Эко-квест "Маленькие ученые в Антарктиде".
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

В наше время очень популярны различные развлекательные мероприятия с детьми.Одним из таких интересных мероприятий может стать квест! А эко-квест будет актуален вдвойне! Само слово "квест" в переводе с английского переводится как "поиск" или "игра с заданиями". Представленный квест разрабатывался для детей старшего дошколькного возраста и имеет экологический сюжет. Одним из важнейших аспектов квеста является то , что дети решают поставленные задачи самостоятельно,участие взрослого минимально!Итак кто заинтересовался удачи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-kvest.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКО-КВЕСТ «МАЛЕНЬКИЕ УЧЁНЫЕ В АНТАРКТИДЕ»

Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;

Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умения пользоваться мнемотаблицами;

-развивать речь, обогащать словарный запас  (слова:  учёный или научный сотрудник, экспедиция,  полярник, айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные задачи:

-воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы по выявление лидера и его безоговорочного авторитета (капитана ), а так же учить выполнять  правила игры  и объяснять о важности взаимопомощи в команде.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры « Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Животные Антарктиды».

Оборудование и материалы:

-халат учёного, очки, телефон, карточки с заданиями, географическая карта, глобус, компас, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;

- карточки, карандаши для игры « Кто где живет».

Ход игры:

 Слайд № 1 – (дети играют в учёных)[ см.ПРИЛОЖЕНИЕ 2]

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло странное сообщение. Говорят, что животные Антарктиды решили что у нас тут вовсе не детский сад, а целый институт по преобразованию сгущенки в мороженое. А ещё говорят, что зверюшки, никогда не пробовали мороженое, и им очень бы хотелось, его попробовать.

-Итак, предлагаю нам с вами поддержать животных и преобразовать нашу группу в тот самый институт, а нас с вами в сотрудников НИИ «Низкотемпературных Преобразований Сгущенки в Мороженое»

Для этого необходимо назначить директора института, выдать халат, очки для важности, а так же обозначить  личный кабинет. У такого института есть свой штат сотрудников (ст.научный сотрудник, мл.научный  сотрудник, лаборант, « заместитель заместителя» и.т.д

У всех ребят должна быть своя должность и предполагаемая ответственность.

В кабинете директора раздается телефонный звонок.

-Алло? Я вас слушаю!

Звонит секретарь: «Иван Иванович, вам письмо»

-Зайдите Катенька.

Далее все сотрудники вызываются в  кабинет директора на совещание. Директор зачитывает текст письма:

«Уважаемые сотрудники института, вы наверное слышали о глобальном потеплении и проблеме изменения климата. Из-за повышения температуры  животные нашего материка страдают (они не привыкли к теплу и хотели бы охладиться). Ждём помощи. Животные Антарктиды.»

Что предлагаете уважаемые коллеги? Решено отправляемся в экспедицию к берегам  Антарктиды.

Воспитатель: Антарктида - загадочное место попасть туда не так просто! Загадки Антарктиды это задания, которые обозначены стрелочками и находятся в группе. Необходимо найти все задания и разгадать их. За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с буквой. В самом конце игры из карточек получится секретное слово или « шифровка», ваша задача понять её смысл.

У каждого задания есть свой цвет (цвет карточки и цвет стрелок совпадает).

Воспитатель: Итак, вы отправляетесь на первое задание и получаете карточку с жёлтым цветом.

Слайд №2(Антарктида фото)

Задание №1: Где находится Антарктида? Найдите её на карте и глобусе. Каким цветом  отмечена  Антарктида? (белым! )

 Что означает белый цвет? (снег, лед, холод )

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура  воздуха минус  - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег и метут метели. После верных ответов ребята, получают карточку со значком.(Кастрюля со льдом, холодильник, сундук).

Слайд №3(отправляемся в экспедицию)

Задание №2 имеет красный цвет. В коробке  лежат вещи разных сезонов, детям необходимо выбрать те вещи, которые пригодятся им в экспедиции.

Получают карточку со стрелочкой. Выбранные вещи одевают на себя.

Слайд №4(Компас и аптечка)

Задание №3 имеет синий цвет. Это что? (компас ) для чего он нужен?(определять направление движения). А это что такое? ( аптечка). Для чего нужна аптечка?(чтобы оказать помощь себе или другу )

Получают карточку с буквой «Е».

Слайд № 5 (Как туда добраться?)

Задание №4 имеет оранжевый цвет. Выяснить маршрут и способ передвижения. Как добраться до берегов Антарктиды? Что такое Ледокол? Рассматривание версий.

Получают карточку с буквой «О» 

Слайд № 6 (Ледокол Красин)

Задание №5 имеет коричневый цвет .С помощью атрибутов из сюжетно- ролевой игры «Моряки» создать  движение  ледокола.

Получают букву «Н

Слайд №7 – Антарктида

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? ( Айсберги ) Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника) Опасны ли айсберги?  Для кого?  (большую опасность айсберги представляют для кораблей.)  

Задание №6 имеет голубой цвет. Выполнить опыт.

Опыт со льдом:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, берём и помещаем в воду  большой кусок льда. Представьте, что это отколотый кусок льда. Он утонул?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Почему? ( Лёд легче воды).Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему?( потому что под водой находится его большая часть и она не видна ).

Получают букву «Е»

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?» ( лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду,  добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо -  упадешь, поломаешь ногу, руку; можно  провалиться  и утонуть; холодно – простынешь)

Слайд№8(Животные Антарктиды)

Задание №7 имеет цвет фиолетовый. Какие животные обитают на самом холодном материке планеты?(Различные виды тюленей, среди них и самый грозный и опасный хищник – морской леопард, пингвины, синие киты, птицы, несколько видов рыб, а так же морской криль.

Получают букву «Ж»

Слайд №9(Морской леопард и тюлень)

Задание№8 имеет серый цвет.

Воспитатель:  - Почему вы решили, что это животные? Чтобы вам было легче рассказывать, я предлагаю вам такую таблицу( дети рассказывают по мнемотаблице ). Чем они похожи? (дети рассказывают по мнемотаблице –оба животные, у них есть морда, тело  покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского леопарда, рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком )

Воспитатель:  Вы знаете, что ученые прозвали этого морского котика- пятнистый морской леопард. Как вы думаете, почему? ( за его окрас – пятнышки на теле, а также за его хищный нрав).

Получают карточку с буквой «О»

Слайд № 10( птицы Антарктиды)

Задание №9 имеет бордовый цвет.

Воспитатель:  Кто это?( птицы ). Назовите их( пингвины, поморник, альбатрос, буревестник ). Почему это птицы?Вам поможет таблица( рассказ по мнемотаблице - У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца ).

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать ).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.

Опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже).А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Молодцы, подойдите все ко мне. Посмотрите на экран.

Получают карточку с буквой «Р»

 Слайд № 11– детский сад пингвинов

Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.

У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком  суровом крае.

 Слайд №12(Фото пингвины на зарядке).

Физминутка: «Жили-были три пингвина Пик,Пак,Пок…»

Получают букву «О»

Слайд № 13- Фото полярника

Задание №10 имеет зелёный цвет. Живут ли люди в Антарктиде?И что такое полярное сияние? Кто такие полярники?(учёные исследователи Антарктиды проживающие на полярной станции, помогают животным и изучают особенности местного климата). Воспитатель: Полярники проживающие на станциях «Мирный» или «Восток», наблюдая  за погодой и  жизнью Антарктиды передают свои наблюдения на большую землю. Ребята, вы знаете, в Антарктиде полгода длится полярный день и полгода полярная ночь, совсем ни так как у нас с вами день сменяет ночь за одни сутки.

Слайд № 14 - День.

Воспитатель: Это как вы уже догадались полярный день.

Слайд № 15 – Ночь.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…)

В Антарктиде  уже наступает полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 16 ( Полярное Сияние.Красота небесного свечения)

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей  прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление?( блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)

Воспитатель: Какое сияние?(сверкающее, блестящее, красивое )

Воспитатель: Какие чувства вы испытывали? (радость, удивление, восхищение).Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?  Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно  станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. А сейчас настало время получить последнюю карточку в вашей головоломке и вспомнить все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА? ( дети рассказывают по пямяти).

1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;

2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;

3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

4. В Антарктиде  живут животные: тюлень, морской котик,  морской слон.  Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью,  тело овальной формы.  Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.

5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.

6.Мы узнали что такое полярное сияние.

Итак, вы получаете последнюю  карточку с буквой «М».Разгадав головоломку, сможете помочь животным и подсластить свой животики!

Слайд № 17(Спасибо, молодцы ребята!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Есть ли ясли в Антарктиде?"

Занятие по знакомству с природным миром для детей старшего дошкольного возраста....

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен

Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....

Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.

Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....

Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

  В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...

Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного  возраста. Развлечение  проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...

«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольн...