Путешествие в сказку. Знакомство со свадебным костюмом
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сафрайтер Елена Семёновна

Знакомство детей в русско-народной одеждой, свадебным костюмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия в подготовительной группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
(знакомство со свадебным костюмом)

Воспитатель: Сафрайтер Е.С.

г. Ярославль
2014 г.


Программное содержание:

  1. Дать детям представление о русском народном свадебном костюме.
  2. Закрепить представление о русском народном повседневном костюме.
  3. Активизировать словарь детей: атлас, шелк, кичка рогатая, кокошник,

сорока, подол.

  1. Продолжать учит применять пословицы и поговорки в соответствии с
    ситуацией.
  2. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать.
  3. Продолжать развивать коммуникативные способности (общительность,
    ориентировку в новых ситуациях)
  4. Продолжать развивать способность эстетического восприятия
    произведений малых фольклорных форм.
  5. Воспитывать чувства доброты, сопереживания, заботы к окружающим,
    взаимовыручку.
  6. Воспитывать гордость и уважение к традициям русского народа.


Подготовка воспитателя:

  1. Написала конспект.
  2. Привлекла родителей к изготовлению костюмов.
  3. Подобрала русские народные сказки, потешки, частушки, пословицы, игру
    к занятию.
  4. Изготовила кукол манекенов в русской народной одежде, бабу - ягу,
    Аленушкку.
  5. Собрала предметы быта.

Подготовленность детей:

  1. Знают и играют в русские народные игры.
  2. Выучили частушки, потешки, пословицы,
  3. Слушай русские народные сказки, исценировали их.
  4. Придумывали сказки.

Литература:

  1. Д/в № 7, 1990 г. стр. 15 «Народное творчество в развитии речевой
    активности»
  2. № 9, 1991 г.ж , стр. 16 «Использование малых фольклорных форм».
  3. № 5, 1993 г. стр.        «Формирование у детей интереса к русскому

фольклору»

  1. № 5, 1988 г. стр. 13 «Народное творчество как средство воспитания любви
    к родному краю»
  2. № 4, 1984 г., стр. 8 «Использование пословиц и поговорок в работе с

детьми».


Столик удивления: котик.

Ребята, как вы думаете, что он у нас; делает?

Откуда- он прибежал? Что-то он грустный и молчит. Может быть мы
попытаемся его развеселить?

А как, будем читать потешки? (Чтение потешек)

Посмотрите ка, он письмо нам принес. Как вы думаете от кого это письмо?
Как узнать?
(Предлагаю прочитать письмо детям)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Аленушка. Я знаю, что вы любите
русские народные сказки и то, что вы сильные и добрые. Со мной случилась
беда. Меня похитили».

Как вы думаете, из какой русской народной сказки может быть Аленушка?
Кто мог похитить Аленушку?

Почему котик помог ей?

Что нам теперь делать ?

Как мы можем попасть в сказку?

Что для этого надо?

Котик хочет нам что-то сказать. (Ему пора в обратный путь). Пойдемте
приготовимся к путешествию в сказку. (Дети идут в спальню переодевать
русские народные костюмы. Младший воспитатель расставляет горницу
.
включает русскую народную музыку)

В спальне:

С чего начинаются сказки?

Чем заканчиваются?

Какие бывают зачины, концовки?

Я думаю и у нашей сказки будет счастливая концовка.


Ход занятия:

(Под русскую народную музыку дети входят в горницу)

Воспит.: Что же здесь произошло?

Кто мог все раскидать? (Баба - яга сидит за печкой)

Ага, старые знакомые пожаловали!;

Баба-Яга: А вы кого ожидали здесь увидеть?

Воспит.: Дети, почему Б. Яга похитила Аленушку?

Баба-Яга: Опять мне грустно стало. Я тоже хочу подарков, а то Аленка всем вам
подарки мастерит. Что ж ищите, найдете, ваши будут.
(В сундуке нашли
манекены куклы в русском народном повседневном костюме)

Воспит.: Ой, да здесь кукла. Это наша старая знакомая.

Что можно сказать про одежду куклы?

Куда ходили в этом костюме?

Для кого эта одежда, для девочек или для женщин ?

Баба-Яга: Ребята, как много вы рассказали о повседневном русском народном
костюме. Откуда вы все узнали? Понравились мне ваши рассказы. Но не все вы
достали из сундука. Повнимательней надо быть. Главный сюрпризик впереди.
Воспит.: Действительно, мы и не заметили; В сундуке еще что то есть. (Еще
одна кукла в русском народном костюме)
 Какой интересный костюм.

- Как вы думаете, что это за костюм? Я тоже не знаю. Давайте вместе
подумаем.

Кто его носил?

Когда его одевали? Почему?

Куда можно было пойти в этом костюме?

Почему вы думаете только на праздник?

Почему в нем нельзя работать: воду носить, готовить, полы мыть?
Действительно, не зря про лентьев говорят «Работает спустя рукава».


Мы с вами определили, догадались, что не для работы этот костюм: и
дорогая ткань, украшения, рукава слишком длинные и уж очень он наряден. Но
точно не знаем, когда его надевали и что это за костюм.

Где мы можем точно узнать об этом костюме? (музее, библиотеке, в
книгах, от взрослых, по телевизору)

Давайте куклу поставим в раздевальную комнату, а вы спросите у
родителей, может они что -то знают и вам расскажут. А я дома почитаю
«Энциклопедию русского быта». А завтра мы с вами встретимся и все
расскажем друг другу.

Вое пит.: Баба Яга, а где же Аленушка?

Баба-Яга: Ишь, что захотели узнать. Повеселите меня тогда и скажу.

Воспит.: Ребята, как мы можем развеселить Бабу ягу?

Воспит.: Эй, молодцы добрые, девицы красные,

Будет вам сидеть выходите петь , плясать,

Бабе - Яге настроение поднимать!

Баба-Яга: Ой беда, беда, в огороде лебеда,

Ни за что не рассмеюсь, только пуще разозлюсь!

Воспит.: А теперь послушай наши частушки.(Частушки)

Баба-Яга: Кочергу продали, метлу продали,

Пойду плясать, лапоточки топтать!

Воспит.: Ну как развеселили мы тебя?

Баба-Яга: Не совсем.

Воспит.: А может и поиграем с Бабой-Ягой ? (р/н игра «Баба-Яга»)

Баба-Яга: Что ж, развеселили вы меня. Сдержу свое слово. Ступайте к себе, а
Аленушка вас поджидать будет.

Воспит.: Ребята, а давайте выскажем свои пожелания Бабе-Яге, чтобы она так
больше не поступала - пословицами и поговорками.
(О дружбе. о труде)
Баба-Яга: Спасибо, ребятушки, на добром слове. Но живя в лесу видно я совсем
поглупела, да одичала. Объясните мне пожалуйста почему так говорят:


«Долог день до вечера, если делать нечего»

«Маленькое дело, лучше большого безделья»

«Нет друга, так ищи, а нашел-береги»

Баба-Яга: Что ж, ребята, спасибо, объяснили мне, как надо дружить, каким надо
быть, постараюсь исправиться.

Воспит.: Солнце по небу гулять пустилось,

Детвора навеселилась,

А Бабушка-Яга
Играть устала, прилегла,

Уходить и нам пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русским костюмом»

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе«Знакомство с русским костюмом»...

Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.Нео...

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Свадебный костюм Псковской губернии

План занятия из цикла "Куклы в народных костюмах". ФЦКМ...

Алтайский свадебный костюм

Проект по патриотическому воспитанию. Цель проекта: познакомить детей с национальными особенностями алтайцев....

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....