«Знакомство с русским костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе

«Знакомство с русским костюмом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе

«Знакомство с русским костюмом»

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом

Задачи:

в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать  представления об элементах костюма;

в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную речь. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.                  

в области воспитания – прививать  любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Методические приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения,).

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики. 

Форма организации занятия: фронтально.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский)

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки;  Хозяюшка  в русском наряде, самовар  

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение фольклорного праздника в школе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, просмотр презентаций, изготовление костюмов, кукол, создание своего орнамента для сарафана

Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Проводит педагог-психолог  

Педагог-психолог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы. А  для того , чтобы настроиться на отличную работу мы проведем нашу зарядку

упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура. Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений.)

Педагог-психолог- молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.

2. Под музыку входит Хозяюшка,

Хозяюшка- здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном),

проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.

Хозяюшка - какие вы статные да ладные , обращается к детям : как звать , вас, красна девица?

Как звать , вас, добрый молодец? (после того, как ребенок отвечает, она спрашивает :  скажи , Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая) и т.д. , дети называют части костюма

Хозяюшка – а как можно назвать одежду, в которую одеты наши гости? (ответы детей : современная), а как назовем мы одежду, в которую одеты вы? (русский народный костюм).Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*., считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак –«что ж ты распоясался?»,считалось позором если женщина была без головного убора- пришло к нам выражение  «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим из какой ткани сделаны ваши сарафаны и рубахи ( ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира).Посмотрите какие у меня еще есть костюмы, а сделаны они из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям. )

Хозяюшка – а теперь мы попробуем, как раньше пряли, ткали .Приготовили ваши пальчики.

Упражнение «колечки» -Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Хозяюшка – представьте, что вы сидите за станком и переплетаете нити для полотна, или плетете лапти, возьмите ваши ленточки в обе руки и одновременно скатайте и, обязательно следите глазами.

Упражнение «ленточки», модификация «двойных рисунков»- повышаются внимание и собранность

3.Педагог-психолог- спасибо Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора  отдохнуть.

.Физкультминутка

Мы красиво нарядились,                                                             (показывают наряды)

Вкруг себя оборотились,                                                             (повернулись)

Вышли песенки попеть,                                                               (упражнение –зевота,             удаляющее  напряжение.)

На людей посмотреть.

Вышли дружно поиграть,                                                            (упражнение – помпа)

Себя людям показать.

Педагог-психолог – а теперь сядем, и нарисуем «лежачую восьмерку»

Упражнение помогает использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.

4        Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).

- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?

Лапоть, сапог, туфля, поршень.

Лавка, стул, сундук, люлька.

Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.

Теремок, изба, дворец, высотный дом.

Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.

5        Упражнение «Кто больше заметит?»

- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка  Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка

-  Сейчас  Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом  внимательно посмотрите и скажите, что изменилось  Например: платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем  дети  рассказывают,  что  изменилось,  и  самостоятельно воссоздают первоначальный образ.

6. Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие ?Дети отвечают на вопросы психолога.

Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. 

7.. Сюрпризный момент.

Хозяюшка - приготовила нам угощение.

Хозяюшка выносит на подносе пряники и конфеты, угощает ими детей.(под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русским народным костюмом

Кокшники, сарафаны... а что ещё вы знаете о русском народном костюме? Предлагаем вам узнать иные отличительные черты....

Конспект образовательной деятельности на тему:"Знакомство с русским костюмом"

Конспект НОД на тему:" Знакомство с русским костюмом"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

ОД "Что прячется в старинном сундуке" знакомство с русским костюмом его историей.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохр...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с руссим национальным костюмом...

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....