Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"
проект (старшая группа) на тему
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим…
Проект: «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским».
Проблема
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.
Цель проекта: формировать у дошкольников представление об орнаменте и национальной одежде народов Мордовии; расширить и углубить знания детей о малой Родине;
воспитывать любовь к национальной культуре мордовского народа;
познакомить с национальными костюмами и вышивкой;
предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;
- привлечь родителей к проектной деятельности;
развивающие:
- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
- расширять словарный запас детей;
- формировать интерес к культурному наследию народов Мордовии;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений;
- формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества.
Объект исследования. Воспитание интереса к национальным костюмам жителей Мордовии, стремление изучить и понять наши национальные традиции.
Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальными костюмами.
Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.
Актуальность
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки". Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.
Мир и общество меняются, приходит много хорошего, нового на смену устаревшим устоям. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиции у людей образовывалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтоб воспитанники хоть немного знали историю своего народа.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
- Демонстрационный и дидактический материал.
- Методическая литература.
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
- Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
- Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
Авторы проекта: Салямова Лариса Марсовна
Курдюшкина Марина Владимировна
Участники проекта: дети средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: долгосрочный (2013/14 уч.год; 2014/2015 уч. год)
Условия реализации проекта:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
- Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно-накопительный. (сентябрь-октябрь)
- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
- Организационно-практический. (ноябрь-май)
План работы над проектом
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Ноябрь | Наблюдение | Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах | Воспитатели и дети |
Беседы с детьми | Знакомство с национальными мордовскими костюмами | Воспитатели, дети | |
Экскурсии | Мини-музей детского сада | Воспитатели и дети |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Декабрь | Художественно-эстетическое развитие | Рисование, украшение мордовского передника | Воспитатели и дети |
Культурно-досуговое деятельность | Драматизация сказки «Как собака друга искала» | Воспитатели, дети, родители | |
Познание НОД | Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде | Воспитатели и дети |
Месяц | Направление деятельности | Содержание работы | Участники |
Январь | Беседы | Знакомство с «Татуней и Алдуней» | Воспитатели и дети |
Физическое развитие | Мордовская народная подвижная игра «В зайцы» | Воспитатели дети | |
Чтение художественной литературы | Чтение сказки «Свинка» | Воспитатели и дети | |
Художественно-эстетическое творчество | Лепка по сказке «Свинка». Выставка поделок | Воспитатели, дети, родители |
Месяц | Направление Деятельности | Содержание работы | Участники |
Февраль | Социализация | Д/и «Почини ичиги» | Воспитатели и дети |
Беседа | Знакомство с национальным татарским костюмом | Воспитатели и дети | |
Экскурсия | Мини-музей детского сада | Воспитатели и дети | |
Здоровье, физическая культура | П/и «перетягивание каната» | Воспитатели и дети | |
Познание НОД | Знакомство с достопримечательностями села Лямбирь | Воспитатели, дети, родители | |
Художественно-эстетическое развитие | Оформление косынки элементами татарского орнамента | Воспитатели и дети |
Месяц | Направление Деятельности | Содержание работы | Участники |
Март | Беседа, наблюдения | «Мы такие разные» Рассматривание иллюстраций с изображение мордовских и татарских костюмов | Воспитатели и дети |
Чтение художественной литературы | «Шуралэ» | Воспитатели и дети | |
Познание НОД | Праздник «Сабан туе» | Воспитатели, дети, родители | |
Физическое развитие | Татарская игра «Жмурки» | Воспитатели и дети | |
Культурно-досуговая деятельность | Рассматривание альбома «Достопримечательности села Лямбирь» | Воспитатели и дети |
Месяц | Направление Деятельности | Содержание работы | Участники |
Апрель | Беседа | «Моя малая родина» | Воспитатели и дети |
Экскурсия | Мини-музей детского сада | Воспитатели и дети | |
Чтение художественной литературы | Русские пословицы и поговорки, чтение русских народных сказок | Воспитатели и дети | |
Культурно-досуговая деятельность | Драматизация по сказке «Муха-цикатуха» | Воспитатели и дети |
Месяц | Направление Деятельности | Содержание работы | Участники |
Май | Беседа | Знакомство с куклой Машей в русском народном костюме | Воспитатели и дети |
Чтение художественной литературы | Восприятие русской народной сказки «Царевна-лягушка» | ||
Физическое развитие | «У медведя во бору» | Воспитатели и дети | |
Худодественно-эстетическое развитие | Украшение сарафана русским орнаментом | Воспитатели, дети |
Литература
1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
2. Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй- научно-популярный очерк, 1997, Казань.
3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.
5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995
9. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
12. Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
13. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями
Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, ис...
Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...
Инновационный поиск -2014Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с кубанским народным творчеством»
Цель:•Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа;•Воспитание уважения и любви к кубанскому народному творчеству;•Воспитание гражданских чувств, патриотизмаРазвитие способностей к пра...
Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)
Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с образами святых-воинов А. Невского и И. Муромца в родной истории (в подготовительной к школе группе)
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и ...
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...