Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"
проект (старшая группа) на тему

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Чем дальше в будущее входим

                                             Тем больше прошлым дорожим

                                       И в старом красоту находим

                                         Хоть новому принадлежим…

Проект: «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским».

Проблема

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.

Цель проекта: формировать у дошкольников представление об орнаменте и национальной одежде народов Мордовии; расширить и углубить знания детей о малой Родине;
воспитывать любовь к национальной культуре мордовского народа;
познакомить с национальными костюмами и вышивкой;
предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;                                                                                                                        

развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- формировать интерес к культурному наследию народов Мордовии;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений;

- формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества.

Объект исследования. Воспитание интереса к национальным костюмам жителей Мордовии, стремление изучить и понять наши национальные традиции.

Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальными костюмами.

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма. Дети также узнают, как неграмотные  крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки". Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

Мир и общество меняются, приходит много хорошего, нового на смену устаревшим устоям. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиции у людей образовывалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтоб воспитанники хоть немного знали историю своего народа.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.

             Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
  5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

Авторы проекта: Салямова Лариса Марсовна

                                Курдюшкина Марина Владимировна

Участники проекта: дети средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный (2013/14 уч.год; 2014/2015 уч. год)

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный. (сентябрь-октябрь)

- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

  1. Организационно-практический. (ноябрь-май)

План работы над проектом

Месяц

Направление

 деятельности

Содержание

работы

Участники

Ноябрь

Наблюдение

Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах

Воспитатели и дети

Беседы с детьми

Знакомство с национальными мордовскими костюмами

Воспитатели, дети

Экскурсии

Мини-музей детского сада

Воспитатели и дети

Месяц

Направление

 деятельности

Содержание

работы

Участники

Декабрь

        Художественно-эстетическое развитие

Рисование,

украшение мордовского передника

Воспитатели и дети

Культурно-досуговое деятельность

Драматизация сказки «Как собака друга искала»

Воспитатели, дети, родители

Познание НОД

Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде

Воспитатели и дети

Месяц

Направление

деятельности

Содержание

работы

Участники

Январь

Беседы

Знакомство с «Татуней и Алдуней»

Воспитатели и дети

Физическое развитие

Мордовская народная подвижная игра «В зайцы»

Воспитатели дети

Чтение художественной литературы

Чтение сказки

«Свинка»

Воспитатели и дети

Художественно-эстетическое

творчество

Лепка по сказке «Свинка».

Выставка поделок

Воспитатели, дети, родители

        

        

Месяц

Направление

 Деятельности

Содержание

работы

Участники

Февраль

Социализация

Д/и «Почини ичиги»

Воспитатели и дети

Беседа

Знакомство с национальным татарским костюмом

Воспитатели и дети

Экскурсия

Мини-музей

детского сада

Воспитатели и дети

Здоровье, физическая культура

П/и «перетягивание каната»

Воспитатели и дети

Познание НОД

Знакомство с достопримечательностями села Лямбирь

Воспитатели, дети, родители

Художественно-эстетическое развитие

Оформление косынки элементами  татарского орнамента

Воспитатели и дети

Месяц

Направление

 Деятельности

Содержание

работы

Участники

Март

Беседа, наблюдения

«Мы такие разные»

Рассматривание иллюстраций с изображение мордовских и татарских костюмов

Воспитатели и дети

Чтение художественной литературы

«Шуралэ»

Воспитатели и дети

Познание НОД

Праздник «Сабан туе»

Воспитатели, дети, родители

Физическое развитие

Татарская игра «Жмурки»

Воспитатели и дети

Культурно-досуговая деятельность

Рассматривание альбома «Достопримечательности села Лямбирь»

Воспитатели и дети

Месяц

Направление

 Деятельности

Содержание

работы

Участники

Апрель

Беседа

«Моя малая родина»

Воспитатели и дети

Экскурсия

Мини-музей детского сада

Воспитатели и дети

Чтение художественной литературы

Русские пословицы и поговорки, чтение русских народных сказок

Воспитатели и дети

Культурно-досуговая деятельность

Драматизация по сказке «Муха-цикатуха»

Воспитатели и дети

Месяц

Направление

 Деятельности

Содержание

работы

Участники

Май

Беседа

Знакомство с куклой Машей в русском народном костюме

Воспитатели и дети

Чтение художественной литературы

Восприятие русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Физическое развитие

«У  медведя  во бору»

Воспитатели и дети

Худодественно-эстетическое развитие

Украшение сарафана русским орнаментом

Воспитатели, дети


Литература

1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

2. Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй- научно-популярный очерк, 1997, Казань.

3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации

4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.

 5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.

7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;

8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

9. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

12. Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

13. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями

Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, ис...

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

Инновационный поиск -2014 Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с кубанским народным творчеством»

Цель:•Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа;•Воспитание уважения и любви к кубанскому народному творчеству;•Воспитание гражданских чувств, патриотизмаРазвитие способностей к пра...

Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)

 Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с образами святых-воинов А. Невского и И. Муромца в родной истории (в подготовительной к школе группе)

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и ...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...