«Знакомство с русским костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе
«Знакомство с русским костюмом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_logopedicheskoy_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе
«Знакомство с русским костюмом»
Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом
Задачи:
в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;
в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную речь. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.
в области воспитания – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Методические приёмы:
Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения,).
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики.
Форма организации занятия: фронтально.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии
Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский)
Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки; Хозяюшка в русском наряде, самовар
Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение фольклорного праздника в школе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, просмотр презентаций, изготовление костюмов, кукол, создание своего орнамента для сарафана
Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Проводит педагог-психолог
Педагог-психолог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы. А для того , чтобы настроиться на отличную работу мы проведем нашу зарядку
упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура. Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений.)
Педагог-психолог- молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.
2. Под музыку входит Хозяюшка,
Хозяюшка- здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном),
проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.
Хозяюшка - какие вы статные да ладные , обращается к детям : как звать , вас, красна девица?
Как звать , вас, добрый молодец? (после того, как ребенок отвечает, она спрашивает : скажи , Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая) и т.д. , дети называют части костюма
Хозяюшка – а как можно назвать одежду, в которую одеты наши гости? (ответы детей : современная), а как назовем мы одежду, в которую одеты вы? (русский народный костюм).Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*., считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак –«что ж ты распоясался?»,считалось позором если женщина была без головного убора- пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим из какой ткани сделаны ваши сарафаны и рубахи ( ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира).Посмотрите какие у меня еще есть костюмы, а сделаны они из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям. )
Хозяюшка – а теперь мы попробуем, как раньше пряли, ткали .Приготовили ваши пальчики.
Упражнение «колечки» -Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.
Хозяюшка – представьте, что вы сидите за станком и переплетаете нити для полотна, или плетете лапти, возьмите ваши ленточки в обе руки и одновременно скатайте и, обязательно следите глазами.
Упражнение «ленточки», модификация «двойных рисунков»- повышаются внимание и собранность
3.Педагог-психолог- спасибо Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора отдохнуть.
.Физкультминутка
Мы красиво нарядились, (показывают наряды)
Вкруг себя оборотились, (повернулись)
Вышли песенки попеть, (упражнение –зевота, удаляющее напряжение.)
На людей посмотреть.
Вышли дружно поиграть, (упражнение – помпа)
Себя людям показать.
Педагог-психолог – а теперь сядем, и нарисуем «лежачую восьмерку»
Упражнение помогает использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.
4 Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).
- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?
Лапоть, сапог, туфля, поршень.
Лавка, стул, сундук, люлька.
Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.
Теремок, изба, дворец, высотный дом.
Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.
Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.
5 Упражнение «Кто больше заметит?»
- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка
- Сейчас Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось Например: платок был завязан, а сейчас развязан.
Затем дети рассказывают, что изменилось, и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.
6. Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие ?Дети отвечают на вопросы психолога.
Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси.
7.. Сюрпризный момент.
Хозяюшка - приготовила нам угощение.
Хозяюшка выносит на подносе пряники и конфеты, угощает ими детей.(под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с русским народным костюмом
Кокшники, сарафаны... а что ещё вы знаете о русском народном костюме? Предлагаем вам узнать иные отличительные черты....
Конспект образовательной деятельности на тему:"Знакомство с русским костюмом"
Конспект НОД на тему:" Знакомство с русским костюмом"...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
ОД "Что прячется в старинном сундуке" знакомство с русским костюмом его историей.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохр...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом»
данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с руссим национальным костюмом...
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....