Театрализованная деятельность по сказке"Заюшкина избушка".Сказка "Заюшкина избушка"(текст).Сказка "Заюшкина избушка"(стихи).
1).Театрализованная деятельность.Презентация по теме:"Международный День Театра-27 марта".Инсценировка русской-народной сказки "Заюшкина избушка".Литературно-художественное сопрово...