Сенсорное развитие детей раннего возраста или что такое сенсорика?
статья по окружающему миру на тему

Чепрасова Татьяна Александровна

Что такое сенсорика? Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста или что такое сенсорика?

Что такое сенсорика? Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха.

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

В условиях целенаправленной содержательной деятельности развитие ощущений и восприятий происходит успешнее, так как не только создаются благоприятные условия для этого, но и появляется потребность в овладении звуком, цветом, формой, пространственными ориентировками. Прежде чем нарисовать какой-то предмет, надо вычленить его форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; для того чтобы поиграть в веселую музыкальную игру, надо вслушаться в музыку, уловить мелодию, или силу звучания, или высоту звуков.

Для определения свойств и качеств предметов детей учат обследовать их. Обследование — это специально организованное восприятие для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся последовательно выделять форму, величину, пространственные отношения, цвет.

Одна из задач сенсорного развития — формирование у человека представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с эталонами и называет цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их. Обучение обследованию производится с учетом возраста детей: младшим даются предметы, более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; мелодии простые, с контрастной силой звучания, высотой звуков, темпом исполнения разных частей. Старшие дети рассматривают и анализируют все окружающие их предметы, выделяют большое количество свойств и качеств (цвет, форму, вес, твердость, фактуру материала и др.); для определения характера произведения им даются более сложные мелодии, ритмические рисунки, менее заметные переходы от одного темпа к другому, что заставляет детей вслушиваться в исполнение музыкального произведения

Дети, с которыми последовательно проводится работа по обучению обследованию, выделяют и называют большее количество признаков обследуемых объектов. Это и есть та аналитическая деятельность ребенка, которая позволяет ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать их существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.

Начальные этапы познания обеспечиваются воспитания процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста. Найди предмет такой формы.

Цель:  - закрепить представление детей о круге и треугольнике.Задачи: - учить детей узнавать и называть эти геометрические        фигуры...

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...